Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Производство по делам об административных правонарушениях, влекущих администрати...

Производство по делам об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административное приостановление деятельности
Кодекс об административных правонарушениях
административное правонарушение
исполнение постановления об административном приостановлении деятельности

Аннотация статьи

В статье отмечается, что в числе административных наказаний, применяемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выделяется административное приостановление деятельности. Автор проводит анализ производства по данной категории дел, делая акцент на исполнение постановлений о назначении данной меры административного наказания. Рассматривается порядок исполнения постановлений по данной категории дел и выявляются определённые проблемы в деятельности судебных приставов. Высказываются определённые пути их решения.

Текст статьи

Субъекты хозяйственной деятельности – юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности при совершении административного правонарушения по перечню оснований, указанных в ч. 1. ст. 3.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) [1].

Различные нарушения, вызывающие угрозы для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды, могут быть основанием для административной ответственности. Эти действия могут быть как намеренными, так и случайными, и они могут затрагивать различные сферы общественной жизни: санитарно-эпидемиологическое благополучие, общественную нравственность, порядок управления и общественную безопасность, ситуации, которые могут привести к возникновению эпидемий, радиационных аварий или техногенных катастроф. Кроме того, основаниям для приостановления деятельности являются правонарушения в области оборота наркотических средств и незаконного оборота алкоголя, легализации преступных доходов, финансирования терроризма, миграционной политики и ряд иных правонарушений Особенной части КоАП РФ.

В случае выявления административного правонарушения суд, должностное лицо или орган, рассматривающий дело выносит постановление о привлечении к административной ответственности с назначением административного приостановления деятельности и ограничение на использование им имущества или осуществления конкретных видов деятельности, работ, услуг сроком до 90 дней.

Вынесенное постановление согласно ч.1 ст. 32.12 КоАП РФ подлежит немедленному исполнению без предоставления срока на обжалование и вступает в силу немедленно. Принудительное исполнение судебных актов, а также актов, предусмотренных другими должностными лицами и органами согласно положениям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) осуществляется судебными приставами-исполнителями [2].

Используя современные информационные технологии исполнительный документ может быть отправлен на исполнение через электронные каналы связи, используя электронные цифровые подписи и средства их удостоверения, с помощью государственных информационных систем. Подобный способ существенным образом позволяет сократить время передачи исполнительного документа согласно п. 5.1. ст. 29.10 КоАП РФ, п. 5. ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ.

В основном направления постановлений в Службу судебных приставов на практике осуществляются судами через заказную корреспонденцию. Стандартный срок на передачу исполнительного документа, согласно п. 7. ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ составляет 3 рабочих дня. Сроки доставки корреспонденции для городов федерального значения внутригородские территории – 2 дня. По официальной информации Министерства юстиции Российской Федерации, на данный момент электронный документооборот реализован только в Москве и Московской области [3].

Пристав-исполнитель обязан принять решение о возбуждении исполнительного производства, либо отказать в возбуждении исполнительного производства о приостановлении деятельности согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ в течение 1 рабочего дня.

Поскольку исполнительный документ об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению, должностное лицо службы судебных приставов, на исполнении у которого он находится, осуществляет незамедлительный выход по месту нахождения объекта и производит действия, указанные в исполнительном документе. Административное приостановление деятельности производится с участием двух понятых [4, с. 39].

Перечень мер, применяемых при исполнении постановления об административном приостановлении деятельности, законодатель раскрывает в ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ и дословно дублирует в ст. 109 Федерального закона № 229-ФЗ. Исходя из положений данных правовых норм судебный пристав-исполнитель имеет право накладывать пломбы, опечатывать помещения, места хранения материальных ценностей, товаров, касс. Список действий является открытым и позволяет на усмотрение судебного пристава-исполнителя совершать иные мероприятия в рамках исполнительного производства. Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ «при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения».

По результатам совершения исполнительных действий следует обеспечить процессуальное оформление административного приостановления деятельности в виде акта о совершении исполнительных действий.

Перечень мер, применяемых при исполнении постановления об административном приостановлении деятельности, законодатель раскрывает в ч.2 ст.32.12 КоАП РФ и дословно дублирует в ст. 109 Федерального закона № 229-ФЗ, которые, как правило, заключаются в наложении пломб, опечатывании помещения, места хранения товаров и иных материальных ценностей, кассы должника, а также применяет другие меры, указанные в постановлении об административном приостановлении деятельности должника. Список действий судебного пристава-исполнителя при исполнении постановления об административном приостановлении деятельности является открытым и позволяет на усмотрение судебного пристава-исполнителя совершать иные мероприятия в рамках исполнительного производства. Анализ решения судов общей юрисдикции позволяет прийти к выводу, что в большинстве случаев постановления цитируют меры, предусмотренные законодателем, не указывая и не раскрывая ряд конкретных мер, которые должен совершить судебный пристав-исполнитель, отдавая ему право на решение данного вопроса. Важно отметить, что исполнение постановления о применении административного наказания должно осуществляться с учётом законности и справедливости. Права и интересы нарушителей также должны быть защищены и уважаемы. В случае неправомерного или необоснованного исполнения постановления имеется возможность обжалования в судебном порядке.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности оформляется в виде акта, в котором перечисляются принятые меры, акт составляется с участием понятых и в необходимы случаях с осуществлением содействия органов внутренних дел.

Контроль за исполнением должником требований судебного акта в период срока административного приостановления осуществляется судебным приставом-исполнителем путем проведения проверок с выходом на место исполнения. В случае возобновления должником деятельности до окончания срока ее административного приостановления в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с нормами КоАП РФ и применяются иные меры, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

Нормативно урегулировано три возможных основания для прекращения исполнительного производства по делу об административном нарушении [5, с. 9]. Первый способ – прекращение исполнительного производства путем оспаривания вынесенного постановления посредством подачи апелляционной жалобы, которая рассматривается в ускоренные сроки, не превышающие 5 дней с момента принятия, согласно ч. 4. ст. 30.5 КоАП РФ. В то же время подача жалобы не предусматривает приостановление передачи постановления на исполнение, в том числе, не влияет на действия, совершаемые приставами по исполнительному производству.

Второй способ – это устранение обстоятельств, послуживших основанием применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности и подачи соответствующего ходатайства, которое суд рассматривает в ускоренном порядке согласно ч. 4 ст. 30.5. КоАП РФ в срок до 5 дней. При этом, фактически, устранению причин препятствуют принятые приставами-исполнителями меры (ограничение доступа на объект). Работы по устранению могут быть произведены с разрешения пристава-исполнителя (фактически, в его присутствии, во избежание неправомерных действий должника и возобновлении деятельности), который на время проведения работ должен де-факто снять пломбы, а по окончанию, наложить их заново. В противном случае, самовольное снятие пломб, равно как срыв печати, является административным правонарушением согласно ст. 19.2 КоАП РФ.

Третьим основанием для прекращения исполнительного производства по делам об административном приостановлении деятельности является прекращение производства в связи с истечением срока, на которое деятельность была приостановлена согласно ч. 5. ст. 32.12 КоАП РФ.

Предусмотрено, что должностное лицо по истечении указанного срока проверяет устранение обстоятельств, послуживших вынесению постановления о приостановлении деятельности. Де-факто, проверки проводятся крайне редко, это обусловлено внутренними процедурами и регламентами органов и должностных лиц, осуществляющих надзор за соответствующими видами деятельностями, правилами и порядком осуществления проверочных действий.

В случаях, когда фактическое приостановление невозможно, пристав-исполнитель должен направить уведомление судье, органу, должностному лицу, принявшему решение о вынесении постановления. Направленное уведомление должно служить основанием для пересмотра принятого решения, копия уведомления должна быть направлена в орган, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административной ответственности для принятия советующего решения и приятия мер в порядке надзора за соответствующей сферой деятельности.

В числе проблем можно отметить, что высокая нагрузка на пристава-исполнителя затрудняет исполнение ими исполнения административного наказания в виде приостановления деятельности. Способом решения данной проблемы является создание отдельных подразделений с дифференциацией должностных обязанностей сотрудников, комплектация штата новой должностной единицей – пристав по обеспечению установленного порядка исполнения (по аналогии с судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов). Это позволит содействовать должникам в устранении правонарушения, с одной стороны, усилить контроль за действиями должника и обеспечить невозможность бесконтрольной работы в обход приостановления деятельности, с другой стороны.

При выполнении задач судебными приставами возникают определенные трудности в случае частичного или полного опечатывания объектов административного приостановления деятельности. Оборудование, необходимое для нормального функционирования объекта или его части, может находиться в зоне ограниченного доступа в здании, что требует постоянного контроля и обслуживания. Также возникают вопросы о разрешении доступа виновным лицам и специалистам различных областей к опечатанным объектам или запечатанным агрегатам для устранения выявленных нарушений в процессе исполнения наказания. Для обеспечения эффективного устранения обнаруженных нарушений необходимо установить единый механизм контроля за доступом заинтересованных сторон в опломбированные помещения.

Когда решение о приостановлении деятельности социально значимых объектов принимается, возникают сложности в выполнении этого решения из-за наличия граждан, нуждающихся в услугах этих объектов. Например, при остановке работы больницы, которая является единственным медицинским учреждением на большом расстоянии, могут оказаться больные, находящиеся на лечении в момент принятия решения. Также возникают проблемы с приостановкой работы отопительной системы в многоквартирном доме в холодное время года.

Полагаем, что судебному приставу-исполнителю следует осуществлять исполнительные действия во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, своевременно проинформировать руководителей уполномоченных органов в части, касающейся их компетенции, а также использовать свое право, предусмотренное ст. 32 Федерального закона № 229-ФЗ на обращение в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления суда при сложившихся обстоятельствах.

Список литературы

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 08.08.2024 № 257-ФЗ) // Российская газета. 2024. 16 авг.
  2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 08.08.2024 № 228-ФЗ) // Российская газета. 2024. 16 авг.
  3. Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции: Приказ Минкомсвязи России от 04.06.2018 № 257 (ред. от 03.04.2019). // «Официальный интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 31 апреля 2019.
  4. Шмелева А.Е. Особенности исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности и проблемы, возникающие при их исполнении // Актуальные исследования. 2023. № 20. С. 38-40.
  5. Гриценко Р. С. Особенности исполнительного производства по делам об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности // Молодой ученый. 2019. № 37. С. 7-11.

Поделиться

155

Дьяков Н. А. Производство по делам об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.I.С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/10713-proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-vlekushih-administrativnoe-priostanovlenie-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля