На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В развитии речи детей дошкольного возраста особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэтическим произведениям, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; правильное произношение отдельных звуков их сочетаний в словах.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть конкретность образа, динамика действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.
В младшем дошкольном возрасте мышление ребенка отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами. Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» себе его содержание. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему – это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.
Для заучивания можно использовать коротенькие стихи (например, А. Барто «Игрушки»; Е. Благинина «Огонек»; Д. Хармс «Кораблик», стихи С Маршака и др.). Не стоит забывать и материал народного творчества: народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку отлично отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.). В стихах для этого возраста уже могут встречаться художественные образы, метафоры, эпитеты, элементы сравнения, (например, в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» есть такие образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи. Для заучивания рекомендуются уже достаточно более сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»). А в подготовительном к школе возрасте даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука».
Перед каждым занятием по заучиванию наизусть необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать благоприятное для восприятия и воспроизведения стихотворения настроение. Проводится короткая беседа по смыслу произведения. В ходе ее задаются вопросы, предлагается детям вспомнить из их опыта события, близкие к содержанию текста. Настроить 18 детей можно, используя сюрпризный момент или показ картинки, игрушки. Старшим дошкольникам можно показать литературный портрет поэта. Создав благоприятный настрой у детей, воспитатель называет жанр произведения и автора.
После этого воспитатель читает стихотворение наизусть без установки на запоминание, чтобы дети могли в полной мере насладиться музыкальностью, напевностью и красотой стихотворения. Воспитателю необходимо выразительно подать стихотворение, от этого зависит восприятие его детьми. Затем, после прочтения стихотворения нужно сделать небольшую паузу для того, чтобы дать возможность детям пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности).
Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами начинается и заканчивается стихотворение?»).
Повторно стихотворение читается с установкой на запоминание. Дети, для того чтобы выучить наизусть произведение, должны овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями.
Занятие заканчивается выразительным чтением стихотворения воспитателем или детьми. После занятия можно рассмотреть иллюстрации, картинки, близкие к теме стихотворения, попросить детей нарисовать что-то из этого произведения.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
- Игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- Досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие;
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- Воспроизведение игровых стихов методом игры.
На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения одного из детей, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика положительных и отрицательных героев, помогающая подобрать нужные интонации.
Таким образом, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста. С другой стороны, существенное значение имеют приемы обучения заучиванию стихов и качество художественного исполнения их взрослыми.