Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Диагностика детской лжи в образовательной среде

Диагностика детской лжи в образовательной среде

Рубрика

Психология

Ключевые слова

ложь
возрастные особенности
тревожность
диагностика детской лжи

Аннотация статьи

В статье раскрывается понятие «детской лжи». Описываются факторы, которые оказывают влияние на детскую ложь. Рассматриваются этапы диагностики младших школьников. Представлены результаты исследования лжи у младших школьников.

Текст статьи

Ложь у подростков тесно связана с возрастными особенностями этого этапа развития. В этом периоде подростки испытывают острую потребность в одобрении, и поэтому им легче прибегнуть к обману для создания более привлекательного образа себя, формируя таким образом положительное самовосприятие.

Поэтому проявление со стороны взрослых доброжелательности и признание достоинств подростка являются основой его психологического благополучия и способствуют минимизации лживых поступков.

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием образного мышления, что проявляется в склонности детей к фантазированию и созданию вымышленных ситуаций.

Такая «ложь-вымысел» является показателем когнитивного развития ребенка, поскольку фантазии и выдуманные истории служат основой для формирования речи и воображения. Сознание малыша функционирует в двух плоскостях: реальной и фантастической, что позволяет ему конструировать свое личное информационное пространство и создавать «тайны», защищающие его внутренний мир от вторжения.

Начиная с семилетнего возраста, умышленное сокрытие правды и обман могут рассматриваться как сознательный акт. Психолог Л. Катнер выделяет ряд причин, побуждающих детей ко лжи:

  1. Страх наказания: Ложь выступает защитным механизмом от негативных последствий.
  2. Повышение самооценки: Ребенок придумывает истории для повышения своего социального статуса и получения материальных благ. Обычно такой мотив характерен для детей, испытывающих дефицит родительского внимания или унижения со стороны взрослых.
  3. Протест: Ложь становится способом противостояния ограничениям и авторитету взрослых. Ребенок сознательно обманывает, воспринимая вопросы как проявление контроля.
  4. Установление личных границ: Подростки нуждаются в личном пространстве и независимости. Контроль со стороны родителей может провоцировать ложь и замкнутость.
  5. Проблемы в семье: Частота и содержание лжи могут отражать семейные конфликты. Ребенок может использовать ложь для улучшения отношений между родителями.
  6. Чрезмерная требовательность родителей: Неспособность соответствовать ожиданиям родителей и высокая степень ответственности могут стать причиной использования лжи как защитного механизма.
  7. Потребность во внимании и одобрении: Ребенок прибегает к фантазированию для привлечения внимания окружающих.
  8. Подражание взрослым: Дети могут копировать поведение родителей, которые сами прибегают ко лжи или требуют от них неправдивых высказываний.

Для диагностики лжи у младших школьников были использованы различные методы. Психологические тесты, общение с учителями и родителями.

В настоящем исследовании приняли участие 40 учащихся начальных классов в возрасте от 9 до 11 лет. Для оценки уровня школьной тревожности и сопутствующих факторов были использованы следующие методики:

  • Тест школьной тревожности Филипса: позволяет определить общую интенсивность и характер тревожности, связанной с учебой, а также выявить отдельные тревожные синдромы.
  • Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга: служит для измерения субъективного опыта тревоги.

Результаты исследования показали, что у большинства учащихся (72,5%) наблюдается умеренный уровень школьной тревожности, в то время как 27,5% испытуемых демонстрируют повышенный уровень тревожности.

Анализ отдельных шкал теста Филипса выявил следующие особенности:

Переживание социального стресса: у 92,5% учащихся отмечен умеренный уровень, у 7,5% – повышенный.

Фрустрация потребности в достижении успеха: 90% учащихся имеют умеренный уровень, 10% – повышенный.

Шкалы «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показали аналогичные результаты: преобладание умеренного уровня тревожности.

Наиболее высокие показатели по школьной тревожности были зафиксированы на шкалах «Страх ситуации проверки знаний» (87,5% учащихся имеют высокий уровень) и «Проблемы и страхи в отношении с учителями» (75% учащихся имеют высокий уровень).

Таким образом, исследование выявило, что у большинства младших школьников наблюдается умеренный уровень школьной тревожности. Однако, значительная часть испытуемых испытывает повышенную тревожность в ситуациях проверки знаний и общения с учителями. Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения программ профилактики и коррекции школьной тревожности.

В ходе исследования нами была применена Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга, включающая две шкалы: ситуативной и личностной тревожности.

Результаты показали, что 26 участников (65%) демонстрируют повышенный уровень тревожности по обеим шкалам. Остальные 14 испытуемых характеризуются низким уровнем тревожности.

Лицам с высоким уровнем тревожности рекомендуется сосредоточиться на формировании чувства уверенности в себе и достижений. Необходимо переориентировать их внимание с внешних требований и категоричности, а также высокой значимости поставленных задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование ее этапов.

Напротив, для лиц с низким уровнем тревожности требуется стимулирование активности, акцентирование мотивационных аспектов деятельности, пробуждение интереса и подчеркивание чувства ответственности в решении поставленных задач.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой распространенности тревожности среди испытуемых. Это может способствовать увеличению уровня лживости, особенно в ситуациях получения оценок при проверке знаний и взаимодействия с преподавателями.

Список литературы

  1. Экман П. Почему дети лгут? / П. Экман. – М.: Педагогика-пресс, – 1993. – 237 с.
  2. Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей – М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Волков Б.С. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 144 с.
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 352 с.
  5. Каптерев П.Ф. О детской лжи «Русская школа». / П.Ф. Каптерев. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1890. – 336 с.
  6. Матвеева М. Милый лжец / М. Матвеева // Мама, папа, я. – 2004. – № 7. – С. 15-18.

Поделиться

197

Авчухова Е. В. Диагностика детской лжи в образовательной среде // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.II.С. 73-74. URL: https://apni.ru/article/10700-diagnostika-detskoj-lzhi-v-obrazovatelnoj-srede

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (236)

Прием материалов

4 января - 10 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 января