Больше века происходит активный процесс урбанизации. Начало XXⅠ века ознаменовалось входом в новую цифровую эру, что коренным образом изменило устройство социума и сместило точки восприятия среды с учетом новых обстоятельств в виде сильно разрастающейся и хаотичной визуальной коммуникации.
Визуальная коммуникация – это сложноорганизованная среда, в которой преобладает визуальная коммуникация. В данном контексте она становится инструментом формообразования объектов среды как наиболее распространенный способ создания новых связей между информацией и субъектом.
Обращаясь к официальной профессиональной терминологии, можно найти наиболее подходящую коннотацию для данного вопроса.
В электронном энциклопедическом словаре понятие «визуальная коммуникация» определяется следующим образом - это процесс передачи и приема информации через оптический канал связи; специфическое средство информации, облегчающие ориентацию человека в предметно-пространственной среде; область профессиональной деятельности дизайнера, связанная с проектированием этих средств [4].
Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, пиктограммы, образы) и визуальное восприятие (органы зрения человека, психология восприятия). Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя-субъекта, будут наполнены понятной и необходимой информацией.
Для дальнейшего понимания темы необходимо рассмотреть другой термин, связанный на прямую с визуальной коммуникацией – это визуально-графический язык.
Визуально-графический язык – это система условных графических изображений, знаков, символов, предназначенных для передачи специальной информации – сигналов опасности, рекламы, ориентации и др. Визуально-графический язык строится на основе графических символов и знаков, которые могут быть изобразительными, словесными и смешанными. С помощью «синтаксиса» визуально-графический язык (правил сопряжения визуально-графических символов и знаков) и на основе «алфавита» графических символов, от полноты которого зависит смысловой диапазон визуального графического языка, строится визуально-графический текст – единичное сообщение, смысл которого задает программу действия или поведения. Визуально-графический язык определяется через смысловое значение изобразительного элемента, то, что определяется понятием «содержание» [5, с. 288].
Для успешной визуальной коммуникации необходимо создать уникальную, но легко адаптируемую к высокому ритму городской среды систему визуально-графического языка. Таким образом, подобная визуально-графическая система становится релятивной по отношению к взаимодействию субъекта и объекта. Необходимо создание особого графического языка (системы кодирования), который бы действенным способом выделялся среди многообразия визуальных образов в положительно-выгодном аспекте восприятия среды.
Эффективность использования визуальных образов смещается в сторону использования конкретных слов и словосочетаний, несущих в себе определенную информацию, подходящую случаю. Это связано с перенасыщением визуальными образами информационной и культурной среды и нашей возможности идентифицировать их видовое разнообразие, что обуславливает нашу потребность возвращения к текстовым визуальным образам.
Ни одно возвращение к действенным приемам прошлого не происходит без внесения изменений согласно потребностям социума настоящего времени. Формирование объектов среды на данном этапе развития визуальных образов возможно с помощью нового способа, который предлагает решение проблем, связанных с взаимодействием с данными объектами.
Использование грамотных приемов формирования среды является не проблемой, а необходимыми условиями, не выполнение которых влечет за собой нарушение комфортной и функциональной среды. К таким условиям можно отнести:
- акцент на создание центров притяжений;
- гибкость;
- постоянные изменения;
- способность к трансформации;
- приспосабливаемость;
- коммуникабельность.
Все вышеперечисленное относится к условиям комфортной среды, которые создают новое визуально-графическое явление – «анаморфная типографика».
«Анаморфная типографика» – это абсолютно новое явление, которое появилось в 10-х годах XXⅠ века и является уникальным графическим языком.
«Анаморфная типографика» представляет собой коллаборацию традиционной типографики и оптических когнитивных иллюзий. Особенностью данного графического языка является его вариативность при формировании функциональных характеристик графики в пространстве с использованием оптических иллюзий. Сфера интересов современного дизайна лежит в использовании подобного графического средства для создания в среде выразительной визуальной коммуникации.
Необходимо рассмотреть две составляющие этого визуально-графического языка, чтобы выявить особенности формирования этих объектов и их роли в визуальной коммуникации.
Современные обстоятельства формирования объектов среды характеризуются потребностью в осмыслении особенностей типографики, определении ее роли в среде. Особое значение типографики для современной визуальной коммуникации обусловлено тем, что она, с одной стороны, является старейшим методом коммуникации и частью культуры в широком смысле этого слова, и наиболее сформированным компонентом, и неотъемлемым элементом современного дизайна, а с другой - одним из динамично развивающихся новых направлений визуально-графических систем.
Каждый знак может обозначать или замещать не единичный объект, а множество или систему объектов. Он находится в тесной связи с другими знаками, проявляет себя только в процессе анализа способа его функционирования, существует в материальной практике и используется для получения, хранения и передачи информации в визуальной коммуникации, имея возможность изменять поверхностную форму.
Рассмотрение термина «типографика» с семиотической точки зрения необходимо для того, чтобы выявить все коммуникативные свойства, присущие именно ей.
В электронном энциклопедическом словаре понятие «типографика» определяется следующим образом – художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты. Типографика решает задачи оптимального восприятия текста читателем. С одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна, с другой – свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текста [7].
Типографика обладает характеристиками и языковой системы, которая в точности передает сообщение, и изображения, которое в данном случае имеет значение визуального образа. Согласно Р. Барту, который рассматривал образ с точки зрения характеристик языкового сообщения, писал, что «…одни полагают, что по сравнению с языком изображение представляет собой рудиментарную систему, а другие – что само понятие "значение" неспособно исчерпать неизреченное богатство образа» [2, с.297].
Во-первых, типографика, как, впрочем, и любая другая подобная знаковая система имеет двойственный характер: является и смыслом, и формой. Проявляя себя как смысл, она дает возможность прочтения, т.е. она содержательна. А став формой, она не теряет содержание, а просто отодвигает его на задний план.
Во-вторых, типографика транслирует некоторый визуальный образ, текст, который понимается как информационное сообщение, созданное с помощью визуальных средств.
Является очевидным, то, что цель создания любого визуального сообщения – потребитель информации (субъект). Поэтому, не стоит забывать про практическо-прагматический аспект, который затрагивает взаимоотношения субъекта, который воспринимает информацию, и она должна удовлетворять правилам употребления знаков, соответствующих современной ситуации.
Стоит отметить, что в типографике XXⅠ века именно контексты передачи информации выходят на первый план. Новое визуальное разнообразие в среде зависит теперь не столько от связи с обозначаемыми предметами, сколько от субъективной реакции тех, кто воспринимает эту среду.
Типографика выражает некоторый визуальный образ, созданный с помощью визуальных средств. Именно в использовании этих визуальных графических средств состоит особенность формирования объектов с использованием типографики. Внесение оптических иллюзий в новый контекст использования информационной коммуникации становится интересной возможностью для открытия более обширного поля применения классической типографики в современной среде.
Оптические иллюзии интересный междисциплинарный пласт действенных визуальных средств. Иллюзии напрямую сопряжены с человеческим восприятием и зависят только от него. Можно сказать, это самый потребительскоориентированный способ коммуникации.
Оптические иллюзии делятся на категории следующим образом:
- буквальные иллюзии;
- физиологические иллюзии;
- когнитивные иллюзии.
Буквальные иллюзии – самые простые оптические иллюзии, которые характеризуются различием в изображении (то есть восприятием изображения) и действительными физическими объектами, составляющими картинку; в результате мы видим совсем не то, что изображено на картинке.
Физиологические иллюзии – результат избыточной стимуляции глаз или мозга каким-либо стимулятором, например, движением, цветом, яркостью, углом наклона и т. д. Эти иллюзии обычно являются остаточными изображениями, создаваемыми в результате стимуляции зрения определённым движением или яркостью, и даже стимуляцией невероятно длинных узоров в изображениях, которые постоянно меняются.
Когнитивные иллюзии основаны на взаимодействии с различными уровнями восприятия. Имея дело с такими иллюзиями, мозг связывает объекты изображения со своим пониманием или знанием. Когнитивная иллюзия – это результат взаимодействия мозга с накопленным пониманием или знанием о мире [3].
Когнитивные иллюзии далее можно разделить на три подвида:
- двойственные иллюзии;
- искажённые иллюзии;
- парадоксальные иллюзии.
Двойственные иллюзии основаны на восприятии объектов или образов с различным проявлением изображений. Изображение, воспринимаемое мозгом, постоянно меняется или «переключается» между возможными иллюзиями изображений на картинке.
Искаженные иллюзии основаны на смене физических аспектов таких как: размер, изгибы, длина. Такие изображения не остаются постоянными, а вызывают ощущение изменений размеров объектов: длины, формы.
Согласно своему названию, парадоксальные иллюзии противоречат увиденному. Они создаются вымышленными или парадоксальными объектами в реальной жизни или в трёх измерениях, выглядя при этом достаточно убедительными в двух измерениях.
В рассмотренных категориях оптических иллюзий нас интересуют когнитивные иллюзии, а конкретнее – это искаженная иллюзия. Иначе искаженную иллюзию называют «анаморфоз».
Анаморфоз – искаженная проекция или перспектива, требующая от зрителя использовать специальные устройства или занимать конкретную точку зрения (или и то и другое), чтобы восстановить изображение [5].
Именно «анаморфоз» позволяет задействовать абсолютно любой объект без необходимой осмотрительности на его расположение в среде, форму, функцию.
Оптические искажения, имея специфические характеристики (непостоянство, трансформируемость, аллегоричность), позволяют использовать их наравне с другими графическо-художественными средствами. Сущность искажений сама по себе трансформируема и метафорична, явный смысл при смене угла зрения приобретает новое значение.
Для динамичной, непостоянной и стремительно развивающейся среды, а именно такой она и является в современном мире, использование приемов «анаморфной типографики» не только отвечает требованиям комфортной среды, но и необходимым условием современной ситуации.
Таким образом, при восприятии среды современному зрителю необычна и приятна визуальная игра оптических искажений. Это создает разнообразие визуальных образов наравне с контекстом, который использует типографика. Подобная коллаборация удерживает на себе акцент как центр притяжения внимания и позволяет образовывать коммуникацию не только на основе визуального восприятия, но и на вербальном уровне.