Ребенок с ОВЗ, войдя в школу, будет не только социально адаптироваться к жизни в обществе. Он будет осваивать определенную образовательную программу, как правило, отличную от программы класса.
Возникает проблема: педагог – «золотое сердце» готов обучать ребенка с ОВЗ, но не имеет специальных знаний для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях, а ребенок с ОВЗ уже включен в учебный процесс. Обучение детей с ОВЗ предполагает понимание учителем особых образовательных потребностей детей и умение организовать урок в соответствии с этими потребностями. Мы определили направления, требующие преемственности при обучении математике детей с ОВЗ:
- Социально-психологическая адаптация;
- Единство требований к обучающимся;
- Структура и методология урока;
- Организация учебного процесса;
- Содержание программ.
Организация учебного процесса и содержание программ в большей степени ответственность администрации школ, методической службы. Рассмотрим подробнее только три направления.
Социально-психологическую адаптацию (обеспечивают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школы) важно пройти всем участникам образовательных отношений – ребенок (готовность к взаимодействию, подготовка специалистами к обучению в новых условиях), учитель (психо-физиологические особенности учащихся с ОВЗ, ответственность за соблюдение прав всеми всех обучающихся класса, особенности коммуникации), родитель (знание и соблюдение прав и обязанностей всех участников образовательных отношений; сотрудничество в освоении ребенком АООП). Успешность социально-психологической адаптации участников образовательных отношений повышает качество обучения ребенка с ОВЗ.
Качество урока математики, как и любого другого, во многом зависит от единства предъявляемых к обучающимся (КО ВСЕМ!) требований в рамках ФГОС. Первое требование – системно-деятельностный и дифференцированные подходы (ФГОС ОВЗ). Все учащиеся выполняют решение уравнений, обучающийся с ОВЗ тоже делает это, но с опорой («Треугольник компонентов» Шкляровой Т. В., например) – на уроке работает каждый. Второе требование – соблюдение прав всех участников образовательных отношений (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4). Учитель в ответе за соблюдение прав ребенка с ОВЗ им самим и одноклассниками на уроке, родители понимают и официально ознакомлены с «Положением об инклюзии», которое говорит о предварительной подготовке ребенка с ОВЗ к инклюзивному обучению специалистами ПМПк, т. к. обучение в классе возможно при готовности к групповому взаимодействию. Третье требование – контроль результата и достоверность уровня освоения учебного материала в соответствии с осваиваемой учебной программой.
Особенности обучения детей с ОВЗ требуют изменений структуры и методологии урока, подчиненных целям обучения математике детей с ОВЗ: овладение комплексом математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности; развитие логического мышления, пространственного воображения; формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся.
Дифференцированный подход осуществляется с учетом уровня сформированности предметных знаний, умений и навыков, и осуществляется по следующим этапам организации деятельности: адекватная мотивация, выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане (П. Я. Гальперин). На наш взгляд, осуществление преемственности именно в этом направлении обеспечивает успешность продвижения каждого ребенка с ОВЗ при освоении математики.
Алгоритмизация и пошаговость, принятая в математике активно используется в начальной школе. Она помогает структурировать урок: для обучающихся с РАС, например, алгоритмизация есть особая образовательная потребность, для всех обучающихся – способ формирования и развития универсальных действий (планирования, самоконтроля). В основе предъявления нового учебного материала детям с тяжелыми нарушениями речи также важна алгоритмизация и пошаговость, краткие инструкции, а также утрированно подчеркнутая артикуляция педагогом произносимых слов, возможность специальной работы с понятиями, определениями.
Сниженное зрение обучающихся требует укрупнения шрифта карточек, возможности работать с раздаточным материалом (обычно, его используют в начальной школе), наглядные пособия, учитывающие зрительное восприятие обучающихся (контурность изображений). Так, обучение геометрии строится на решении задач при постоянной наглядной опоре на рисунки и готовые чертежи. Некоторые нарушения требуют специальных средств обучения (транспортир с подвижной дополнительной линейкой для чертежа угла, озвученные калькулятор с крупными цифрами и клавиатура, геоборд, авторские пособия и т. д.).
Таким образом, термин «прикладная математика» в свете вопросов преемственности начального и основного общего образования при обучении детей с ОВЗ математике обретает новое значение: приложение новых специальных знаний педагога к особенному ребенку.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:
- Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Поэтапное формирование умственных действий.
- Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.
- Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность.
- Связь предметного содержания с жизнью.
- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
- Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
- Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно-развивающего обучения и на завершающем этапе всего занятия.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.