Особенности формирования объектов анаморфной типографики
научный журнал «Актуальные исследования» #15 (18), август '20

Особенности формирования объектов анаморфной типографики

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей формирования объектов среды с помощью приема, основанного на оптических иллюзиях – «анаморфной типографики». «Анаморфная типографика» анализируется с точки зрения нового графического языка, ранее не применявшегося в области проектирования среды. Автор рассматривает визуально-графическое, семиотическое значение «анаморфной типографики» в контексте современной визуальной среды и выявляет взаимосвязь между контекстом применяемой типографики и оптических искажений. В статье приводятся доводы в пользу того, что новый визуально-графический язык, которым является «анаморфная типографика» отвечает актуальным тенденциям и требованиям.

Аннотация статьи
оптические иллюзии
типографика
визуально-графический язык
визуальная коммуникация
семиотика
среда
анаморфная типографика
Ключевые слова

Больше века происходит активный процесс урбанизации. Начало XXⅠ века ознаменовалось входом в новую цифровую эру, что коренным образом изменило устройство социума и сместило точки восприятия среды с учетом новых обстоятельств в виде сильно разрастающейся и хаотичной визуальной коммуникации.

Визуальная коммуникация – это сложноорганизованная среда, в которой преобладает визуальная коммуникация. В данном контексте она становится инструментом формообразования объектов среды как наиболее распространенный способ создания новых связей между информацией и субъектом.

Обращаясь к официальной профессиональной терминологии, можно найти наиболее подходящую коннотацию для данного вопроса.

В электронном энциклопедическом словаре понятие «визуальная коммуникация» определяется следующим образом - это процесс передачи и приема информации через оптический канал связи; специфическое средство информации, облегчающие ориентацию человека в предметно-пространственной среде; область профессиональной деятельности дизайнера, связанная с проектированием этих средств [4].

Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, пиктограммы, образы) и визуальное восприятие (органы зрения человека, психология восприятия). Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны взгляду зрителя-субъекта, будут наполнены понятной и необходимой информацией.

Для дальнейшего понимания темы необходимо рассмотреть другой термин, связанный на прямую с визуальной коммуникацией – это визуально-графический язык.

Визуально-графический язык – это система условных графических изображений, знаков, символов, предназначенных для передачи специальной информации – сигналов опасности, рекламы, ориентации и др. Визуально-графический язык строится на основе графических символов и знаков, которые могут быть изобразительными, словесными и смешанными. С помощью «синтаксиса» визуально-графический язык (правил сопряжения визуально-графических символов и знаков) и на основе «алфавита» графических символов, от полноты которого зависит смысловой диапазон визуального графического языка, строится визуально-графический текст – единичное сообщение, смысл которого задает программу действия или поведения. Визуально-графический язык определяется через смысловое значение изобразительного элемента, то, что определяется понятием «содержание» [5, с. 288].

Для успешной визуальной коммуникации необходимо создать уникальную, но легко адаптируемую к высокому ритму городской среды систему визуально-графического языка. Таким образом, подобная визуально-графическая система становится релятивной по отношению к взаимодействию субъекта и объекта. Необходимо создание особого графического языка (системы кодирования), который бы действенным способом выделялся среди многообразия визуальных образов в положительно-выгодном аспекте восприятия среды.

Эффективность использования визуальных образов смещается в сторону использования конкретных слов и словосочетаний, несущих в себе определенную информацию, подходящую случаю. Это связано с перенасыщением визуальными образами информационной и культурной среды и нашей возможности индентифицировать их видовое разнообразие, что обуславливает нашу потребность возвращения к текстовым визуальным образам.

Ни одно возвращение к действенным приемам прошлого не происходит без внесения изменений согласно потребностям социума настоящего времени. Формирование объектов среды на данном этапе развития визуальных образов возможно с помощью нового способа, который предлагает решение проблем, связанных с взаимодействием с данными объектами.

Использование грамотных приемов формирования среды является не проблемой, а необходимыми условиями, не выполнение которых влечет за собой нарушение комфортной и функциональной среды. К таким условиям можно отнести:

  • акцент на создание центров притяжений;
  • гибкость;
  • постоянные изменения;
  • способность к трансформации;
  • приспосабливаемость;
  • коммуникабельность.

Все вышеперечисленное относится к условиям комфортной среды, которые создают новое визуально-графическое явление – «анаморфная типографика».

«Анаморфная типографика» – это абсолютно новое явление, которое появилось в 10-х годах XXⅠ века и является уникальным графическим языком.

«Анаморфная типографика» представляет собой коллаборацию традиционной типографики и оптических когнитивных иллюзий. Особенностью данного графического языка является его вариативность при формировании функциональных характеристик графики в пространстве с использованием оптических иллюзий. Сфера интересов современного дизайна лежит в использовании подобного графического средства для создания в среде выразительной визуальной коммуникации.

Необходимо рассмотреть две составляющие этого визуально-графического языка, чтобы выявить особенности формирования этих объектов и их роли в визуальной коммуникации.

Современные обстоятельства формирования объектов среды характеризуются потребностью в осмыслении особенностей типографики, определении ее роли в среде. Особое значение типографики для современной визуальной коммуникации обусловлено тем, что она, с одной стороны, является старейшим методом коммуникации и частью культуры в широком смысле этого слова, и наиболее сформированным компонентом, и неотъемлемым элементом современного дизайна, а с другой - одним из динамично развивающихся новых направлений визуально-графических систем.

Каждый знак может обозначать или замещать не единичный объект, а множество или систему объектов. Он находится в тесной связи с другими знаками, проявляет себя только в процессе анализа способа его функционирования, существует в материальной практике и используется для получения, хранения и передачи информации в визуальной коммуникации, имея возможность изменять поверхностную форму.

Рассмотрение термина «типографика» с семиотической точки зрения необходимо для того, чтобы выявить все коммуникативные свойства, присущие именно ей.

В электронном энциклопедическом словаре понятие «типографика» определяется следующим образом – художественная графика, использующая полиграфические средства и оформительские элементы: линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты. Типографика решает задачи оптимального восприятия текста читателем. С одной стороны, представляет собой одну из отраслей графического дизайна, с другой – свод строгих правил, определяющих использование шрифтов в целях создания наиболее понятного для восприятия читателя текста [7].

Типографика обладает характеристиками и языковой системы, которая в точности передает сообщение, и изображения, которое в данном случае имеет значение визуального образа. Согласно Р. Барту, который рассматривал образ с точки зрения характеристик языкового сообщения, писал, что «…одни полагают, что по сравнению с языком изображение представляет собой рудиментарную систему, а другие – что само понятие "значение" неспособно исчерпать неизреченное богатство образа» [2, с.297].

Во-первых, типографика, как, впрочем, и любая другая подобная знаковая система имеет двойственный характер: является и смыслом, и формой. Проявляя себя как смысл, она дает возможность прочтения, т.е. она содержательна. А став формой, она не теряет содержание, а просто отодвигает его на задний план.

Во-вторых, типографика транслирует некоторый визуальный образ, текст, который понимается как информационное сообщение, созданное с помощью визуальных средств.

Является очевидным, то, что цель создания любого визуального сообщения – потребитель информации (субъект). Поэтому, не стоит забывать про практическо-прагматический аспект, который затрагивает взаимоотношения субъекта, который воспринимает информацию, и она должна удовлетворять правилам употребления знаков, соответствующих современной ситуации.

Стоит отметить, что в типографике XXⅠ века именно контексты передачи информации выходят на первый план. Новое визуальное разнообразие в среде зависит теперь не столько от связи с обозначаемыми предметами, сколько от субъективной реакции тех, кто воспринимает эту среду.

Типографика выражает некоторый визуальный образ, созданный с помощью визуальных средств. Именно в использовании этих визуальных графических средств состоит особенность формирования объектов с использованием типографики. Внесение оптических иллюзий в новый контекст использования информационной коммуникации становится интересной возможностью для открытия более обширного поля применения классической типографики в современной среде.

Оптические иллюзии интересный междисциплинарный пласт действенных визуальных средств. Иллюзии напрямую сопряжены с человеческим восприятием и зависят только от него. Можно сказать, это самый потребительскоориентированный способ коммуникации.

Оптические иллюзии делятся на категории следующим образом:

  • буквальные иллюзии;
  • физиологические иллюзии;
  • когнитивные иллюзии.

Буквальные иллюзии – самые простые оптические иллюзии, которые характеризуются различием в изображении (то есть восприятием изображения) и действительными физическими объектами, составляющими картинку; в результате мы видим совсем не то, что изображено на картинке.

Физиологические иллюзии – результат избыточной стимуляции глаз или мозга каким-либо стимулятором, например, движением, цветом, яркостью, углом наклона и т. д. Эти иллюзии обычно являются остаточными изображениями, создаваемыми в результате стимуляции зрения определённым движением или яркостью, и даже стимуляцией невероятно длинных узоров в изображениях, которые постоянно меняются.

Когнитивные иллюзии основаны на взаимодействии с различными уровнями восприятия. Имея дело с такими иллюзиями, мозг связывает объекты изображения со своим пониманием или знанием. Когнитивная иллюзия – это результат взаимодействия мозга с накопленным пониманием или знанием о мире [3].

Когнитивные иллюзии далее можно разделить на три подвида:

  • двойственные иллюзии;
  • искажённые иллюзии;
  • парадоксальные иллюзии.

Двойственные иллюзии основаны на восприятии объектов или образов с различным проявлением изображений. Изображение, воспринимаемое мозгом, постоянно меняется или «переключается» между возможными иллюзиями изображений на картинке.

Искаженные иллюзии основаны на смене физических аспектов таких как: размер, изгибы, длина. Такие изображения не остаются постоянными, а вызывают ощущение изменений размеров объектов: длины, формы.

Согласно своему названию, парадоксальные иллюзии противоречат увиденному. Они создаются вымышленными или парадоксальными объектами в реальной жизни или в трёх измерениях, выглядя при этом достаточно убедительными в двух измерениях.

В рассмотренных категориях оптических иллюзий нас интересуют когнитивные иллюзии, а конкретнее – это искаженная иллюзия. Иначе искаженную иллюзию называют «анаморфоз».

Анаморфоз – искаженная проекция или перспектива, требующая от зрителя использовать специальные устройства или занимать конкретную точку зрения (или и то и другое), чтобы восстановить изображение [5].

Именно «анаморфоз» позволяет задействовать абсолютно любой объект без необходимой осмотрительности на его расположение в среде, форму, функцию.

Оптические искажения, имея специфические характеристики (непостоянство, трансформируемость, аллегоричность), позволяют использовать их наравне с другими графическо-художественными средствами. Сущность искажений сама по себе трансформируема и метафорична, явный смысл при смене угла зрения приобретает новое значение.

Для динамичной, непостоянной и стремительно развивающейся среды, а именно такой она и является в современном мире, использование приемов «анаморфной типографики» не только отвечает требованиям комфортной среды, но и необходимым условием современной ситуации.

Таким образом, при восприятии среды современному зрителю необычна и приятна визуальная игра оптических искажений. Это создает разнообразие визуальных образов наравне с контекстом, который использует типографика. Подобная коллаборация удерживает на себе акцент как центр притяжения внимания и позволяет образовывать коммуникацию не только на основе визуального восприятия, но и на вербальном уровне.

Текст статьи
  1. Анаморфоз [Электронный ресурс]. – HiSoUR – Режим доступа: https://www.hisour.com/ru/anamorphosis-17938/
  2. Барт, Р. Риторика образа. Избранные работы / Р. Барт // Семиотика. Поэтика. – 1994 – С. 297-318
  3. Виды оптических иллюзий [Электронный ресурс]. – журнал EPOCH TIMES – Режим доступа: https://www.epochtimes.ru/vidy-opticheskih-illyuzij-98907771/
  4. Визуальная коммуникация [Электронный ресурс]. – Академик. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике – Режим доступа: https://psychology_pedagogy.academic.ru/3663/ВИЗУАЛЬНЫЕ_КОММУНИКАЦИИ
  5. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: Изд-во Рефл-бук, 2001. – 17 с.
  6. Родькин, П.Е. Типология визуально-графического языка и визуально-графического стиля в территориальном брендинге / П.Е. Родькин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. №4. – 2016. – С.286-305.
  7. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем [Электронный ресурс]. – Студфайлс. Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р.Е. Алексеева – Режим доступа: https://studfile.net/preview/2606219/page:7/
  8. Типографика [Электронный ресурс]. – Академик. Реклама и полиграфия – Режим доступа: https://advertising_polygraphy.academic.ru/2629/Типографика
  9. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи. – пер. с англ. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 496 с.
  10. Якобсон, Р. Семиотика и искусствометрия. К вопросу о зрительных и слуховых знаках / Р. К. Якобсон. – М.: Изд-во Мир, 1972. – 368 с.
  11. Varini, F. Points of view / ed. by Lars Müller. – Baden: Lars Müller Pub., 2004 – 265 pp.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 августа по 16 августа
Остался 1 день до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 августа
Загрузка в elibrary
20 августа
Рассылка печатных экземпляров
24 августа