Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Применение инновационной технологии модульного (локального) обучения в образоват...

Применение инновационной технологии модульного (локального) обучения в образовательном процессе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инновации
технологии
модульные технологии

Аннотация статьи

В статье анализируется применение технологий модульного обучения в образовательном процессе системы СПО.

Текст статьи

В системе современного образования постоянно происходят интеграционные процессы, что обязывает нас к использованию в учебном процессе современных педагогических технологий и активных форм учебного взаимодействия. Переход к системно-деятельностному подходу в образовании требует применения в учреждениях среднего профессионального образования современных педагогических технологий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда к качеству подготовки выпускников, формированию у учащихся ключевых компетенций, а также переноса акцента на интересы обучаемого.

При решении данной установки большую роль играют технологии интенсивного обучения, направленные на максимизацию, стимуляцию, систематизацию и комплексность получения знаний. Задачей первостепенной важности становится максимальный учет индивидуальных особенностей личности, а также активность студента в процессе получения профессиональных знаний.

Технология модульного обучения представляет собой переход от классической (лекционной) системы обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Название данной системы идет от латинского «modulus» – мера. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебная цель, задание, содержание и технология овладения им с последовательными рекомендациями. Отличительные черты модульного обучения в сравнении с другими педагогическими технологиями определяются такими распространенными параметрами, как его цели и содержание, формы и методы, способы скоординированной деятельности преподавателя и учащегося.

Использование модульной технологии индивидуализирует учебный процесс, позволяет научить студентов умению распределять время, составлять план выполнения задания, систематизировать и контролировать усвоение того или иного учебного материала и произвести самоконтроль. Данная технология развивает у студента самостоятельность, интеллектуальные способности, чувство коллективизма, умение управлять учебной деятельностью.

Сущность данной технологии состоит в том, что обучающийся без посторонней помощи достигает целей образовательной деятельности в процессе работы над учебным модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению учебных элементов. Для достижения необходимого уровня компетентности студентов, основываясь на соответствующих принципах и подходах, осуществляется максимальное структурирование учебного материала, выбор приемлемых методов, приемов и форм обучения, направленных на личный выбор и прохождение обучаемыми полного, сокращённого или углубленного варианта обучения.

Обучение с помощью модульной технологии предусматривает замену учебной, научной литературы и рабочих программ с методическими материалами, оказывающих помощь преподавателю и студенту в их совместной работе. Отличительными особенностями модульного обучения являются: четкое структурирование содержания обучения, которое представлено в оформленных самостоятельных заданиях (учебных элементах); вариативность обучения, адаптация процесса обучения к индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Принципиальное отличие модульного обучения от других форм состоит в том, что материал разбивается на отдельные модули (блоки), каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения. Блок − определенная часть целостной деятельности, представляющая собой совокупность функционально объединенных модулей. Модуль – это завершенная часть курса (темы, разделов), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей (пакетов обучающих модулей), подмодули состоят из более мелких единиц учебных элементов (УЭ). Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию; приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указаны практические задания.

Главная цель – достижение высокого уровня конечных результатов. Индивидуализированный темп работы обучающихся. Студент самостоятельно определяет свои возможности. Содержание обучения довольно вариативно и достаточно гибко. Занятие с использованием модульной технологии имеет свои особенности. Каждое модульное занятие рационально начинать с мотивирования обучающихся – это может быть обсуждение темы занятия, использование входного теста с самопроверкой и т. д. Подготовка к модульному занятию требуется обширная. Необходима значительная предварительная работа. Учебных элементов не должно быть много (максимально 6). Основными мотивами включения в образовательный процесс модульной технологии являются: гарантированность эффективности обучения; потенциальная возможность взаимодействия обучающихся в группах, в парах; равноправное отношение преподавателя и студента; возможность работать в индивидуальном темпе; знание итоговых результатов обучения; взаимоконтроль в процессе освоения учебного материала.

Технология модульного обучения повышает уровень преподавания и уровень обучаемости студентов, происходит развитие их креативных способностей. Необходимо упомянуть, конечно, и о недостатках данной технологии: структурирование учебной информации требует больших трудозатрат, необходимо изучить большое количество учебной и научной литературы, которую нужно адаптировать в качестве иллюстраций в модульной технологии. Тем не менее модульная технология сегодня признана оптимальной во всех планах формой преподавания многих специальностей в системе среднего профессионального образования. Задачей первостепенной важности преподавателя средних специальных учебных заведений является обучение самостоятельному отбору и применению необходимой информации.

Таким образом, в результате использования модульной технологии в учебном процессе учащиеся начинает обладать базисными характеристиками, позиционирующими его как субъекта обучения: осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; овладевает все большим запасом жизненного опыта; мотивация, готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к незамедлительной реализации полученных знаний.

Список литературы

  1. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2021. – 144 с.
  2. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие / М.А. Чошанов. – М.: Нар. образование, 1996. – 160 с.

Поделиться

178

Кононыхина Л. Н., Матвеева Д. А., Трухачева С. Н., Трухачёва Л. В. Применение инновационной технологии модульного (локального) обучения в образовательном процессе // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 107-110. URL: https://apni.ru/article/10716-primenenie-innovacionnoj-tehnologii-modulnogo-lokalnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля