Введение
Попытки определить понятие справедливости являются одним из древнейших вопросов, которые тревожили человечество с давних пор. Человечество развивается и совершенствуется, однако именно категория справедливости является актуальной оценкой всех ступеней общественных отношений. Мы можем проследить отношение к сущности справедливости и реализации её принципов на всех этапах построения цивилизации: от законов первобытных племён до Римского права, от «Русской Правды» до современного Уголовного Кодекса. Таким образом, реализация принципа справедливости будет неразрывно связана с основными нормами этики и морали совершенствующихся гуманитарных ценностей.
В современном Уголовном Кодексе РФ принцип справедливости представлен в тексте в виде определения, данного в статье 6 «уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
- Защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- Защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию» [8]. Соответственно понимание категории справедливости является действительно важным вопросом. Законодателем предусматривается три критерия соблюдения прав потерпевших и виновных: соответствие назначенного наказания характеру и степени общественной опасности совершенного деяния, соответствие наказания обстоятельствам совершения преступного деяния и соответствие наказания личности виновного. Принцип справедливости в рамках уголовного права раскрывается законодателем не полностью, так как подробно характеризует лишь защиту прав лица, совершившего преступное посягательство, но не потерпевшего от преступления.
1. Историко-методологические подходы к понятию справедливости
Итак, мы попробуем осветить развитие понимания справедливости с точки зрения разных философских течений в целом, а затем остановимся на формировании понятия справедливости в уголовном праве, в частности.
Еще древнегреческий ученый Аристотель различал уравнивающую и распределяющую справедливость. С его точки зрения критерием уравнивающей справедливости было «арифметическое равенство», а сферой его применения являлись область гражданско-правовых сделок, имущественные отношения, назначения наказаний и т д. А распределяющая справедливость в свою очередь подчинялась «геометрическому равенству», которое означало распределение всех общественных благ по достоинству, пропорционально взносам того или иного члена общины. Принципы Аристотеля легли в основу формирования самых базовых представлений о справедливости, однако затем интерпретировались разными учеными по-своему [2].
Например, в Средние века Фома Аквинский утверждал, что справедливость объединяет людей для создания общего права. А в Новое Время Френсис Бэкон декларировал, что справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, что не желаешь делать себе. А его последователь Томас Гоббс создал одну из первых конструкций общественного договора, придерживаясь мнения, что справедливость есть постоянное стремление уважить право [6].
В эпоху Просвещения Иммануил Кант и Георг Гегель определяли, что концепция справедливости тесно связана с концепцией свободы и представляет собой нечто великое, поскольку законы, в которых она воплощена, ведут к процветанию государства.
Если же мы начнем рассматривать непосредственно русскую дореволюционную мысль, то в ней понятие справедливости также имело гносеологический характер. Например, с точки зрения Б. А. Кистяковского уверенность в определенных шагах общественного развития определяют лишь нравственные качества и вера в то, что стремление к справедливому социальному строю присуще каждому. А В. С. Соловьев в свою очередь определял справедливость как форму любви, которая отражает условия свободного единения общества, а свою очередь степень подчинения является степенью выражения нравственного добра.
В советской литературе справедливость начали отражать как многогранное явление, опираясь на опыт философов прошлого. Категорию справедливости тесно связывали с моралью, однако рассматривали не только с точки зрения права, а также применяли к оценке экономической и политической деятельности. Понятие справедливости содержало тем самым в себе требование соответствия между практической ролью разных социальных групп и их социальным статусом, между их правами и обязанностями, между совершенными деяниями и воздаяниями [7].
Таким образом, во все времена справедливость определялась как многогранное понятие, важнейшая категория этического, морального и социального развития. В современном юридическом значении справедливость содержит воззрение о нормах поведения, о человеческих правах и свободах, о соответствии между правами людей и их обязанностями, между поступками и их последствиями. Частным случаем справедливости является соотношение между правонарушением и юридической ответственностью, между преступлением и уголовным наказанием. Далее мы остановимся непосредственно на реализации принципов справедливости в современном уголовном праве.
2. Отражение и реализация принципа справедливости в уголовном праве
Категория справедливости в юридическом значении содержит в себе воззрение о нормах поведения, человеческих правах и свободах. Частный случай этого – соотношение между правонарушением и ответственностью, преступлением и уголовным наказанием. В Уголовном Кодексе РФ в ч. 1 ст. 6 выражен распределяющий аспект справедливости. Уравнивающий аспект отражен в ст. 4 УК РФ, которая посвящена равенству граждан перед законом. В ч. 2 ст. 6 сформулирована норма, которая имеет лишь косвенное отношение к философской категории справедливости: «Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Таким образом, основной сутью реализации уголовно-правового принципа справедливости является идея соразмерности деяния и его уголовно-правовой оценки, иначе говоря, выражается распределяющий аспект. Уравнивающий аспект справедливости отнесен к другому самостоятельному принципу – принципу равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) [6].
Поскольку сам термин «справедливость» является больше философским, чем правовым, и придает некий субъективизм, то в рамках уголовного права чаще принято употреблять термин «соразмерность». Однако наблюдаемая нами ситуация смешения права и справедливости дало основание многим ученым поставить принцип справедливости (соразмерности) над другими принципами уголовного права.
Социальная несправедливость выражается в причинение морального и физического ущерба людям, обществу, государству, а восстановление социальной справедливости – это цель назначения преступнику такого наказания, которое нейтрализовало бы последствия данного преступного посягательства. Наказание обязательно должно быть строгим, чтобы у морально неустойчивых лиц исчезло желание реализовывать свои потребности противоправным путём, а у устойчивых создавалась уверенность, что любые последствия противоправных действий будут вовремя устранены.
Цель наказания как восстановления социальной справедливости наиболее полно раскрыл А. Ф. Бернер. Он отмечал, что преступное деяние оскорбляет общую волю (закон, общество, государство), а также отдельную волю (лицо, пострадавшее от посягательства). Обе стороны должны быть удовлетворены, предполагаемое наказание должно возвратить обществу и пострадавшему чувство справедливости. Таким образом, цель уголовного наказания можно определить следующим образом: это одобряемое с позиций нравственности состояние возникших вследствие совершенного посягательства общественных отношений, имеющее место после реализации наказания, которое соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения, личности виновного, а также возмещения ущерба [2].
До своего закрепления в УК РФ принцип справедливости имел доктринальный характер и рассматривался в ряде монографических работ советских ученых. Например, над определениями основных аспектов работали: Брайнин Я. М, Загородников Н. И., Демидов Ю. А., Фефелов П. А., Келина С. Г. и многие другие специалисты.
Принцип справедливости реализуется через систему институтов назначения наказаний, в которую входят:
- принцип законности назначения наказания и применения других мер уголовно-правового характера;
- принцип гуманности;
- принцип экономности уголовной репрессии;
- принцип соответствия назначенного наказания характеру и степени опасности совершенного деяния;
- принцип индивидуализации назначения наказания.
Таким образом, при рассмотрении основных принципов уголовного права мы можем рассмотреть их четкую иерархию, среди которых принцип справедливости будет являться главным и охватывает своим содержанием все остальные принципы, которые его конкретизируют. А еще принцип справедливости является своеобразным арбитром, который помогает устранить противоречия между иными уголовно-правовыми принципами, то есть принимает на себя координирующую и определяющую роль.
Келина С. Г. и Кудрявцев В. Н. выделили три основных уровня проявления принципа справедливости в уголовном праве. Первый уровень – непосредственно справедливость назначения наказания. Второй уровень – определение справедливой санкции за деяние, которое запрещается законодателем. Третий уровень – все санкции должны быть сопоставимо-согласованными между собой [5].
Принцип справедливости на законодательной основе может быть реализован только при детальной криминализации и декриминализации деяний, типологизации преступлений, пенализации и депенализации преступлений, а также при установлении обстоятельств привлечения к уголовной ответственности и наказанию и освобождения от них.
Необходимыми условиями справедливого назначения всех видов наказаний и санкций являются:
- соблюдение системной последовательности установления наказаний в санкциях;
- согласованность видов и размеров (сроков) наказаний с учетом тяжести преступлений;
- соблюдение возможности применения санкции ко всем категориям лиц, подлежащих уголовной ответственности;
- установление в альтернативных санкциях промежуточных по строгости видов наказания;
- установление дифференцированного масштаба судейского усмотрения;
- определенная пропорциональность (повышения и понижения) размеров (сроков) наказания;
- соотнесение видов и размеров (сроков) наказаний, установленных в санкциях смежных норм Особенной части уголовного кодекса, между собой при сравнении признаков, характеризующих элементы составов преступлений, за совершение которых они установлены [3].
Заключение
Справедливость представляет собой сложную философскую категорию, упорядоченную совокупность взаимосвязанных нравственных ценностей, при которой ограниченная равенством свобода в соответствии с определенным порядком воплощает добро. Однако, категории «справедливость» и «принцип справедливости» не являются идентичными, так как реализация принципа справедливости в уголовном праве непосредственно связана с реализацией наказания, соответствующего характеру и опасности преступления, обстоятельствам совершения преступления и возмещением ущерба. Однако категория справедливости является прочным фундаментом для формирования основных принципов уголовного права и устранения возможных противоречий. Правовое содержание справедливости раскрывается в справедливости криминализации деяний, справедливости привлечения к уголовной ответственности, справедливости дифференциации ответственности и справедливости, справедливости назначения и реализации наказания и других мер уголовно-правового характера. В свою очередь Уголовный кодекс РФ, а именно его ст. 6.ч. 1 являются гарантом соблюдения прав виновных и потерпевших.