В современном мире малый бизнес играет одну из ключевых ролей в экономическом развитии той или иной страны, стимулируя инновации, создание новых рабочих мест и конкуренцию. Развитие малого бизнеса в России – это одна из приоритетных задач государства в ближайшие годы. Так, в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. [2] доля малого и среднего бизнеса в ВВП России должна достигнуть до 40% к 2030 г. Поэтому поддержка малого бизнеса является важным аспектом государственной политики нашего государства. В России в условиях современности существуют различные механизмы и программы, направленные на укрепление малого предпринимательства.
В силу ст. 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ [1] субъектами малого бизнеса являются субъекты хозяйствования (юрлица и ИП), отнесённые к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям, в соответствии с рядом условий (критериев) и запись о которых имеется в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Схематично механизм государственной поддержки малого бизнеса в России приведён ниже (рис. 1) [6, с. 233].
Рис. 1. Механизм государственной поддержки малого бизнеса
Как видим на рисунке 1, основными элементами механизма государственной поддержки малого бизнеса выступают: цель механизма, методы и инструменты механизма, факторы и ресурсы поддержки механизма.
Цель механизма государственной поддержки малого бизнеса представлена ниже (рис. 2).
Рис. 2. Цели механизма государственной поддержки малого бизнеса
Методы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России также имеют свой специфический характер, то есть «используются лишь в контексте реализации определённой формы государственной поддержки» [6, с. 236]. Среди методов и инструментов механизма государственной поддержки малого бизнеса выделяются те, что приведены ниже (рис. 3).
Рис. 3. Методы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса
Следует отметить, что реализация государственной поддержки малого бизнеса в России через методы и инструменты невозможна без соответствующего инфраструктурного обеспечения (рис. 4).
Рис. 4. Элементы инфраструктурной государственной поддержки малого бизнеса
Конкретный выбор механизмов государственной поддержки малого бизнеса в том или ином случае определяется состоянием и структурой производства, а также наличием необходимых ресурсов в распоряжении государства [6, с. 237]. Ресурсы механизма государственной поддержки малого бизнеса представлены ниже (рис. 5).
Рис. 5. Ресурсы механизма государственной поддержки малого бизнеса
Для каждой формы государственной поддержки малого бизнеса конкретизируются методы и инструменты, которые обеспечивают их реализацию (рис. 6) [4, с. 57-66].
Рис. 6. Формы государственной поддержки малого бизнеса
Рассмотрим государственную поддержку малого бизнеса в России по состоянию на 2024 г.:
- Государственные программы. Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2019-2024 гг.: цель такой программы ‒ создать условия для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в России, увеличить его долю в ВВП [5, с. 49].
- Финансирование и кредитование. Программы льготного кредитования: в рамках национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [3] реализуются программы льготного кредитования для малого бизнеса.
- Налоговые льготы и послабления. Упрощенная система налогообложения (УСН) предоставление возможности малому бизнесу работать по УСН с уплатой минимального налога (для регионов России предусмотрены пониженные ставки налога по УСН, вплоть до 0%).
- Поддержка на региональном уровне. Региональные инициативы: в различных регионах России действуют свои программы государственной поддержки малого бизнеса, включая налоговые льготы, субсидии, гранты и пр. меры поддержки малого бизнеса.
Итак, государственная поддержка малого бизнеса в России проявляется через госпрограммы, гранты, налоговые льготы, кредитование и финансирование малого бизнеса, развитие инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства в целом.