Современная образовательная система в России построена таким образом, чтобы каждый ее субъект имел возможность получить все необходимые знания, а также приобрести базовые навыки и умения для будущей жизни. Отдельное внимание уделяется таким аспектам подготовки подрастающего поколения, которые позволят сформировать у школьников самоопределение, в частности, профессиональное. С этой целью, начиная уже с 1 класса учеников знакомят с разнообразием трудовых специальностей. В дальнейшем эти знания углубляются и расширяются благодаря организации педагогическими работниками предпрофильной подготовки. Особое внимание данному процессу уделяется в старших классах, когда перед подростками встает вопрос выбора профессии. Главное, чтобы такой выбор был осознанным.
Именно мероприятия, осуществляемые в рамках предпрофильной подготовки, содействуют в уменьшении случаев наступления у выпускников школ чувства неудовлетворения из-за избрания специальности, которая не соответствует их интересам и способностям. Наряду с этим, предпрофильная подготовка развивает такие личностные качества, как ответственность, осмысленность, гибкость мышления и др. Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что в селе Новая Усмань Воронежской области у старшеклассников не сформирована четкая позиция о том, кем они будут в будущем работать (выборка респондентов – 40 человек). 40% участников диагностики имеют несколько альтернатив, что свидетельствовало об отсутствии конкретики и, как следствие, несформированности осознанности, о которой мы говорили ранее.
Исследуя научные изыскания Ф. С. Исмагиловой [1], Е. А. Климова [2], К. Г. Кузнецова [3], Н. В. Лысых [4], Е. Ю. Огановской [5], Н. С. Пряжникова [6] и других, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным направлением предпрофильной подготовки является профессиональное консультирование. Поэтому в качестве коррекционно-развивающего средства, нацеленного на оказание психологической помощи в формировании профессиональных предпочтений девятиклассников, были выбраны консультации. Работа выстраивалась в соответствии с моделью, разработанной Ф. С. Исмагиловой (рис.).
Рис. Модель профессионального консультирования Ф. С. Исмагиловой [1]
Программа профессионального консультирования была рассчитана на одно полугодие с периодичностью занятий один раз в неделю. В рамках программы консультации были направлены на:
- организацию просветительской работы, позволяющей систематизировать и углублять знания девятиклассников о том, насколько актуальны и значимы на рынке труда выбранные ими профессии;
- организацию занятий с приглашенными гостями из высших и средне-профессиональных учебных заведений, а также в целом оказание консультационной поддержки, направленной на формирование у девятиклассников осознанного выбора будущей организации для поступления (уделялось внимание таким важным составляющим, как развитость мыслительных способностей, материальные возможности семьи, физическая подготовка);
- психологическое сопровождение процесса формирования профессионального плана обучающихся;
- оказание психологической поддержки;
- содействие в осознанном выборе увлечений, которые помогут совершенствовать знания старшеклассников, уточнить их интересы в профессиональном аспекте и раскрыть потенциал для будущей деятельности.
Профессиональное консультирование проводилось по трем направлениям: работа со школьниками как в коллективе, так и в индивидуальном порядке, параллельно было осуществлено сотрудничество с родителями. Примерная тематика групповых консультаций: «Выбор профессии с учетом увлечений», «Особенности современного рынка труда», «Профессиональный маршрут: обучение навыкам построения», «Объективная оценка выбора посредством анализа сайтов для поиска работы», «Профиль обучения» и др.
Индивидуальное консультирование учеников было посвящено обсуждению результатов их диагностик, анализу препятствий, с которыми они сталкиваются на пути к правильному выбору будущей трудовой деятельности, донесению до их сведения информации об элективных курсах и секций, кружках с учетом имеющихся задатков и т. д.
Также профессиональные консультации оказывались членам семей девятиклассников. Тематики были выбраны с учетом выявленных посредством эмпирического исследования проблем. Были затронуты вопросы значимости оказания поддержки свои детям при развитии самоопределения. Помимо этого, было рассказано о том, как оценить качества и возможности своего ребенка, опираясь на требования ВУЗов и специфику специальностей. Наряду с этим, важным моментом являлось стандартное консультирование, содействующее в разрешении возникающих в семьях проблем, связанных с предпрофильной подготовкой.
Эффективность реализованной программы профессионального консультирования в процессе предпрофильной подготовки девятиклассников и их родителей из села Новая Усмань Воронежской области оценивалась посредством повторной диагностики. Результаты оказались следующими: повысился процент респондентов с ярко выраженным профессиональным интересом; 30% старшеклассников определились с будущей деятельностью (во время консультаций была оказана помощь в выстраивании профессионального маршрута, выборе рациональных методов развития задатков); снизилось количество учеников, одни из которых имели несколько профессиональных альтернатив, а другие, вовсе не задумывались о будущем. Таким образом, появилась возможность утверждать, что профессиональное консультирование действительно является эффективным направлением предпрофильной подготовки.