Образование всегда определяло и определяет облик будущего, его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал. Новый тип экономики предъявляет новые требования к выпускникам. Работодателям чаще нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода «коктейль» навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность.
В связи с этим обществу необходим компетентный специалист, который умеет самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки на практике, может решить любые профессиональные задачи, готовый к профессиональному росту. Формирование профессиональных компетенций происходит в студенческом возрасте, поскольку на этапе самосознания и собственного мировоззрения происходит формирование профессиональных интересов, усиливаются познавательные мотивы, принимаются самостоятельные решения, происходит профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности.
Компетентностный подход, осуществляемый в рамках повышения профессионального мастерства, позволяет обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия педагогов, свою деятельность, погружаться в реальную атмосферу делового сотрудничества.
В процессе реализации инновационного подхода становится ясным, что педагог-профессионал должен умело использовать эффективные формы: проектирование, дебаты, деловые и ролевые игры, фокус-группа, тренинг, круглый стол, мозговой штурм, кейс-метод, технология мастерских и другие. Среди них можно выделить такую интерактивную форму как мастер-класс, доказавшую свою плодотворность в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и в методической практике.
Мастер-класс, на наш взгляд, одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний. Это современная форма проведения обучающего тренинга для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников мастер-класса, расширения кругозора и приобщения к новым областям знания.
Целью мастер-класса является ретрансляция преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс.
В связи с вышеизложенным нам хотелось бы поделиться опытом проведения мастер-класса для студентов педагогических специальностей. Мастер-класс «Развитие дефицитных школьно-значимых функций (фонематические процессы)» проводился для студентов специальностей «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
В системе специального (коррекционного) образования одной из центральных задач современной педагогической практики является содействие успешной адаптации детей к процессу обучения в школе. Коррекция дефицитных школьно-значимых функций определяет успешность овладения школьными общеучебными и предметными умениями, влияет на полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.
Целью мастер-класса являлось содействие повышению мотивации студентов к выбору и освоению будущей профессии и развитию их профессиональной компетентности в усвоении профилактики школьных трудностей.
В качестве основных задач мы выделили следующие: привлекать студентов к активному участию в коррекционном процессе по развитию фонематических процессов как одного из условий коррекции дефицитных школьно-значимых функций; способствовать формированию знаний у студентов о дефицитных школьно-значимых функциях; способствовать стимулированию познавательного интереса студентов; способствовать формированию у студентов умения анализировать продукты деятельности младших школьников (письменных работ); способствовать формированию представлений о разнообразии дидактического потенциала по развитию фонематических процессов.
Данный мастер-класс был направлен на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и трудовых действия, предусмотренных профессиональным стандартом учителя.
Формат мастер-класса предполагал информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые особо удаются преподавателям, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.
Основные формы и методы обучения студентов: анализ письменных работ учащихся начальной школы; беседа на тему «Фонематические процессы и их значение в развитии дефицитных школьно-значимых функций»; игры, задания и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, способствующие развитию фонематических процессов.
В процессе подготовки мастер-класса мы провели большую подготовительную работу по изготовлению широкого арсенала дидактического обеспечения: слайд-презентация, наборное полотно, демонстрационный материал (тренажеры, памятки, картинки, карточки для схематичного изображения характеристики звука, «звуковички», «звуковой кубик»), индивидуальный раздаточный материал (карточки, картинки, таблицы, рабочие листы).
Мы ориентировались на следующий результат мастер-класса: студенты будут информированы о значимости развития фонематических процессов как одного из условий профилактики школьных трудностей; студенты обучатся приемам проведения игр, заданий и упражнений по развитию фонематических процессов, и ознакомятся с широким арсеналом дидактических средств по развитию фонематических процессов; студенты смогут самостоятельно применять полученные умения в условиях педагогической практики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Итак, проведение «мастер-класса» – это не только показатель зрелости преподавателя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства, но и широкие возможности приобретения педагогического опыта студентами, повышения уровня теоретической и методической подготовки, готовности студентов к развитию собственной профессиональной деятельности.