На протяжении веков неизменным остаётся тот факт, что политика оказывает прямое влияние на характер государственного управления и жизнь общества в целом. Человек как часть социума неизбежно эволюционирует, и политика становится неотъемлемой частью этого процесса, превращаясь в важное звено культурного наследия человечества. Стремление к свободе и праву выбора всегда сопровождало развитие человеческой цивилизации.
Именно поэтому сегодня политическое образование занимает важное место во всех демократических странах. Оно основывается на таких ключевых принципах, как исторический опыт (как внутренний, так и внешний), законодательные основы и особенности государственного устройства.
В современном мире политическая наука становится важным элементом формирования политической культуры населения. Это связано с необходимостью понимания процессов государственных реформ и общей динамики развития страны. Чтобы граждане могли эффективно поддерживать государство и осознавать свои права и свободы, им необходимо разбираться в основах политических изменений.
Осознание обществом своих исторических ценностей служит показателем его здоровья и стимулом для дальнейшей эволюции. Это осознание помогает определить ключевые факторы, необходимые для успешного политического развития страны: основные направления, компетенции и механизмы формирования эффективных политических институтов и управления.
Изучение политики имеет две основы: первая зиждется на базе Политологии, а вторая – на теории организации политической деятельности [1].
Ярким примером того, как политическое образование формирует основы для этичной и демократически ориентированной политической деятельности, являются выдающиеся личности Казахстана первой половины XX века – представители движения «Алаш». Созданная ими в 1917 году автономия сумела сохранить свое существование даже в условиях Гражданской войны, когда на ее территории происходили столкновения между белыми и большевиками. Этот факт свидетельствует о высоком уровне их политической грамотности и глубоком понимании правовых норм. Политические решения, принимаемые Алаш-Ордой, сыграли значительную роль в формировании предпосылок для обретения казахским народом независимости, повлияв на дальнейший исторический путь государства.
Зависимость политической системы от уровня политического образования ярко проявляется и в примерах исторических переворотов и массовых движений. Так, национальные выступления народов Центральной Азии XVII–XX веков против политических реформ царской России способствовали формированию политического сознания среди кочевников, бедноты и представителей среднего класса. Опытные представители интеллигенции, обладая значительным политическим опытом, умели пробуждать национальное самосознание, что усиливало участие населения в борьбе против колониальной политики.
Анализируя взаимосвязь между политической грамотностью масс и их способностью к осознанным политическим действиям, можно сделать вывод о тесной связи между уровнем политического образования и состоянием политической системы страны.
Термин «политическая культура» традиционно трактуется как отражение общей культурной матрицы страны, включающей элементы политического самосознания, национальные ценности и исторические особенности, сформировавшиеся на этнической основе становления государства. Эти факторы объясняют способность общества воспринимать определенные политические изменения, формируют общее настроение граждан и уровень их участия в политической жизни страны.
Политическая культура, будучи тесно связанной с консервативными аспектами политической системы, изменяется медленнее, чем такие составляющие, как политические отношения или организационные структуры общества [2]. Это связано с тем, что трансформация доминирующих культурных установок может нарушить устоявшиеся политические ценности и представления, глубоко укоренившиеся в сознании населения.
На постсоветском пространстве формирование политической культуры началось в 1990-х годах после распада СССР [3]. Бывшие республики прошли схожие этапы становления, сопровождавшиеся сравнительно низким уровнем социально-политического сознания. Незнание особенностей политической культуры Казахстана на фоне глобализационных процессов часто затрудняет ее восприятие в сравнении с культурами других стран. Исторически Казахстан был местом зарождения тюркской народности и формирования казахской государственности, а также территорией многовековой колонизации. Эти факторы легли в основу его политической культуры, которая представляет собой уникальный симбиоз различных субкультур [4].
Можно с уверенностью утверждать, что политические институты Казахстана соответствуют мировым нормам и стандартам. Это подтверждается активной интеграцией страны в международное сообщество и отсутствием критики со стороны других стран в отношении качества демократии в Казахстане. Республика является членом множества международных организаций, а за последние годы политический аппарат подписал ряд важнейших международных соглашений в рамках ООН. Конституция страны включает нормы и принципы демократии и свободы личности. Тем не менее, несмотря на соответствие политико-правовой системы Казахстана международным стандартам, в том числе западным, серьезной проблемой остается недостаточная практическая реализация эффективных и надежных законов [5].
Тем не менее неоднократно высказывалась позиция, что слепое следование внешним стандартам не является приоритетом – политические институты Казахстана сохранят свою уникальность и никогда не будут полностью копировать европейские модели. Это гарантирует их соответствие нормам национальной политической культуры.
Нельзя игнорировать наши особенности, связанные с традициями, религией и внутренними семейными ценностями, которые по-прежнему играют ключевую роль в казахстанском обществе. Невозможно принять закон, разрешающий, например, однополые браки, – это противоречит нашему обществу, народу, традициям и религии. Аналогичным образом, закон об альтернативной воинской службе принят не во всех европейских странах. Казахстану удалось отчасти сохранить свою идентичность, в то время как мы активно используем европейский опыт и следуем по европейскому пути.
Говоря о социально-политическом сознании в Казахстане, стоит отметить, что наше население не является полностью аполитичным – оно склонно создавать партии, участвовать в парламентских выборах, принимать решения и т. д. Это говорит о том, что политическая активность нашего народа далека от безразличия. Однако нынешние политические институты сталкиваются с противоречиями между своей деятельностью и желаниями народа. Эти институты часто служат для подавления политической воли и культуры казахстанцев.
Одна из причин текущих проблем – отсутствие эффективного сотрудничества между политическими институтами, низкий уровень политической грамотности и, как следствие, нежелание граждан активно участвовать в политическом процессе. Уровень доверия к политическим институтам, особенно к институту президентства и сфере безопасности, оценивается неоднозначно. Многие граждане отмечают низкую эффективность политических институтов в решении региональных проблем. Теоретически политические институты должны быть стабильными, однако отношения между властью и конструктивной оппозицией нестабильны, а уровень коррупции остаётся высоким.
Широко распространённые среди населения настроения, такие как «всё решат без нас» и «от меня ничего не зависит», способствуют укреплению пассивности и отсутствию желания участвовать в политических процессах.
Именно поэтому важнейшим аспектом формирования и поддержания демократических институтов является создание механизма, стимулирующего участие общества в политической жизни. Люди с большей вероятностью проявят гражданскую активность, если будут уверены, что их повседневная жизнь не будет противоречить тревожным событиям, происходящим в стране.