Автор(-ы):
Гордиенко Татьяна Петровна
Сиренко Мария Владимировна
Секция
Образование, педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Данная статья посвящена проблеме компонентного состава коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования. В работе описывается значимость коммуникативной компетентности в работе дошкольного педагога. Рассматриваются различные подходы к изучению структуры и основных компонентов коммуникативной компетентности дошкольного педагога.
Текст статьи
Введение. Современная система дошкольного образования конечным педагогическим результатом своей деятельности выдвигает обеспечение успешного развития детей на последующих ступенях обучения. Развитие каждого ребенка в рамках образовательной дошкольной системы требует от педагогов высокого уровня сформированной профессиональной, в том числе и коммуникативной, компетентности. Актуальность исследования проблемы коммуникативной компетентности дошкольных педагогов обусловлена тем, что в процессе своей педагогической деятельности педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) непрерывно сталкивается с разнообразными ситуациями общения, требующими от него проявления коммуникативных навыков, основанных на социально-психологических качествах личности, а также способствующими развитию межличностного и ролевого взаимодействия.
Проблема формирования коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования отражена в работах таких издевателей как Н.А. Вдовина, О.Л. Воробъева, Е.Н. Гусарова, Е.Н Командин, Е.В. Позолотина и др. В работах отечественных исследователей (О.В. Груздева, И.Ю. Кербис, А.А. Печеркина, Е.А Смирнова, Н.А. Степанова, Э.Э. Сыманюк, Е.П. Тарасова, Е.Л. Умникова, С.А. Шатрова и др.) анализируется также компонентный состав коммуникативной компетентности, при этом разные ученые предлагают разные варианты структуры и составных частей коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования на основе специфики их деятельности.
Изложение основного материала. Современные исследователи-педагоги подчеркивают тот факт, что результативность деятельности современной системы дошкольного образования и воспитания напрямую определяется коммуникативной компетентностью дошкольного педагога, его способностями к адекватному восприятию, пониманию, принятию и поддержке своих воспитанников при одновременном обучении их способам коммуникативной культуры [1, с. 126].
По мнению Е.А. Смирновой термин «коммуникативная компетенция» является одним из базовых понятий современной образовательной системы [3, с. 29].
Говоря о коммуникативной компетентности в рамках профессиональной деятельности дошкольного педагога, С.А. Шатрова рассматривает данное понятие в качестве профессионально-личностного навыка, который реализуется через установку и поддержание целенаправленного прямого и опосредованного контактов педагога дошкольного образования с детьми, их родителями, коллегами. Данное качество является основой для эффективного построения процесса коммуникации, и при необходимости его корректировки [5, с. 9].
Стоит отметить, что коммуникативная компетентность педагога дошкольной системы образования рассматривается учеными в качестве системного понятия. Так, А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк и Е.Л. Умникова, анализируя теоретические положения, представленные в работах отечественных исследователей, в структуре профессиональной компетентности педагога выделяют следующие три основных компонента:
С.А. Шатрова в своем диссертационном исследовании, посвященном формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения, в структуре и сущностных характеристиках коммуникативной компетентности выделяет следующие основные компоненты:
Отечественные исследователи Е.П. Тарасова и Н.А. Степанова выделяют в структуре коммуникативной компетентности следующие компоненты:
Исследователи отмечают, что успех в процессе формирования конструктивных моделей педагогического общения зависит от способности педагога находить и реализовывать действенный способ решения задач образования и воспитания на уровне коммуникации [4, с. 42].
Выводы. Таким образом, коммуникативная компетентность рассматривается в качестве важнейшей профессиональной компетенции в деятельности педагога дошкольного образования в связи с тем, что ее проявление происходит на всех уровнях педагогической деятельности, оказывая существенное влияние на все без исключения результаты данной деятельности. В ситуациях, когда взаимодействие педагога дошкольного образования с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами) организуется в целенаправленном и опосредованном ключе, коммуникативные качества обладают наибольшей значимостью среди остальных профессиональных педагогических компетенций. Среди авторов не существует общего представления о структуре коммуникативной компетентности дошкольного педагога. Разными авторами выделяются различные компоненты коммуникативной компетентности как в качественном, так и в количественном отношении. Тем не менее, неизбежным является тесная взаимосвязь всех рассматриваемых компонентов коммуникативной компетентности педагога между собой. При этом высокий уровень коммуникативной компетентности дошкольного педагога определятся всесторонним развитием всех ее компонентов, виртуозным владением и применением коммуникационных техник.
Список литературы
Поделиться
Гордиенко Т. П., Сиренко М. В. Компонентный состав коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования // Актуальные исследования. 2020. №14 (17). С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/1070-komponentnij-sostav-kommunikativnoj-kompetent