Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Профессиональное консультирование старших школьников как одно из эффективных нап...

Профессиональное консультирование старших школьников как одно из эффективных направлений предпрофильной подготовки

Рубрика

Психология

Ключевые слова

предпрофильная подготовка
школьники
ученики
профессиональное консультирование
программа
результаты диагностики
направления работы
выбор профессии
самоопределение
будущая деятельность
трудовая деятельность
специальность

Аннотация статьи

В статье дается характеристика действующей системе образования, а также процессу организации предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях. Рассматривается значимость предпрофильной подготовки. Описываются результаты эмпирического исследования и обосновывается выбор профессионального консультирования в качестве ключевого направления в процессе предпрофильной подготовки. Дается характеристика программы консультаций и описывается работа, совершенная в ее рамках. Представляются результаты контрольного эксперимента и делаются выводы об эффективности профессионального консультирования.

Текст статьи

Современная образовательная система в России построена таким образом, чтобы каждый ее субъект имел возможность получить все необходимые знания, а также приобрести базовые навыки и умения для будущей жизни. Отдельное внимание уделяется таким аспектам подготовки подрастающего поколения, которые позволят сформировать у школьников самоопределение, в частности, профессиональное. С этой целью, начиная уже с 1 класса учеников знакомят с разнообразием трудовых специальностей. В дальнейшем эти знания углубляются и расширяются благодаря организации педагогическими работниками предпрофильной подготовки. Особое внимание данному процессу уделяется в старших классах, когда перед подростками встает вопрос выбора профессии. Главное, чтобы такой выбор был осознанным.

Именно мероприятия, осуществляемые в рамках предпрофильной подготовки, содействуют в уменьшении случаев наступления у выпускников школ чувства неудовлетворения из-за избрания специальности, которая не соответствует их интересам и способностям. Наряду с этим, предпрофильная подготовка развивает такие личностные качества, как ответственность, осмысленность, гибкость мышления и др. Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что в селе Новая Усмань Воронежской области у старшеклассников не сформирована четкая позиция о том, кем они будут в будущем работать (выборка респондентов – 40 человек). 40% участников диагностики имеют несколько альтернатив, что свидетельствовало об отсутствии конкретики и, как следствие, несформированности осознанности, о которой мы говорили ранее.

Исследуя научные изыскания Ф. С. Исмагиловой [1], Е. А. Климова [2], К. Г. Кузнецова [3], Н. В. Лысых [4], Е. Ю. Огановской [5], Н. С. Пряжникова [6] и других, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным направлением предпрофильной подготовки является профессиональное консультирование. Поэтому в качестве коррекционно-развивающего средства, нацеленного на оказание психологической помощи в формировании профессиональных предпочтений девятиклассников, были выбраны консультации. Работа выстраивалась в соответствии с моделью, разработанной Ф. С. Исмагиловой (рис.).

image.png

Рис. Модель профессионального консультирования Ф. С. Исмагиловой [1]

Программа профессионального консультирования была рассчитана на одно полугодие с периодичностью занятий один раз в неделю. В рамках программы консультации были направлены на:

  • организацию просветительской работы, позволяющей систематизировать и углублять знания девятиклассников о том, насколько актуальны и значимы на рынке труда выбранные ими профессии;
  • организацию занятий с приглашенными гостями из высших и средне-профессиональных учебных заведений, а также в целом оказание консультационной поддержки, направленной на формирование у девятиклассников осознанного выбора будущей организации для поступления (уделялось внимание таким важным составляющим, как развитость мыслительных способностей, материальные возможности семьи, физическая подготовка);
  • психологическое сопровождение процесса формирования профессионального плана обучающихся;
  • оказание психологической поддержки;
  • содействие в осознанном выборе увлечений, которые помогут совершенствовать знания старшеклассников, уточнить их интересы в профессиональном аспекте и раскрыть потенциал для будущей деятельности.

Профессиональное консультирование проводилось по трем направлениям: работа со школьниками как в коллективе, так и в индивидуальном порядке, параллельно было осуществлено сотрудничество с родителями. Примерная тематика групповых консультаций: «Выбор профессии с учетом увлечений», «Особенности современного рынка труда», «Профессиональный маршрут: обучение навыкам построения», «Объективная оценка выбора посредством анализа сайтов для поиска работы», «Профиль обучения» и др.

Индивидуальное консультирование учеников было посвящено обсуждению результатов их диагностик, анализу препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к правильному выбору будущей трудовой деятельности, донесению до их сведения информации об элективных курсах и секций, кружках с учетом имеющихся задатков и т. д.

Также профессиональные консультации оказывались членам семей девятиклассников. Тематики были выбраны с учетом выявленных посредством эмпирического исследования проблем. Были затронуты вопросы значимости оказания поддержки свои детям при развитии самоопределения. Помимо этого, было рассказано о том, как оценить качества и возможности своего ребенка, опираясь на требования ВУЗов и специфику специальностей. Наряду с этим, важным моментом являлось стандартное консультирование, содействующее в разрешении возникающих в семьях проблем, связанных с предпрофильной подготовкой.

Эффективность реализованной программы профессионального консультирования в процессе предпрофильной подготовки девятиклассников и их родителей из села Новая Усмань Воронежской области оценивалась посредством повторной диагностики. Результаты оказались следующими: повысился процент респондентов с ярко выраженным профессиональным интересом; 30% старшеклассников определились с будущей деятельностью (во время консультаций была оказана помощь в выстраивании профессионального маршрута, выборе рациональных методов развития задатков); снизилось количество учеников, одни из которых имели несколько профессиональных альтернатив, а другие, вовсе не задумывались о будущем. Таким образом, появилась возможность утверждать, что профессиональное консультирование действительно является эффективным направлением предпрофильной подготовки.

Список литературы

  1. Исмагилова Ф.С. Профессиональное консультирование: учеб. пособие / Ф.С. Исмагилова. – 2-е изд., перераб. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2021. – 210 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. – 8-е изд., перераб. – Москва: Издательский центр «Академия», 2020. – 304 с.
  3. Кузнецов К.Г. Возможности профориентации: как помочь ребенку выбрать профессию? / К.Г. Кузнецов // Центр технологического образования «Просвещение»: официальный сайт. – URL: https://technology.prosv.ru/webinars/show/16.html (дата обращения: 19.04.2023).
  4. Лысых Н.В. Предпрофильная подготовка школьников в условиях дифференциации общего образования: монография / Н.В. Лысых, В.Н. Тарасова; Федеральное агентство по образованию, гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Шуйский гос. пед. ун-т». – Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2008. – 141 с.
  5. Огановская Е.Ю. Методические рекомендации по реализации предпрофильной подготовки / Е.Ю. Огановская. – Санкт-Петербург: ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2018. – 47 с.
  6. Пряжников Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н.С. Пряжников. – Москва: Юрайт, 2023. – 405 с.

Поделиться

76

Каньшина А. В. Профессиональное консультирование старших школьников как одно из эффективных направлений предпрофильной подготовки // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). Ч.II.С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/10727-professionalnoe-konsultirovanie-starshih-shkolnikov-kak-odno-iz-effektivnyh-napravlenij-predprofilnoj-podgotovki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января