Главная
АИ #15 (18)
Статьи журнала АИ #15 (18)
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми н...

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами инновационных технологий

Автор(-ы):

Яковлева Наталия Викторовна

Пешкова Галина Викторовна

Путилина Галина Валентиновна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

межполушарное взаимодействие
компенсирующая направленность
тяжелые нарушения речи
дошкольное образование
инновационные технологии

Аннотация статьи

Статья аргументирует положительное влияние инновационных технологий, развивающих межполушарное взаимодействие, на речевую динамику дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторами освещаются методы и приемы, направленные на преодоление речевых патологий путем восстановления связей и баланса между левым и правым полушариями.

Текст статьи

Немаловажным аспектом успешного обучения в школе является речь ребёнка. Поэтому, к этой проблеме пристальное внимание педагогов и родителей закономерно: ведь колоссальное увеличение детей с недостатками речевого развития на сегодняшний день превзошли все показатели прошлых лет.

Стало неоспоримым фактом утверждение, что богатая и правильная речь малыша способствует непринуждённому высказыванию мыслей, расширяет возможности в познании мира, облегчает отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляет его психическое развитие. И напротив, дефекты речи вызывают ряд комплексов у детей-логопатов: повышение утомляемости, низкую работоспособность, несформированность психических процессов, частые заболевания [2].

В связи с этим, работа учителей-логопедов становится актуальной и востребованной, так как в процессе исправления речевых нарушений формируются не только речевые умения и навыки, но и совершенствуются интеллектуальные задатки будущих школьников.

В сложившихся условиях особую злободневность приобретает проявление инициативы свободного выбора оптимальных технологий комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Под «оптимальными технологиями» мы подразумеваем внедрение нестандартных методов, приёмов и инструментов, обладающих повышенной эффективностью и являющихся своеобразным плодом интеллектуальной деятельности учителя-логопеда и психолога.

Наш выбор пал на развитие межполушарного взаимодействия в связи с тем, что если в дошкольном возрасте осуществлять 2-полушарный подход к образованию и проводить целенаправленную работу по развитию межполушарных связей, это улучшит не только работу нервной системы за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, но и усовершенствует связную речь, фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, а также память и мышление детей, страдающих различными дефектами речи.

Ученые-физиологи установили, что правое полушарие головного мозга отвечает за гуманитарное, образное и творческое начало человека [1]. Его функционалом является тело и способность контролировать координацию движений, также оно ответственно за пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

В противовес ему – левое полушарие головного мозга, которое в ответе за восприятие слуховой информации. Благодаря ему человек способен ставить цели и строить программы. Именно развитие левого полушария способствует доминированию математических, знаковых, речевых, логических и аналитических функций.

Что же произойдет, если делать упор на развитие обоих полушарий? Произойдет активизация речевых и мыслительных процессов, так как единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой, а с помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.

В детском саду города Белгорода №34 педагогами, работающими в группах компенсирующей направленности, используются следующие инновационные технологии, нацеленные на развитие межполушарных взаимодействий:

кинезиологические: фонетическая ритмика, слогомузыкальная автоматизация, синхронное чтение;

арт-терапевтические: образовательные ситуации по обоюдорукому рисованию на песке по схемочтению [3];

массажные: рифмованный комплекс самомассажа, пальчикового и классического массажа;

сенсорные: создание сенсорной лепбуктеки, направленной на развитие психологической базы речи;

телесноориентированные: биоэнергопластика, соединяющая движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Следует заметить, что в ходе систематического применения инновационных технологий, направленных на развитие межполушарных взаимодействий, у дошкольников с ТНР замечена положительная динамика по формированию интеллектуальных способностей, наблюдается ускоренное исправление дефектных звуков, выявились улучшения интегративной функции мозга, наметился прогресс в способностях к обучению и управлению своими эмоциями.

Важной характеристикой предлагаемых приемов является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности: зрительного, слухового и чувственно-двигательного.

Авторы статьи убедились на практике, что в ходе систематических занятий с использованием вышеизложенного опыта, у детей легко нормализуются речевые нарушения, совершенствуются межполушарные связи, память и концентрация внимания.

Список литературы

  1. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
  2. Яковлева Н.В., Люц Е.А. Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений детей-логопатов дошкольного возраста // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 дек. 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
  3. Яковлева Н.В. Интеграция речевой и двигательной деятельности в группах компенсирующей направленности как залог здоровой и гармоничной личности дошкольника: Формирование ЗОЖ детей и подростков: традиции и инновации - Центр педагогики и психологии здоровья / ОГАОУ ДПО «БелИРО, 2018.

Поделиться

6574

Яковлева Н. В., Пешкова Г. В., Путилина Г. В. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами инновационных технологий // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). URL: https://apni.ru/article/1075-razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля