Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Нейрокоррекция заикания у детей старшего дошкольного возраста

Нейрокоррекция заикания у детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Психология

Ключевые слова

церебральной вертикаль
Центр Вернике
Центр Брока
точка акупунктуры
точечный массаж
музыкотерапия
управлении куклой

Аннотация статьи

Левое полушарие обычно отвечает за аналитическое мышление, речь, логику и математические операции, тогда как правое полушарие контролирует пространственные отношения, творческие способности, музыку и эмоции. Заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание в разной степени выраженные расстройства нервной системы, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей. Заикание речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы. Страх речи, синдром фиксированности внимания на своем дефекте наиболее характерен при заикании. Правильное представление о сущности заикания и основанные на этом профилактика, а также своевременное лечение заикания и его рецидивов помогут предупредить это серьезное заболевание (Е. Шевелевой).

Текст статьи

Введение

В процессе развития организма наиболее заметные изменения происходят в критические периоды. К ним относятся 1-й мес. жизни, 3 года, 7 лет и период 12–16 лет. Во все периоды жизни ребенка, особенно в критические, ЦНС весьма ранима. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к уменьшению количества нейронов, причем это уменьшение впоследствии не компенсируется. Весьма чувствительна ЦНС ребенка к инфекциям, интоксикациям, травмам, негативные последствия от которых могут наблюдаться на протяжении всей жизни.

Когда мы говорим о «церебральной вертикали» в контексте нервного управления речевой функцией, то имеем в виду иерархическую организацию нервных центров, участвующих в процессе речи. Эта организация позволяет эффективно координировать различные аспекты речевого процесса, начиная от генерации мысли и заканчивая артикуляцией звуков.

Рассмотрим этот процесс пошагово:

  1. Генерация мысли и намерения говорить – процесс начинается в ассоциативных зонах коры головного мозга, преимущественно в лобных и височных долях. Здесь формируются идеи, мысли и планы, которые затем будут выражены через речь. Эти зоны связаны с функциями внимания, планирования и принятия решений.
  2. Премоторная кора и формирование программы речи – после того, как мысль сформирована, она передается в премоторную кору, где создается программа движения речевых органов (губ, языка, гортани). Премоторная кора организует последовательность движений, необходимых для произнесения слов.
  3. Сенсомоторная интеграция – информация о программе речи поступает в сенсомоторную зону коры, которая контролирует выполнение движений речевых мышц. Эта зона получает обратную связь от проприоцептивной системы, чтобы корректировать движения в реальном времени.
  4. Участие подкорковых структур – на этом этапе подключаются подкорковые структуры, такие как базальные ганглии и мозжечок. Они помогают контролировать точность и плавность движений, обеспечивая четкость произношения.
  5. Передача команд к периферическим органам – сформированные команды отправляются через пирамидальный тракт к мотонейронам спинного мозга, а оттуда – к мышцам речевого аппарата. Это включает мышцы губ, языка, глотки и гортани.
  6. Артикуляция и голосообразование – речевые органы начинают двигаться согласно полученной программе, формируя звуки речи. Голосовые связки вибрируют, создавая звук, который модифицируется резонаторами рта и носа для получения конкретных фонем.

Во время речи происходит постоянный мониторинг собственного голоса и его соответствия задуманной программе. Этот процесс осуществляется благодаря слуховой обратной связи и контролю со стороны коры головного мозга.

Таким образом, церебральная вертикаль в управлении речью представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую кортикальные и субкортикальные структуры, работающие согласованно для обеспечения эффективного речевого акта.

При заикании могут наблюдаться изменения в церебральной вертикали, что означает, что некоторые участки мозга работают не так эффективно, как должны. Например, у людей с заиканием часто наблюдается повышенная активность в областях мозга, связанных с речью, таких как левая нижняя лобная извилина и височная доля. Также могут быть нарушения в связях между этими областями и другими частями мозга, такими как мозжечок и базальные ганглии. Важно отметить, что каждый случай заикания индивидуален, и причины и механизмы этого расстройства могут различаться от человека к человеку.

Топография церебральной регуляции речевой функции включает комплексную сеть взаимосвязанных структур мозга, каждая из которых вносит свой вклад в создание, понимание и воспроизведение речи. Корковые центры, такие как центр Вернике и центр Брока, играют центральную роль в обработке и формировании речи, в то время как подкорковые структуры обеспечивают необходимую поддержку и координацию движений. Нарушения любой из этих зон могут привести к различным речевым расстройствам, таким как афазия, дизартрия и другие.

Наиболее заметно нарушенной в речи заикающихся выступает просодическая сторона речи, представляющая собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Она связана также с мимикой, жестами и эмоциональным состоянием ребенка, с владением невербальными компонентами коммуникации.

Объекты и методы исследования

В качестве объекта исследования были выбраны 4 ребенка в возрасте от 5 до 6 лет с диагностированным заиканием. Исследование проводилось в течение 3 месяцев.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методы:

  • анкетирование родителей,
  • анализ речевого звукозаписей детей,
  • проведение нейропсихологических тестов.

Для нейрокоррекции участникам исследования были предложены индивидуальные программы реабилитации, включающие в себя различные техники и упражнения для улучшения речи.

Заикание – это речевой дефект, характеризующийся повторением звуков, слогов или слов, лишними паузами и блокировками в речи. Обычно заикание начинается в возрасте от двух до пяти лет, когда ребенок только начинает развивать свою речь. Заикание может иметь серьезные негативные последствия для развития ребенка, включая проблемы с самооценкой, социализацией и обучением. Однако современная наука предлагает эффективные методы коррекции этого расстройства, включая нейрокоррекцию. Успешность нейрокоррекции заикания у детей зависит от многих факторов, включая возраст, степень заикания, причины нарушения и индивидуальные особенности ребенка. Поэтому родители и специалисты должны работать вместе для разработки наиболее эффективного плана нейрокоррекции для каждого конкретного случая.

Причины заикания у детей

Основные причины заикания у детей дошкольного возраста могут быть связаны с недоразвитием моторики речевых органов, стрессом, эмоциональным напряжением, слишком быстрым темпом разговора взрослых вокруг них или внезапной потерей интереса к общению.

Можно выделить 7 основных причин заикания у детей дошкольного возраста:

  1. Генетическая предрасположенность – заикание может быть наследственным и передаваться от родителей к детям.
  2. Стресс и тревожность – дети, которые испытывают сильные эмоциональные или психологические нагрузки, могут начать заикаться как способ справиться с негативными ощущениями.
  3. Развитие речи – некоторые дети могут заикаться на начальных этапах развития речи из-за несовершенства моторики речи и координации мышц.
  4. Слуховая проблема – нарушения слуха могут быть причиной заикания у детей, так как они могут испытывать трудности с правильным восприятием звуков и ритма речи.
  5. Медицинские причины – некоторые медицинские состояния, такие как неврологические нарушения или травмы головы, могут быть причиной заикания у детей.
  6. Воспитание и окружающая среда – негативное отношение к ребенку или частые прерывания его речи могут привести к появлению заикания.
  7. Перегруженность информацией – современные дети подвергаются большому потоку информации, что может вызвать стресс и затруднения в выражении своих мыслей с помощью речи.

Важно помнить, что заикание не является признаком недостатка интеллекта или умственной отсталости. Заикание всегда сопровождается судорогами в мышцах, обеспечивающих произнесение слов. В зависимости от характера судорога они приводят к повторению одного и того же звука, слога или к напряжению и остановке перед «трудными» звуками. Иногда наблюдаются оба эти явления одновременно. Под влиянием заикания у детей могут развиться и вторичные симптомы заболевания: чрезмерное мышечное напряжение, лишение движения, жесты, вставные слова, звуки, стеснительность, «страх речи», чувство речевой неполноценности или, наоборот, грубость, злобность. Вот почему так важно предупредить заикание или своевременно начать лечение.

Большое внимание должны уделять родители и воспитатели детских садов развитию речи у ребят. Нельзя подлаживаться под детский лепет. Дети должны всегда слышать правильную, неторопливую речь. Очень вредно перегружать речь ребенка трудными словами. В таких неправильно заученных словах закрепляется сбивчивость, способствующая развитию заикания.

Многие родители, стремясь успокоить ребенка перед сном, запугивают его: «Вот придет старик и заберет тебя, если не будешь спать». Нервная система у такого ребенка становится неуравновешенной и слабой, и это тоже способствует возникновению заикания.

Для укрепления нервной системы ребенка очень важно заботиться о его физическом здоровье. Надо строго соблюдать режим дня, вовремя кормить ребенка, следить, чтобы он достаточно играл, отдыхал, гулял на свежем воздухе, меньше болел.

Причиной заикания у маленьких детей бывают не только отрицательные (испуг, наказание и т. д.), но и положительные эмоции. Такие безобидные на первый взгляд явления, как поездка к любимым родственникам, бурное выражение радости, шумная игра с детьми старшего возраста могут привести к перевозбуждению эмоциональной, двигательной и речевой функции, и сбивчивости, хаотичности, захлебываниям в речи.

Неблагоприятно отражается на речи и активное общение только что начавшего говорить ребенка с детьми более старшего возраста. Перенапряжению речевой функции способствуют трудные слова и речевые обороты, приводящие через запинки к заиканию.

Некоторые родители настойчиво стараются обучать своих детей двум-трем языкам одновременно с самого начала развития речи. Для многих детей от 1.5 до 3-х лет второй язык должен вводиться постепенно. Это особенно важно в случаях задержки развития речи, общей нервности, слабого здоровья ребенка или наличии наследственной предрасположенности к заиканию.

Заикание может возникнуть на почве сильного ослабления организма после тяжелых инфекционных и простудных заболеваний, особенно таких, как тяжелый вирусный грипп, бронхит (с астматическим компонентом), пневмония (чаще – повторная), тяжелые ангины, гнойные заболевания среднего уха, тяжелые «свинка», корь, дизентерия и других.

Иногда ребенок начинает заикаться, подражая заикающемуся члену семьи или товарищу. Одной из причин заикания иногда может быть левшество, приводящее к заиканию через запинки в речи.

Методы коррекции заикания у детей

Существует несколько научных методов коррекции заикания у детей, которые включают в себя релаксацию, дыхание, музыкотерапию.

Применение этих методов требует индивидуального подхода и понимания особенностей конкретного ребенка, поэтому рекомендуется обратиться к специалисту-логопеду или специалисту по речевому развитию для подбора наиболее эффективной методики коррекции заикания.

Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

Чтобы облегчить формирование нового речевого навыка, необходимо в начальный период работы снизить речевую активность заикающихся, специально ограничить объем их высказываний. Обычно это трудно осуществить, а игра поможет включить ребенка в режим относительного молчания.

Важно не только побудить ребенка к спокойному общению, но и обеспечить ему возможность говорить четко, плавно, выразительно, умению говорить на выдохе, делая опору на ударные гласные, слитно произносить слова в смысловом отрезке, пользоваться паузами и логическими ударениями. Игровые приемы, музыка позволяют ненавязчиво обучить его спокойному речевому дыханию.

При управлении куклой у ребенка исчезает двигательное беспокойство, все движения его становятся целенаправленными. Все это успокаивает детей, способствует упорядочению и раскованности речи. Сбивчивость плавности речевой и общей моторики вызовет заикание, так как ручная деятельность очень тесно связана с речью.

Особенно велика вероятность заикания у детей торопливой, сбивчивой, «спотыкающейся» речью, с бурным речевым развитием или, наоборот, с задержкой развития речи, у детей с нарушениями речи органического происхождения, а также ЛОР-органов. Причинами этих нарушений могут быть тяжелое течение беременности, родовые травмы, ушибы головы, тяжелые инфекционно-простудные заболевания с высокой температурой, бредом. Речевое развитие таких детей редко протекает благополучно, поэтому родители должны особенно внимательно относиться к ним и тщательно выполнять рекомендации специалистов-психоневрологов, логопедов, отоневрологов и фониатров.

Большое значение имеет развитие положительных черт личности: спокойствия, силы воли, оптимизма, уверенности, трудолюбия.

Полезно переключить внимание ребенка с речи на игры и другие виды деятельности. Большое значение имеет общее оздоровление и закаливание организма, упорядочение взаимоотношений в семье.

Физиологическое воздействие музыки на человека связано с тем, что нервная система и мускулатура обладают способностью развития чувства ритма, поэтому необходимо для прослушивания подбирать произведения со строго выдержанными ритмами, максимально совпадающими с биологическими ритмами человека. Используя музыку как раздражитель, можно достичь повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Ритмы вальса 3/4 оказывают успокаивающее действие (И. С. Бах. Прелюдия № 8 (4 мин. 30 с.) – расслабление мимических мышц лица).

Хорошие результаты может дать только комплексный подход к элиминации заикания: обследование и лечение у детского невролога, коррекционно-развивающие занятия у логопеда и психолога, а также приемы рефлексотерапии, например, точечный массаж, разработанный Е. Шевелевой. При коррекции заикания используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, примерно в течение полминуты, увеличивая силу давления. Но делайте это так, чтобы не оставалось заметной ямки на теле. Потом слегка ослабьте давление, не убирая пальцев, затем опять надавливайте сильнее, и так 3–4 раза в течение 3–5 мин. Надавливание не должно быть резким.

Нейрокоррекция заикания у детей представляет собой комплекс методов и техник, направленных на коррекцию неисправного функционирования нейронных цепей, ответственных за развитие этого нарушения речи.

Результаты и их обсуждение

Музыкотерапия является одним из методов лечения различных нарушений речи, включая заикание. Она основывается на использовании музыки и музыкальных инструментов для улучшения речевых функций и снижения симптомов заикания.

Вот несколько способов, которыми музыкотерапия может помочь людям с заиканием:

  1. Ритмическая организация речи: Музыка имеет четкий ритм, который помогает структурировать речь. Когда человек говорит под музыку, он может легче контролировать темп своей речи и избегать пауз и повторений, характерных для заикания.
  2. Развитие дыхательной техники: Пение требует правильного дыхания, что важно для плавной речи. Упражнения на дыхание, используемые в пении, могут помочь людям с заиканием лучше контролировать свое дыхание во время разговора.
  3. Улучшение артикуляции: Пение способствует улучшению артикуляции, поскольку требует точного произношения звуков. Это может помочь людям с заиканием научиться более четко произносить слова.
  4. Снижение стресса и тревоги: Заикание часто усугубляется стрессом и тревогой. Музыка может помочь расслабиться и снизить уровень тревожности, что, в свою очередь, может облегчить речь.
  5. Социальное взаимодействие: Участие в групповых занятиях музыкой или пением может способствовать развитию социальных навыков и повышению уверенности в себе, что особенно важно для людей с заиканием.
  6. Творческое самовыражение: Музыка предоставляет возможность творческого самовыражения, что может быть особенно полезно для людей, испытывающих трудности с вербальной коммуникацией.

Примеры использования музыкотерапии при заикании включают:

  • Пение песен;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Слушание расслабляющей музыки перед важными выступлениями или разговорами;
  • Использование метронома для поддержания ритма речи.

Однако стоит помнить, что музыкотерапия должна применяться в комплексе с другими методами лечения, такими как логопедические упражнения и психотерапия. Эффективность музыкотерапии зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Также очень эффективны игры и точечный массаж.

По результатам исследования на выборке 4 детей в возрасте от 5 до 6 лет с диагностированным заиканием было установлено, что нейрокоррекция дала положительные результаты у ряда детей с заиканием. Улучшения были заметны как на уровне физиологических процессов в мозге, так и на уровне речевой деятельности. Дети начали говорить более четко и связно, паузы и блокировки в речи уменьшились.

Заключение

Нейрокоррекция является эффективным методом коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Правильно подобранная программа реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка способна привести к значительному улучшению речи и повышению качества жизни ребенка и его семьи. Дальнейшие исследования в данной области позволяют развивать методы нейрокоррекции и повышать их эффективность.

Педагогические наблюдения за просодической стороной речи проводились на фоне музыкальных композиций. Они выступали фоном для организации режимных моментов. Были отмечены изменения, происходящие в поведении и речи детей: сначала они прислушивались к новым звукам, появившимся в помещении, обращали на них внимание, но через некоторое время (спустя 3–5 минут), вернулись к обычной деятельности. Однако можно отметить, что речь детей, подстраиваясь под музыкальное сопровождение, стала ритмичнее, спокойнее, дыхание более размеренное. И, несмотря на то что эмоциональное состояние ребенка менялось в зависимости от выбранной композиции, количество судорожных запинок уменьшилось.

Это позволяет предположить, что в дальнейшем комплекс занятий, основанный на фоновом прослушивании музыки (с использованием классической музыки с плавными и ритмичными мелодиями), а также логоритмические упражнения и точечный массаж, будет способствовать успешному развитию просодической стороны речи, плавной речи и социализации.

Список литературы

  1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвешение. 1993. – 223 с.
  2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от рождения до 9 лет: Директ-Медиа, – М., 2014. – 224 с.
  3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

Поделиться

36

Степанян А. К. Нейрокоррекция заикания у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). URL: https://apni.ru/article/10689-nejrokorrekciya-zaikaniya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря