В свете улучшения правового качества деятельности государства, обеспечения публичных интересов и защиты прав и свобод человека и гражданина, в российском законодательстве о нарушениях законов предусмотрена новая мера административной ответственности – административное приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности, предусмотренное ст. 3.12. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) [1] позиционируется как наиболее строгое наказание в системе административных наказаний, применяемых к хозяйствующим субъектам, в исключительных случаях, при неэффективности назначения других видов наказаний. Применение наказания в виде административного приостановления деятельности возможно исключительно с учетом конкретного состава административного правонарушения (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), установленного в 52 составах КоАП РФ.
А. С. Дугенец и М. Я. Масленников отмечают, что толкование ч. 1 и 2 ст. 29.1 и ст. 32.1 КоАП РФ дает основание считать, что исполнение постановления о назначении административного наказания фактически начинается с момента окончания рассмотрения дела об административном правонарушении [2, с. 5].
Эффективность института производства в области административных правонарушений, приводящих к административному приостановлению деятельности, проявляется и осуществляется на этапе исполнения. В КоАП РФ выделен специальный раздел, посвященный исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, что определяет важность и особенность данной стадии административного процесса.
Функции правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, реализует Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы (п. 1 ст. 5 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) [3]. Исполнительное производство – центральная часть административно-юрисдикционной деятельности ФССП России.
Согласно И. С. Емшанову [4, с. 12], важность данной стадии в производстве дел по административным наказаниям непосредственно связана с выполнением принципа неизбежности наказания через исполнение постановлений о его применении, которые обязательны для лиц, привлеченных к ответственности. Пренебрежение этим требованием может привести к возникновению нежелательных последствий. Предотвращение угроз зависит от оперативности и компетентности судебного пристава-исполнителя в выполнении мер по приостановлению, как отмечает Р. С. Гриценко [5, с. 9].
Несмотря на важность стадии исполнения наказания в производстве дел об административном приостановлении деятельности в настоящее время имеются определенные законодательные и правоприменительные проблемы.
Исполнение постановления о наложении административного приостановления деятельности, как предусмотрено в статье 32.12 КоАП РФ, возлагается на судебного пристава исполнителя, который обязан немедленно выполнять данное решение. Однако на практике судебные органы часто задерживают передачу постановления в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов, направляют постановление на исполнение не после его вынесения, а после вступления постановления в законную силу [6]. Кроме того, судьи не всегда указывают в резолютивной части постановления, что оно подлежит немедленному исполнению [7] или же отсутствует дата [8].
В результате, к моменту появления у должностного лица Федеральной службы судебных приставов возможности выполнить судебный акт, сроки административного приостановления деятельности уже могут истечь полностью или частично.
В целях обеспечения оптимизации сроков реализации наказания в виде административного приостановления деятельности необходимо внесение изменений в ст. 29.14 КоАП РФ, что постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности направляется судебному приставу – исполнителю немедленно после вынесения такого постановления. В случаях, когда фактическое приостановление невозможно, пристав-исполнитель должен направить уведомление судье, органу, должностному лицу, принявшему решение о вынесении постановления». Направленное уведомление должно служить основанием для пересмотра принятого решения, копия уведомления должна быть направлена в орган, должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административной ответственности для принятия советующего решения и приятия мер в порядке надзора за соответствующей сферой деятельности.
Предлагается также внести изменения в часть 1 статьи 3.12 КоАП РФ, добавив следующий абзац: Вопрос о присутствии судебного пристава-исполнителя на судебном заседании может быть решен судьей в случае необходимости незамедлительного выполнения решения об административном приостановлении деятельности по ходатайству лица (органа), уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении, который предусматривает указанную меру.
В числе правоприменительных проблем можно отметить реализацию мер судебного пристава, применяемых при исполнении постановления об административном приостановлении деятельности, которые содержаться в ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ и дословно дублируется в ст. 109 Федерального закона №229-ФЗ. Список мер является открытым и позволяет на усмотрение судебного пристава-исполнителя совершать иные мероприятия в рамках исполнительного производства. При этом реализация данных мер судебным приставом ограничивается императивной нормой – абз. 2 ч. 2. ст. 32.12. КоАП РФ, согласно которой фактическая возможность исполнения постановления обусловлена рядом факторов, важнейшими из которых являются интересы общества, обеспечение жизнедеятельности, недопущение необратимых последствий для производственных процессов.
Необходимость создания специализированных подразделений в структуре службы судебных приставов обусловлена одной из основных причин, указанных ранее. При формировании таких подразделений следует учитывать уровень компетенции сотрудников как основной критерий. Сотрудники специального подразделения службы судебных приставов должны обладать высоким уровнем квалификации, а также иметь высшее юридическое образование. Кроме того, пристав-исполнитель должен иметь достаточные специальные знания для выбора необходимых мер, применяемых при исполнении постановления о приостановлении деятельности. Это поможет одновременно выполнить санкцию, направленную на устранение угрозы, учитывая интересы общества и субъекта, подлежащего административному принуждению, или пройти специальную переподготовку.
На практике у судебных - приставов возникают сложности в связи с тем, что административное приостановление деятельности в качестве административного наказания регулирует достаточно обширные, разноплановые отношения в различных сферах. В настоящее время рассматриваемое наказание содержится в 41 статье Особенной части КоАП РФ, содержащей 52 состава правонарушения. Для эффективного принудительного выполнения административного приостановления деятельности необходимо привлекать специалистов, таких как электрики или инженеры-энергетики, наряду с судебными приставами-исполнителями. Например, в случае необходимости приостановить эксплуатацию участков электропроводки и электрооборудования, специалисты по электротехнике должны принимать участие в исполнительных действиях по постановлению судьи. Для выполнения решения судьи о временной остановке работы печей необходимо обращаться к профессионалам, работающим в государственной службе по надзору за пожарами, с просьбой участвовать в действиях, связанных с исполнением этого решения.
При исполнении постановления об административном приостановлении деятельности возникают трудности в определении реального времени прекращения деятельности. Фактическое прекращение деятельности наступает после выполнения различных действий, таких как наложение пломб, запечатывание помещений, хранилищ, касс и других материальных ценностей. Таким образом, можно считать, что деятельность приостановлена с момента завершения всех этих процедур. Данное положение необходимо закрепить в Федеральном законе № 229-ФЗ и КоАП РФ.
На практике имеются и другие проблемы, препятствующие деятельности судебных приставов при исполнении постановлений о приостановлении деятельности. Например, отсутствие должников по указанным адресам, изменение арендаторов из-за расторжения договоров аренды, неведение о деятельности по указанным адресам, невозможность определить местоположение должников. Также возникают трудности при остановке работы социально важных объектов, таких как центры культуры и спорта, детские сады, образовательные учреждения. Приостановление деятельности учреждений, больниц и центров реабилитации требует переселения граждан из объектов. Судьями не разрешается вопрос о порядке обеспечения исполнения запрета на деятельность должником, доступе в помещения для устранения нарушений пожарной безопасности и переселения граждан при административном приостановлении.
Отмеченные проблемы приводят к необходимости выработки единого механизма, четко и единообразно регулирующего вопрос доступа субъектов, заинтересованных в устранении выявленных нарушений, в опечатанные (опломбированные) помещения и привлечение местных органов исполнительной власти, руководителей уполномоченных органов в части, касающейся их компетенции, а также использовать право, предусмотренное статьей 32 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на обращение в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления суда при сложившихся обстоятельствах.