Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Последствия введения процедур банкротства

Последствия введения процедур банкротства

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

банкротство
физическое лицо
иск
особенности банкротства
процедура банкротства
арбитражный суд

Аннотация статьи

В статье рассматриваются последствия введения процедур банкротства, а также права и обязанности арбитражного управляющего.

Текст статьи

Основной целью законодательства о банкротстве, занимающего значительное место в хозяйственной жизни каждой страны, должно быть повышение возврата средств для кредиторов. Любая система, придающая большее значение спасению бизнеса должника или сохранению рабочих мест, делает это в ущерб интересам кредиторов и неминуемо вызывает повышение цены кредита, что в условиях финансового кризиса тем более не допустимо. В период сложной экономической ситуации граждане все чаще сталкиваются с проблемой неплатежеспособности. Институт банкротства предоставит возможность избавиться от долгов перед кредиторами, если они будут вести честные дела и соблюдать все формальности.

Банкротство как форма аллокационной инновации может предполагать:

Реорганизация юридического лица – это процедура, в результате которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица (лиц), в ходе которой происходит переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) к другому юридическому лицу (правопреемнику).

1. Реорганизацию предприятия, ранее признанного несостоятельным, с введением процедуры наблюдения на основании следующих мер. Во-первых, путем увеличения уставного капитала предприятия путем размещения дополнительных обыкновенных акций путем закрытой подписки за счет дополнительных взносов его учредителей (участников) и третьего лица (третьих лиц) в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений в учредительных документах должника должна быть произведена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о несостоятельности. Реализация этих мер позволит удовлетворить требования кредиторов в соответствии с реестром кредиторов, устранить формальные признаки несостоятельности и восстановить платежеспособность должника. В этом случае процедура банкротства прекращается в соответствии с Определением Арбитражного суда.

Процедура наблюдения – начальный этап процедуры банкротства, который вводится Арбитражным судом после принятия дела к рассмотрению.

Введение процедуры наблюдения также приводит к реструктуризации обязательств компании. Требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок которых истек на момент введения надзора, могут быть предъявлены должнику только в соответствии с Федеральным законом о порядке предъявления требований к должнику. По требованию кредитора его обязательства могут быть внесены в Реестр требований кредиторов в соответствующем порядке. Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов должника только на основании решения арбитражного суда. С даты введения надзора исполнение исполнительных документов прекращается, ранее наложенные аресты на имущество предприятия и другие ограничения на распоряжение имуществом предприятия снимаются. Запрещается удовлетворение требований учредителей о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.

2. Реорганизацию предварительно объявленного банкротом предприятия и аллокацию его активов и обязательств при введении процедуры внешнего управления с целью восстановления платежеспособности предприятия. Все мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия, предусмотренные ФЗ, являются аллокационными мероприятиями. К ним относятся:

  • Перепрофилирование производства на основе внедрения определенного продукта или процесса антикризисных инноваций, критерием экономической эффективности которых является увеличение стоимости предприятия (компании), основанное на прибыли;
  • Продажа предприятия должника. Денежные обязательства и обязательные платежи не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника несостоятельным. При продаже компании все трудовые договоры остаются в силе, а права и обязанности работодателя переходят к покупателю компании. Продажа компании осуществляется на открытых аукционах или на открытых торгах в форме публичного предложения. В этом случае, когда компания продается, владелец компании заменяется более эффективным владельцем; 
  • Продажа части имущества предприятия осуществляется при условии, что продажа этого имущества не приведет к тому, что предприятие не сможет осуществлять свою производственную и хозяйственную деятельность;
  • Замена корпоративных активов осуществляется путем создания одного или нескольких открытых акционерных обществ на основе корпоративных активов. Размер уставного капитала вновь созданных обществ определяется рыночной стоимостью введенного в эксплуатацию имущества. Акции этих компаний находятся в собственности должника и могут быть проданы на открытых аукционах на организованном рынке ценных бумаг. Продажа акций обеспечивает накопление средств для погашения требований кредиторов. При обмене активами все трудовые договоры остаются в силе, а права и обязанности работодателя переходят к вновь созданным акционерным обществам. В этом случае при замене увеличение уставного капитала за счет взносов учредителей и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций осуществляется с целью увеличения уставного капитала должника;
  • Реструктуризация обязательств, внесенных в реестр требований кредиторов, путем исполнения обязательств должника третьим лицом или третьими лицами, которые имеют право в любое время до прекращения внешнего управления удовлетворить все требования кредиторов компании в соответствии с Реестром требований кредиторов. Практическое применение данного положения Федерального закона означает реструктуризацию обязательств, связанную с получением отсрочки погашения обязательств из реестра кредиторов на период введения процедуры внешнего управления и замену всех кредиторов предприятия в реестре третьими лицами (третьими лицами);
  • Уступка прав на требования должника осуществляется путем продажи на открытых торгах или в форме публичного предложения по цене, не ниже рыночной, согласно отчету, закрытие нерентабельных производств и продажа активов предприятия, связанных с производством нерентабельной продукции, что означает на практике перераспределение активов предприятия с целью максимизации их рыночной стоимости;
  • Взыскание дебиторской задолженности на основе реализации всего возможного комплекса мероприятий – направления претензионных писем, продажи дебиторской задолженности, подачи исковых заявлений в арбитражный суд и др.

Внешнее управление – один из этапов процедуры банкротства, нацеленный на восстановление финансового положения и платежеспособности должника. Он предусматривает передачу руководства юридического лица стороннему и независимому специалисту – внешнему управляющему. Его полномочия широки и предусматривают оптимизацию текущего бизнеса с целью увеличения прибыльности и погашения требований кредиторов.

Когда вводится процедура внешнего управления, компания освобождается от уплаты накопленной задолженности на определенный период времени. Этим компаниям предоставляется возможность освоить новые продукты и технологические процессы, которые должны приносить прибыль, достаточную для погашения временно отложенных обязательств. Если не использовать описанную процедуру банкротства, велика вероятность того, что многие не «приостановленные» долги будут взысканы кредиторами принудительно или безоговорочно в ходе обычной деятельности компании: безусловное списание средств со счетов компании по распоряжению налоговых органов, взыскание долга в судебном порядке по исполнительному листу с наложением ареста и продажей его в качестве залога именно тот тип собственности, который может потребоваться для реализации наиболее важных антикризисных инноваций в области продуктов и процессов. Оставшись под угрозой подобных санкций, предприятие фактически будет продолжать быть недееспособным и крайне непривлекательным как контрагент в любых сделках.

3. Реорганизацию предварительно объявленного банкротом предприятия и аллокацию его активов и обязательств при введении процедуры финансового оздоровления с целью восстановления платежеспособности предприятия. Цель финансового оздоровления – улучшить платежеспособность должника за счет собственных ресурсов. Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое соглашение. Процедура финансового оздоровления вводится по ходатайству учредителей (участников), собственника имущества – унитарного предприятия или третьи лица (третье лицо) при условии предоставления обеспечения выполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в необходимом размере и в требуемые сроки. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и др. способами. Восстановление платежеспособности предприятия осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления. План финансового оздоровления, разработанный учредителями (участниками) или собственником предприятия и утвержденный собранием кредиторов предприятия, должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Все мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия в процедуре финансового оздоровления, предусмотренные ФЗ, являются аллокационными мероприятиями, аналогичными мероприятиям, реализуемым в ходе внешнего управления.

Финансовое оздоровление – это этап, на котором компания пытается восстановить платёжеспособность и покрыть долги. За процессом следит административный управляющий, которого назначает суд. Им может стать временный управляющий. Задача специалиста – контролировать расчёты с кредиторами и отчитываться по ним перед судом.

В ходе финансового оздоровления руководство предприятием осуществляется органами управления должника с ограничениями, предусмотренными федеральным законом. С согласия собрания кредиторов и управляющего директора управление должником осуществляет операции, связанные с отчуждением активов предприятия, выдачей займов, поручительств и гарантий, а также учреждением доверительного управления активами должника. Управляющий директор – это арбитражный управляющий, утвержденный Арбитражным судом, который осуществляет финансовое оздоровление должника. План финансового оздоровления юридического лица должен предусматривать график погашения задолженности. График погашения задолженности должен предусматривать:

  • погашение всех требований, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления;
  • графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.;
  • погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее, чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.

В соответствии со ст. 85.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г. предусмотрена возможность погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе финансового оздоровления.

4. Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в т. ч. полномочия по распоряжению имуществом должника. Более полно права и обязанности конкурсного управляющего установлены в главе VII ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.

В случае признания предприятия несостоятельным (банкротом) и открытия процедуры конкурсного производства, следующие мероприятия:

  1. Продажа предприятия, как имущественного комплекса или продажа части имущества (в соответствии с требованиями ст. 110, 111, 138, 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.).
  2. Мероприятия по востребованию дебиторской задолженности предприятия, в т. ч. составление Актов сверок состояния расчетов с дебиторами, направление претензионных писем в адреса дебиторов с требованиями погашения дебиторской задолженности, подготовка необходимого пакета документов для подачи соответствующего искового заявления в Арбитражный суд и др.
  3. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве (в соответствии с требованиями ст.125 ФЗ);
  4. Уступка прав требования (в соответствии с требованиями ст.140 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.);
  5. Замещение активов должника в ходе конкурсного производства (в соответствии с требованиями ст. 141 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.);
  6. Предъявление к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г;
  7. Заявление отказов от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г.;
  8. Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 в редакции от 03.02.2022 г., применение последствий недействительных сделок, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, а также совершении иных действий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленными на возврат имущества должника;
  9. Заявление требований о возложении субсидиарной ответственности на лиц, виновных в доведении должника до банкротства в соответствии с ФЗ.

При проведении процедур банкротства сельскохозяйственных организаций арбитражный управляющий обязан применять положения §3. Главы IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 03.02.2022 г. – Банкротство сельскохозяйственных организаций.

В частности, в соответствии со ст. 179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 03.02.2022 г., при продаже имущества и имущественных прав должника сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника, а также позволить лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством преимущественное право покупки, реализовать данное право. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Конкурсный управляющий о несостоятельности обязан информировать лиц, имеющих право на покупку, об их правах на покупку сельскохозяйственной организации-должника. В этом случае эффективность формирования конкурсной массы обусловлена тем, что предприятие должника как имущественный комплекс продается более эффективному собственнику при сохранении рабочих мест и отсутствии процедуры увольнения работников несостоятельного предприятия, что имеет определенный социальный эффект, и компания-оператор остается в качестве финансовой основы для формирования предприятия-банкрота доходной части домохозяйств всех уровней.

5. Возможность заключения мирового соглашения. Мировое соглашение – это процедура банкротства, которая используется на каждом этапе процедуры банкротства для прекращения процедуры банкротства путем достижения соглашения между должником, кредиторами по банкротству и уполномоченным органом. Мировое соглашение может быть заключено между должником, с одной стороны, и кредиторами по банкротству и (или) уполномоченными органами, с другой. Третьи стороны также могут участвовать в мировом соглашении. Мировое соглашение – это многостороннее встречное выражение воли сторон, содержащее намерение прекратить процедуру банкротства и пересмотреть условия отношений между сторонами, которые стали причиной процедуры банкротства.

6. Разработку мероприятий по предупреждению банкротства организаций и восстановлению платежеспособности. В соответствии с главой II ФЗ целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями должника, собственником имущества должника унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация).

Список литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2021 с изм. от 10.01.2022) // СПС «Консультант Плюс».
  2. О несостоятельности (банкротстве) [фед. закон от 26.10.2020 № 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021 с изм. от 03.02.2022)] // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Поручение Президента Российской Федерации от 05.12.2019 № Пр-2485 по вопросу совершенствования института банкротства.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» от 25 июня 2004 г. № 367 // ИПО «Гарант».
  5.  Постановление Правительства РФ «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» от 27.12.2004 г. № 855 // ИПО «Гарант».
  6. О реструктуризации и банкротстве [Проект Федерального закона N 1172553-7, разработанный Минэкономразвития РФ].
  7. Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики / А.З. Бобылева // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). – 2018. – № 3. – С. 39-60.
  8. Бокарева Л. Об эффективности института банкротства в России и государственного контроля в сфере банкротства // Общество и экономика. – 2016. – № 6. – С. 115-138.

Поделиться

81

Гнатенко К. М. Последствия введения процедур банкротства // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.I.С. 77-82. URL: https://apni.ru/article/10719-posledstviya-vvedeniya-procedur-bankrotstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января