Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Пути обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья

Пути обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

обучение детей с ОВЗ
адаптация
дети с ОВЗ

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности обучения математики детей с ОВЗ, определены направления, требующие преемственности при обучении математики детей с ОВЗ.

Текст статьи

Ребенок с ОВЗ, войдя в школу, будет не только социально адаптироваться к жизни в обществе. Он будет осваивать определенную образовательную программу, как правило, отличную от программы класса.

Возникает проблема: педагог – «золотое сердце» готов обучать ребенка с ОВЗ, но не имеет специальных знаний для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях, а ребенок с ОВЗ уже включен в учебный процесс. Обучение детей с ОВЗ предполагает понимание учителем особых образовательных потребностей детей и умение организовать урок в соответствии с этими потребностями. Мы определили направления, требующие преемственности при обучении математике детей с ОВЗ:

  1. Социально-психологическая адаптация;
  2. Единство требований к обучающимся;
  3. Структура и методология урока;
  4. Организация учебного процесса;
  5. Содержание программ.

Организация учебного процесса и содержание программ в большей степени ответственность администрации школ, методической службы. Рассмотрим подробнее только три направления.

Социально-психологическую адаптацию (обеспечивают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школы) важно пройти всем участникам образовательных отношений – ребенок (готовность к взаимодействию, подготовка специалистами к обучению в новых условиях), учитель (психо-физиологические особенности учащихся с ОВЗ, ответственность за соблюдение прав всеми всех обучающихся класса, особенности коммуникации), родитель (знание и соблюдение прав и обязанностей всех участников образовательных отношений; сотрудничество в освоении ребенком АООП). Успешность социально-психологической адаптации участников образовательных отношений повышает качество обучения ребенка с ОВЗ.

Качество урока математики, как и любого другого, во многом зависит от единства предъявляемых к обучающимся (КО ВСЕМ!) требований в рамках ФГОС. Первое требование – системно-деятельностный и дифференцированные подходы (ФГОС ОВЗ). Все учащиеся выполняют решение уравнений, обучающийся с ОВЗ тоже делает это, но с опорой («Треугольник компонентов» Шкляровой Т. В., например) – на уроке работает каждый. Второе требование – соблюдение прав всех участников образовательных отношений (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4). Учитель в ответе за соблюдение прав ребенка с ОВЗ им самим и одноклассниками на уроке, родители понимают и официально ознакомлены с «Положением об инклюзии», которое говорит о предварительной подготовке ребенка с ОВЗ к инклюзивному обучению специалистами ПМПк, т. к. обучение в классе возможно при готовности к групповому взаимодействию. Третье требование – контроль результата и достоверность уровня освоения учебного материала в соответствии с осваиваемой учебной программой.

Особенности обучения детей с ОВЗ требуют изменений структуры и методологии урока, подчиненных целям обучения математике детей с ОВЗ: овладение комплексом математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности; развитие логического мышления, пространственного воображения; формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся.

Дифференцированный подход осуществляется с учетом уровня сформированности предметных знаний, умений и навыков, и осуществляется по следующим этапам организации деятельности: адекватная мотивация, выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане (П. Я. Гальперин). На наш взгляд, осуществление преемственности именно в этом направлении обеспечивает успешность продвижения каждого ребенка с ОВЗ при освоении математики.

Алгоритмизация и пошаговость, принятая в математике активно используется в начальной школе. Она помогает структурировать урок: для обучающихся с РАС, например, алгоритмизация есть особая образовательная потребность, для всех обучающихся – способ формирования и развития универсальных действий (планирования, самоконтроля). В основе предъявления нового учебного материала детям с тяжелыми нарушениями речи также важна алгоритмизация и пошаговость, краткие инструкции, а также утрированно подчеркнутая артикуляция педагогом произносимых слов, возможность специальной работы с понятиями, определениями.

Сниженное зрение обучающихся требует укрупнения шрифта карточек, возможности работать с раздаточным материалом (обычно, его используют в начальной школе), наглядные пособия, учитывающие зрительное восприятие обучающихся (контурность изображений). Так, обучение геометрии строится на решении задач при постоянной наглядной опоре на рисунки и готовые чертежи. Некоторые нарушения требуют специальных средств обучения (транспортир с подвижной дополнительной линейкой для чертежа угла, озвученные калькулятор с крупными цифрами и клавиатура, геоборд, авторские пособия и т. д.).

Таким образом, термин «прикладная математика» в свете вопросов преемственности начального и основного общего образования при обучении детей с ОВЗ математике обретает новое значение: приложение новых специальных знаний педагога к особенному ребенку.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

  • Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
  • Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
  • Поэтапное формирование умственных действий.
  • Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
  • Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
  • Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
  • Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
  • Связь предметного содержания с жизнью.
  • Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
  • Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
  • Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно-развивающего обучения и на завершающем этапе всего занятия.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Список литературы

  1. Аналитический отчет по результатам мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / сост. канд. пед. наук Е.Л. Гращенкова, М.Н. Алексеева, Д.А. Воробьева [и др.]. – М., 2011 г.
  2. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965.
  3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. – 2005. – № 6. – С. 63.
  4. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики: воспитание и обучение детей с нарушениями развития // Педагогика. – 2010. – № 1. – С. 55.
  5. Ручкина В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2016. – 313 с.
  6. Кузнецова Н.В. Проблемы и тенденции развития математического образования учащихся сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 16. – С. 1-5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64201.htm

Поделиться

240

Трифонова Н. В., Макеева Е. А., Трифонов С. В. Пути обучения математике школьников с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/10708-puti-obucheniya-matematike-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля