Современное развитие Республики Казахстан как демократического, светского, правового и социального государства требует не только создания условий для реализации прав и свобод граждан, но и обеспечения их надежной защиты.
В этой связи конституционная реформа 2022 года, инициированная Президентом Республики Казахстан К. Токаевым, ознаменовала новый этап правовой модернизации политической системы страны и была направлена на усиление правозащитной деятельности.
В рамках реформы были внесены изменения, способствующие дальнейшей демократизации политической сферы. Среди них перераспределение ряда властных полномочий, укрепление роли и статуса парламента.
Эти конституционные изменения заложили основу для более эффективной работы всех ветвей власти, повышения качества законотворчества и укрепления режима конституционной законности в стране. Важным шагом стало также обновление статуса конституционного закона «О прокуратуре», что должно способствовать усилению правозащитной деятельности и обеспечению высшего надзора за соблюдением законности в масштабах государства.
В рамках реформ были приняты меры, направленные на усиление социальной роли государства и правозащитных институтов. Эти меры включают расширение участия граждан в управлении страной, закрепление решения об отмене смертной казни, а также создание новых институтов, таких как Конституционный суд.
Принятые конституционные изменения подтверждают стремление Казахстана укрепить правозащитные механизмы, обеспечить прямой доступ граждан к правовым инструментам и предотвращать социальные конфликты.
С января 2023 года начал функционировать Конституционный суд, предоставляющий гражданам возможность напрямую оспаривать конституционность законов и других нормативных актов, затрагивающих их права и свободы. Ранее такое право было только у органов власти.
При рассмотрении обращений граждан в рамках конституционного производства осуществляется проверка соответствия нормативных правовых актов Конституции Республики Казахстан, если они затрагивают права и свободы, закрепленные Основным законом.
По данным информационного агентства «Хабар 24», за 8 месяцев 2023 года в Конституционный суд поступило более 4 тысяч обращений от граждан Казахстана, из них нормативное постановление вынесли по 21 [1].
Доступ граждан к конституционному контролю обеспечивается четкими законодательными требованиями к обращениям, определением порядка их рассмотрения, а также критериями и границами проверки. В своих нормативных постановлениях Конституционный суд формулирует правовые позиции, способствующие развитию законодательства, устраняя из правовой системы нормы, противоречащие Конституции.
Для анализа и выработки решений Конституционный суд учитывает мнения государственных органов, результаты научных исследований и заключения экспертов. Кроме того, при суде создан научно-консультативный совет, состоящий из учёных различных отраслей права. В его задачи входит предоставление рекомендаций по обеспечению верховенства Конституции и совершенствованию механизмов защиты прав и свобод граждан.
Роль Уполномоченного по правам человека также была существенно усилена. Этот институт занимается восстановлением нарушенных прав граждан и укрепляет правозащитные механизмы. В регионах назначены представители Уполномоченного, которые выполняют свои функции на уровне соответствующих административных единиц.
Уполномоченный имеет право обращаться в Конституционный суд по вопросам соответствия нормативных актов, затрагивающих фундаментальные права граждан. Граждане также могут подавать жалобы на действия, бездействие или решения должностных лиц и организаций, если считают, что их права нарушены.
Уполномоченный рассматривает такие жалобы, разъясняет заявителям порядок действий или направляет их в компетентные органы для проверки. По результатам рассмотрения жалоб он может направлять государственным органам рекомендации по восстановлению прав граждан, а также обращаться в суд в защиту прав и свобод широкого круга лиц.
Для укрепления взаимодействия между гражданами и государством Уполномоченный участвует в общественном диалоге для урегулирования споров между гражданами, государственными органами и акиматами. Более того, он может выступать в качестве наблюдателя за соблюдением прав человека в других странах по их приглашению.
Расширение полномочий Уполномоченного по правам человека значительно усиливает государственные гарантии защиты прав и свобод граждан, делая этот механизм более эффективным и доступным.
Конституционная реформа 2022 года, сопровождавшаяся принятием новых законов, проведением парламентских выборов и преобразованиями в исполнительной власти, стала отправной точкой для глубокой перезагрузки государственной системы Казахстана. Эти меры устранили политические монополии, препятствовавшие конкуренции и реформированию законодательства, а также укрепили основы верховенства права и гарантии защиты прав и свобод граждан [2].
Таким образом, защита прав человека в Казахстане становится не только правовой, но и важной политической и этической задачей, что способствует укреплению в обществе идеологии уважения прав и свобод. Совершенствование конституционной системы защиты продолжается, уточняя и развивая ее элементы в соответствии с международными нормами и стандартами.
В условиях перехода к новому государственному и общественно-политическому устройству, когда прежние правовые и институциональные системы утрачивают свою актуальность, а новые еще не обрели достаточной устойчивости, возникает объективная необходимость в создании специальных государственных институтов.
История Казахстана показывает, что принятие каждой новой Конституции знаменует собой важный этап развития государства и общества. Конституция подводит итоги предшествующего периода, определяет новый вектор развития, закрепляет принципы правового статуса личности и формирует основу для качественных изменений в отношениях между государством и гражданами.
Конституция как политико-правовой документ высшей юридической силы задает долгосрочные ориентиры развития общества и государства. Ее прогрессивность и демократичность определяют устойчивость позитивных изменений в стране. Современная редакция Конституции Казахстана выступает одновременно планом и инструментом построения Нового Справедливого Казахстана. Она не только юридический акт прямого действия, но и мировоззренческая концепция, отражающая приоритеты будущего страны.
Признание прав человека высшей ценностью и ориентация на международные стандарты правозащитной деятельности выводят Казахстан в число современных демократических государств. Однако государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав и свобод, вправе требовать от граждан соблюдения установленных юридических норм, что предполагает наличие системы обязанностей и ответственности.
Правовая пропаганда должна повышать уровень осведомлённости граждан о возможностях обращения в правозащитные структуры и способствовать снижению социальной напряжённости и иждивенческих настроений. Особое внимание следует уделять населённым пунктам с ограниченным доступом к информационным ресурсам и юридической помощи, где чаще всего нарушаются права граждан.
Такая деятельность способствует формированию уважительного отношения к праву, развитию законопослушного поведения и активной гражданской позиции. Граждане получат необходимые знания о действующем законодательстве, своей правоспособности и возможностях получения квалифицированной юридической помощи.