Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Мариупольский период службы Сергея Другова

Мариупольский период службы Сергея Другова

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Другов Сергей
Мариупольская гимназия
педагогический съезд
Хартахай
образование

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вклад Сергея Максимовича Другова в становление и развитие Мариупольской мужской гимназии. Уделяется внимание его педагогической деятельности, важным жизненным событиям. Анализируются возможные причины перевода Другова к новому месту службы.

Текст статьи

Одним из значимых преобразований в череде «Великих реформ» Александра II стало реформирование системы образования. В это время в ряде городов Российской империи появились новые учебные заведения. Не стал исключением и город Мариуполь, где в сентябре 1876 года были открыты мужская и женская гимназии. Инициатором этого процесса выступил просветитель и педагог Феоктист Авраамович Хартахай. Открытию новых учебных заведений предшествовал тяжёлый подготовительный период. Одной из проблем, которая стояла перед Хартахаем, являлось отсутствие в городе собственных педагогических кадров [1, с. 54]. Это удалось решить с помощью привлечения к службе в гимназии учителей, которые работали в учебных заведениях других городов. Причём Феоктист Авраамович старался наполнить педагогические коллективы высокопрофессиональными педагогическими кадрами, получившими образование в престижных учебных заведениях Российской империи [2, с. 106]. Добиваясь открытия гимназий, Хартахай от лица городской общественности в письменном ходатайстве к императору говорил о проблеме вытеснения в регионе русского языка множеством национальных языков, наречий и диалектов северного побережья Азовского моря [2, с. 201-203]. Поэтому одним из аспектов работы гимназий должно было стать преподавание русского языка. Немаловажная роль в этом вопросе принадлежала Сергею Максимовичу Другову, который стал первым штатным преподавателем русского и церковно-славянских языков Мариупольской мужской гимназии [1, с. 55].

Цель данной статьи – показать вклад Сергея Другова в становление и развитие Мариупольской мужской гимназии. Для достижения цели решались следующие задачи: охарактеризовать функции Другова в гимназии; осветить основные события его профессиональной и личной жизни во время службы в Мариуполе; рассмотреть возможные причины перевода на новое место службы.

Сергей Максимович начал свою службу в мужской гимназии города Мариуполя с 20 октября 1876 года, куда был переведён из Феодосийского учительского института [3, с. 456]. Помимо службы на должности учителя русского языка в данном институте, Сергей Другов имел опыт работы по подготовке учителей народной школы в Черниговской учительской семинарии. Там он работал после окончания историко-филологического факультета Киевского императорского университета в 1872 году [4, с. 1].

Начав свою службу в Мариуполе, Другов, как и весь коллектив гимназии, столкнулся с рядом трудностей, во многом свойственных вновь открываемым учебным заведениям. В частности, гимназия не имела собственного здания и размещалась сначала в доме купца 2-й гильдии Хазанджи. С августа 1878 года она переехала на Екатерининскую улицу в дом купца 1-й гильдии Хараджаева, к которому дополнительно было пристроено 4-комнатное помещение. Однако это не решило проблемы размещения гимназии, так как классы, канцелярия, учительская были маленькими. Некоторые комнаты выполняли функции нескольких помещений: актового и гимнастического залов, места для педагогических советов [5, с. 236]. Гимназию нужно было оснастить учебными пособиями, разработать учебные планы, программы, продумать модели проведения различных мероприятий [2, с. 120]. Педагогический коллектив хоть и был набран, но не обошёл проблему текучести кадров [1, с. 55-56]. Это тоже создавало определённую нагрузку на остальных преподавателей. Часть учителей совмещала службу в мужской гимназии с преподаванием в женской гимназии. Сергей Другов вёл там уроки русского языка, истории, географии и педагогики [6, с. 137]. Кроме преподавания русского языка в мужской гимназии он выполнял ряд других обязанностей. Являлся классным наставником и секретарём педагогического совета [7, л. 69 об.-70].

Несмотря на все трудности, педагогический коллектив, сформированный Хартахаем, справлялся с поставленными задачами. Учебный процесс шёл своим чередом. Атмосфера в коллективе была дружеской. У молодых педагогов образовывались семьи, рождались дети. Коллеги по гимназии нередко становились свидетелями при заключении браков, восприемниками при крещении детей. Так при бракосочетании 13 января 1880 года 21-летнего учителя чистописания и рисования Николая Ивановича Завьялова и дочери мещанина Анны Власовны Айналовой свидетелями с обеих сторон были директор гимназии Хартахай, учителя Балванович, Другов и Марков [8, л. 193 об.-194]. Счастливые моменты семейной жизни в этот период были и у Другова. 15 августа 1878 года в Чернигове на свет появилась дочь Раиса [9, л. 218 об.-219], а 26 декабря 1880 года в Мариуполе сын Вадим [10, л. 1 об.-2].

Значимым событием в жизни гимназии и профессиональной деятельности Другова стал педагогический съезд Одесского учебного округа. Он проходил с 27 декабря 1881 по 7 января 1882 года в Одессе. Делегатами от Мариупольской гимназии на педагогическом совете были избраны учителя русского языка С. И. Марков и С. М. Другов [7, л. 69 об.-71; 11, с. 11, с. 47].

Съезд торжественно открылся 27 декабря 1881 года в актовом зале Новороссийского университета в присутствии попечителя округа П. Л. Лавровского. Председатель съезда А. Л. Громачевский рассказал о задачах, стоящих перед собравшимися педагогами. Вопросы, предлагаемые к обсуждению, были заранее представлены педагогическими советами всех гимназий и прогимназий учебного округа особой комиссии, которая проработала их в каникулярное время 1881 года. Особое место уделялось учебно-воспитательным моментам: методике преподавания предметов, национальной и религиозной направленности школ, физическому воспитанию, административным и хозяйственным вопросам. При этом председателем съезда было объявлено о полной свободе слова при обсуждении заявленных тем [11, с. 39-48].

По ряду вопросов работали на предметных секциях, а по другим – на общих заседаниях. Одним из первых со своим рефератом на тему: «Что лишает нашу школу любви и симпатии её воспитанников и какими средствами можно завоевать этот безусловно необходимый и важный элемент нравственно-воспитательного влияния?» выступил инспектор Измаильской прогимназии В. Ф. Охременко. Доклад, затрагивающий коренные недостатки школы, вызвал неподдельный интерес участников съезда. Для его обсуждения даже выделили время на следующем заседании. Среди делегатов изъявивших желание высказать своё мнение был Сергей Другов [12, с. 50-73].

Сергей Максимович в своём выступлении не соглашался с суждением автора доклада, что нелюбовь учеников к школе связана с педагогической неподготовленностью учителей. Он говорил, что в таком случае все преподаватели с хорошим образованием пользовались бы симпатий у учащихся, чего на деле не происходит. По его мнению, всё дело в личности учителя и его отношении к службе. Со временем оно может меняться из-за «чрезмерной регламентации» и отношения к ней педагогических работников. Другов подчёркивал, что если вся педагогическая среда обратит внимание на существующую проблему, то это вернёт «прежнюю любовь учителя к работе и ученику» [12, с. 76-77]. Он указывал на роль проводимого съезда, как одного из средств борьбы с этим явлением. Кроме того, делегат Мариупольской гимназии остановился на практическом применении тезиса из доклада Охременко о том, что школа – это расширенная семья, где должны быть соответствующие отношения и единство интересов. Ещё одним немаловажным элементом успешности работы школы Сергей Максимович называл мнение и доверие общества, заинтересованного в результативности образования. К нему нужно прислушиваться и удовлетворять его потребности. При этом оно со своей стороны обязано содействовать достижению общей цели, оказывать поддержку и указывать на ошибки. Солидарность школы и общества приведёт к успеху [12, с. 77].

На секции русского языка представителями прогимназий и гимназий учебного округа обсуждался ряд вопросов, связанных с преподаванием этого предмета. Учителя рассматривали возможность разработки новой программы для 1–4 классов, увеличения числа уроков русского языка, распределение устных и письменных работ в учебном плане, частоту написания сочинений и их темы в разных классах. Поднимался вопрос об изучении русской грамматики в старших классах, пересмотре правописания некоторых слов согласно академическим словарям, единстве терминов русского и иностранных языков [11, с. 41].

По результатам съезда был утверждён ряд решений, которые давно назрели в системе образования. В частности, часы на некоторые предметы решили увеличить, в том числе и на русский язык. Постановили отменить деление предметов на главные и второстепенные, сократить письменные работы, увеличить каникулы, ввести естественные науки в программу. Важным было и «гарантия личности учителя». К сожалению, результаты работы данного съезда остались неизвестны для общества. Дело в том, что 1 марта 1881 года от рук народовольцев погиб император Александр II. Наступило время, вошедшее в историю как период контрреформ. На смену министру просвещения А. А. Сабурову пришёл А. П. Николаи, который ознакомившись с протоколами съезда, посчитал, что их печатание «излишне и нежелательно» [11, с. 52].

Вскоре после съезда Сергея Максимовича предложением попечителя учебного округа назначали исполняющим обязанности инспектора в Бердянскую гимназию, что является продвижением по карьерной лестнице [13, с. 185-186]. Связано это могло быть с успехами службы в Мариуполе и активной работой на съезде, которая не осталась незамеченной [12, с. 73]. С другой стороны, перевод Другова к новому месту службы мог быть обусловлен рядом иных причин. Среди них стоит отметить версию историка Калоерова. Он говорил, что после смерти директора Хартахая некоторые из первых преподавателей покинули стены гимназии [1, с. 56-57]. Однако в случае с Друговым это маловероятно. С новым директором Нейкирхом, по всей видимости, Сергей Максимович нашёл общий язык. Это подтверждает тот факт, что Генрих Иванович стал восприемником при крещении его сына Вадима [10, л. 193 об.-194]. Ещё одной причиной перевода Другова в Бердянск могло стать его личное желание, связанное с трагедией в семье. Дело в том, что в этот период у них с женой умерли трое детей. Во время отпуска, который семья проводила в Чернигове, 5 августа 1877 года от воспаления легких умерла годовалая дочь Ольга [14, л. 179 об.-180]. В 1882 году умерли ещё двое детей: 13 января от дифтерии 3-х летняя дочь Раиса [15, л. 110 об.-111], а 16 апреля от «воспаления мозгу» 1,5-годовалый сын Вадим [15, л. 115 об.-116].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что служба Сергея Другова в мариупольской гимназии дала ему большой опыт работы в учебных заведениях подобного типа. При этом он внёс определённый вклад в её развитие, связанный с преподаванием русского языка, выполнением иных возложенных на него обязанностей. Данная гимназия стала для Сергея Максимовича отправной точкой движения по карьерной лестнице в системе гимназического образования. Следующим местом службы Другова стала Бердянская гимназия, перевод в которую мог быть обусловлен разными причинами.

Список литературы

  1. Калоеров С.А. Феоктист Хартахай. – Донецк, 2007.
  2. Михайлова Д.В. Организационно-педагогическая и просветительская деятельность Ф.А. Хартахая в контексте российского образования второй половины XIX в.: дис. канд. пед. наук: 5.8.1. – Институт стратегии развития образования. - Москва, 2023.
  3. Циркуляр по управлению Одесским учебным округом. – 1876 – № 10.
  4. Циркуляр по управлению Киевским учебным округом. – 1872 – № 1.
  5. Мариуполь и его окрестности: Отчет об учебных экскурсиях Мариупольской Александровской гимназии / сост. А.Ф. Петрашевский. – Мариуполь, 1892.
  6. Памятная книга по Одесскому учебному округу 1881 г. – Одесса, 1881.
  7. Формулярный список о службе бывшего директора гимназии императора Александра III в Болграде действительного статского советника С. М. Другова // Российский государственный исторический архив, ф. 740, оп. 21, д. 670 Департамент общих дел Министерства народного просвещения. Дело о назначении пенсий и единовременных пособий лицам Одесского учебного округа: Другову, Ефремову, Машкевичу. Соловьеву, Тимошевскому, Петрашевскому, Кононовичу, Павлову, Ленц, Смоленской, Мазировой, Соханскому и семейству Павлова.
  8. Метрическая книга, данная из Екатеринославской духовной консистории причту Рождество-Богородицкой церкви города Мариуполя для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1880 год. // Государственный архив Донецкой народной республики, ф. 214, оп. 1, д. 4.
  9. Метрическая книга, данная из Черниговской духовной консистории в Николаевскую церковь города Чернигова для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1878 год. // Государственный архив Черниговской области, ф. 679, оп. 10, д. 309.
  10. Метрическая книга, данная из Екатеринославской духовной консистории причту Рождество-Богородицкой церкви города Мариуполя для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1881 год. // Государственный архив Донецкой народной республики, ф. 214, оп. 1, д. 5.
  11. Громак-Громаченко А. Педагогический съезд в Одессе в 1881 г.// Русская школа, № 3, 1900, март – С.-Пб., 1900.
  12. Громак-Громаченко А. Педагогический съезд в Одессе в 1881 г.: продолжение // Русская школа, № 4, 1900, апрель – С.-Пб., 1900.
  13. Циркуляр по управлению Одесским учебным округом. – 1882 – № 6.
  14. Метрическая книга, данная из Черниговской духовной консистории в Николаевскую церковь города Чернигова для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1877 год. // Государственный архив Черниговской области, ф. 679, оп. 10, д. 299.
  15. Метрическая книга, данная из Екатеринославской духовной консистории причту Рождество-Богородицкой церкви города Мариуполя для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1882 год. // Государственный архив Донецкой народной республики, ф. 214, оп. 1, д. 5.

Поделиться

110

Сиваков Д. А. Мариупольский период службы Сергея Другова // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.I.С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/10717-mariupolskij-period-sluzhby-sergeya-drugova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#1 (236)

Прием материалов

4 января - 10 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 января