Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с недостатками речевого развития на сегодняшний день превзошли все показатели прошлых лет.
Стало неоспоримым фактом утверждение, что богатая и правильная речь малыша способствует непринуждённому высказыванию мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его психическое развитие. И напротив, дефекты речи вызывают ряд комплексов у детей-логопатов: повышение утомляемости, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания [2].
В связи с этим, работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, так как в процессе исправления речевых нарушений формируются не только речевые умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные задатки будущих школьников.
В сложившихся условиях особую злободневность приобретает проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Под «оптимальными технологиями» мы подразумеваем внедрение нестандартных методов, приёмов и инструментов, обладающих повышенной эффективностью и являющихся своеобразным плодом интеллектуальной деятельности учителя-логопеда и психолога.
Наш выбор пал на развитие межполушарного взаимодействия в связи с тем, что если в дошкольном возрасте осуществлять 2-полушарный подход к образованию и проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит не только работу нервной системы за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, но и усовершенствует связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи.
Ученые-физиологи установили, что правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное, образное и творческое начало человека [1]. Его функционалом является тело и способность контролировать координацию движений, также оно ответственно за пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
В противовес ему – левое полушарие головного мозга, которое в ответе за восприятие слуховой информации. Благодаря ему человек способен ставить цели и строить программы. Именно развитие левого полушария способствует доминированию математических, знаковых, речевых, логических и аналитических функций.
Что же произойдет, если делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.
В детском саду города Белгорода №34 педагогами, работающими в группах компенсирующей направленности, используются следующие инновационные технологии, нацеленные на развитие межполушарных взаимодействий:
– кинезиологические: фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение;
– арт-терапевтические: образовательные ситуации по обоюдорукому рисованию на песке по схемочтению [3];
– массажные: рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа;
– сенсорные: создание сенсорной лепбуктеки, направленной на развитие психологической базы речи;
– телесноориентированные: биоэнергопластика, соединяющая движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Следует заметить, что в ходе систематического применения инновационных технологий, направленных на развитие межполушарных взаимодействий, у дошкольников с ТНР замечена положительная динамика по формированию интеллектуальных способностей, наблюдается ускоренное исправление дефектных звуков, выявились улучшения интегративной функции мозга, наметился прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями.
Важной характеристикой предлагаемых приемов является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного.
Авторы статьи убедились на практике, что в ходе систематических занятий с использованием вышеизложенного опыта, у детей легко нормализуются речевые нарушения, совершенствуются межполушарные связи, память и концентрация внимания.