Ложь у подростков тесно связана с возрастными особенностями этого этапа развития. В этом периоде подростки испытывают острую потребность в одобрении, и поэтому им легче прибегнуть к обману для создания более привлекательного образа себя, формируя таким образом положительное самовосприятие.
Поэтому проявление со стороны взрослых доброжелательности и признание достоинств подростка являются основой его психологического благополучия и способствуют минимизации лживых поступков.
Дошкольный возраст характеризуется активным развитием образного мышления, что проявляется в склонности детей к фантазированию и созданию вымышленных ситуаций.
Такая «ложь-вымысел» является показателем когнитивного развития ребенка, поскольку фантазии и выдуманные истории служат основой для формирования речи и воображения. Сознание малыша функционирует в двух плоскостях: реальной и фантастической, что позволяет ему конструировать свое личное информационное пространство и создавать «тайны», защищающие его внутренний мир от вторжения.
Начиная с семилетнего возраста, умышленное сокрытие правды и обман могут рассматриваться как сознательный акт. Психолог Л. Катнер выделяет ряд причин, побуждающих детей ко лжи:
- Страх наказания: Ложь выступает защитным механизмом от негативных последствий.
- Повышение самооценки: Ребенок придумывает истории для повышения своего социального статуса и получения материальных благ. Обычно такой мотив характерен для детей, испытывающих дефицит родительского внимания или унижения со стороны взрослых.
- Протест: Ложь становится способом противостояния ограничениям и авторитету взрослых. Ребенок сознательно обманывает, воспринимая вопросы как проявление контроля.
- Установление личных границ: Подростки нуждаются в личном пространстве и независимости. Контроль со стороны родителей может провоцировать ложь и замкнутость.
- Проблемы в семье: Частота и содержание лжи могут отражать семейные конфликты. Ребенок может использовать ложь для улучшения отношений между родителями.
- Чрезмерная требовательность родителей: Неспособность соответствовать ожиданиям родителей и высокая степень ответственности могут стать причиной использования лжи как защитного механизма.
- Потребность во внимании и одобрении: Ребенок прибегает к фантазированию для привлечения внимания окружающих.
- Подражание взрослым: Дети могут копировать поведение родителей, которые сами прибегают ко лжи или требуют от них неправдивых высказываний.
Для диагностики лжи у младших школьников были использованы различные методы. Психологические тесты, общение с учителями и родителями.
В настоящем исследовании приняли участие 40 учащихся начальных классов в возрасте от 9 до 11 лет. Для оценки уровня школьной тревожности и сопутствующих факторов были использованы следующие методики:
- Тест школьной тревожности Филипса: позволяет определить общую интенсивность и характер тревожности, связанной с учебой, а также выявить отдельные тревожные синдромы.
- Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга: служит для измерения субъективного опыта тревоги.
Результаты исследования показали, что у большинства учащихся (72,5%) наблюдается умеренный уровень школьной тревожности, в то время как 27,5% испытуемых демонстрируют повышенный уровень тревожности.
Анализ отдельных шкал теста Филипса выявил следующие особенности:
Переживание социального стресса: у 92,5% учащихся отмечен умеренный уровень, у 7,5% – повышенный.
Фрустрация потребности в достижении успеха: 90% учащихся имеют умеренный уровень, 10% – повышенный.
Шкалы «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» показали аналогичные результаты: преобладание умеренного уровня тревожности.
Наиболее высокие показатели по школьной тревожности были зафиксированы на шкалах «Страх ситуации проверки знаний» (87,5% учащихся имеют высокий уровень) и «Проблемы и страхи в отношении с учителями» (75% учащихся имеют высокий уровень).
Таким образом, исследование выявило, что у большинства младших школьников наблюдается умеренный уровень школьной тревожности. Однако, значительная часть испытуемых испытывает повышенную тревожность в ситуациях проверки знаний и общения с учителями. Данные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и внедрения программ профилактики и коррекции школьной тревожности.
В ходе исследования нами была применена Шкала самооценки уровня тревожности Ч. Д. Спилберга, включающая две шкалы: ситуативной и личностной тревожности.
Результаты показали, что 26 участников (65%) демонстрируют повышенный уровень тревожности по обеим шкалам. Остальные 14 испытуемых характеризуются низким уровнем тревожности.
Лицам с высоким уровнем тревожности рекомендуется сосредоточиться на формировании чувства уверенности в себе и достижений. Необходимо переориентировать их внимание с внешних требований и категоричности, а также высокой значимости поставленных задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование ее этапов.
Напротив, для лиц с низким уровнем тревожности требуется стимулирование активности, акцентирование мотивационных аспектов деятельности, пробуждение интереса и подчеркивание чувства ответственности в решении поставленных задач.
Таким образом, можно сделать вывод о высокой распространенности тревожности среди испытуемых. Это может способствовать увеличению уровня лживости, особенно в ситуациях получения оценок при проверке знаний и взаимодействия с преподавателями.