Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Модернизация оптических датчиков портовых подъемно-транспортных машин

Модернизация оптических датчиков портовых подъемно-транспортных машин

Научный руководитель

Секция

Технические науки

Ключевые слова

автоматизация
модернизация
подъёмно-транспортные машины
портовая техника
оптические датчики

Аннотация статьи

В статье рассмотрена перспективная стратегия автоматизации подъемно-транспортных машин с использованием модернизированных оптических датчиков. Представлены существующие решения в области модернизации оптических датчиков. Также предложена новая уникальная идея для модернизации оптических датчиков, позволяющая улучшить их эксплуатацию на подъёмно транспортных машинах.

Текст статьи

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция к автоматизации работы подъёмно-транспортных машин. Для реализации данной задачи подъёмно-транспортное оборудование необходимо оснащать передовыми датчиками скорости, GPS, влажности, температуры, давления потока, камерами, газоанализаторами и многими другими датчиками последнего поколения. Самыми значимыми датчиками для портовой перегрузочной техники являются датчики, позволяющие навести грузозахватное приспособление на груз и захватить его. В частности, отличным решением является применение оптических датчиков, однако для эффективной работы на портовой технике необходима их частичная модернизация [4].

Важно отметить, что многие портовые парки до сих пор используют краны прошлого столетия, так как в них был заложен огромный запас прочности, и поэтому они обладают высоким ресурсом работы. Однако их эффективность крайне низка в сравнении с последним поколением аналогичной техники. Решить данную проблему можно с помощью полной замены реостатно-контакторной системы управления на полупроводниковую систему управления и внедрения значительного количества оптических датчиков [4].

Датчики на портовой технике размещаются на открытых внешних элементах, поэтому они должны иметь возможность исправно работать в разных температурных диапазонах, справляться с влиянием ветровых нагрузок, быть устойчивыми к прибрежному климату, осадкам и другим факторам. На данный момент на рынке представлено несколько видов защитных устройств для оптических датчиков. На рисунке 1 представлен защитный кожух открытого типа, который способен защитить датчик от удара, например, при столкновении с грузом. На рисунке 2 представлен кожух закрытого типа, который защищает датчик от ударов, а также создает герметичное пространство внутри, что позволяет уберечь датчик от внешней среды. Однако этих решений недостаточно для эффективного внедрения датчиков в системы подъёмно-транспортных машин. Остаются важные проблемы, такие как налипание снега и скопление дождевой воды на линзах излучателей и приемников, выпадение конденсата внутри защитного корпуса в результате преодоления точки росы, а также возможные низкие температуры, при которых датчики не способны исправно функционировать [1, с. 77-81; 5, с. 61-75].

image.png

Рис. 1. Защитный кожух для датчиков измерения расстояния E21236

image.png

Рис. 2. Кожух оптических датчиков ТЕКО PRC I61 00-00046328

Разобраться со всеми вышеизложенными проблемами поможет совокупность следующих технологических решений. Для предотвращения образования конденсата в корпусе защитного устройства предлагаю залить герметичное внутреннее пространство между датчиком и корпусом термоактивной термопластической полимерной смолой с добавлением специальных присадок. Для предотвращения обледенения, налипания снега и воздействия отрицательных температур предлагаю выполнить двойной корпус, между стенками которого разместить нагревательный элемент в виде алюминиевого напыления, через который будет протекать электрический ток. Это приведет к нагреву корпуса всего устройства, а во внутреннем пространстве герметичного корпуса разместить датчик температуры с возможностью автоматической регулировки и отключения нагревательного элемента. Для предотвращения оптических помех вследствие скопления воды или снега предлагаю модифицировать линзу следующим образом: установить на линзу прозрачную нагревательную плёнку, а саму линзу сделать вращающейся. Вращение линзы предлагаю реализовать посредством установки в корпус системы, состоящей из электромотора, уплотнений, подшипников и втулки. При этом плоскость вращения должна остаться параллельной исходной плоскости линзы. За счёт вращения линзы частички воды под действием центробежной силы и силы Кориолиса будут увлекаться с поверхности линзы, что показано на рисунке 3 [2, с. 9-13; 3].

image.png

Рис. 3. Отклонение частицы воды, движущейся во вращающейся системе отсчета

Реализация данных предложений позволит качественно модернизировать оптические датчики для их применения в портовой технике. Эксплуатация таких перспективных датчиков на подъёмно-транспортных машинах откроет новые возможности в автоматизации перегрузочных работ, что, в свою очередь, влечёт за собой значительную экономическую выгоду, снижение уровня ручного труда, повышение производительности, а также увеличение срока службы подъёмно-транспортных машин.

Список литературы

  1. Гайдамака Е.Э. Бесконтактные датчики. Оптические датчики / Е.Э. Гайдамака, О.А. Давыдов // Информационные технологии XXI века: сборник научных трудов. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. – С. 77-81. – EDN YOVTTH.
  2. Лагуткин М.Г. Оценка действия силы Кориолиса в аппаратах с закрученным потоком / М.Г. Лагуткин, Д.А. Баранов // Теоретические основы химической технологии. – 2004. – Т. 38, № 1. – С. 9-13. – EDN OXBUJH.
  3. Области применения оптических датчиков расстояния. Оптические датчики расстояния 1D от IFM Electronic // Sensored URL: https://sensoren.ru/news/oblasti_primeneniya_opticheskikh_datchikov_rasstoyaniya_opticheskie_datchiki_rasstoyaniya_o1d_ot_ifm/ (дата обращения: 01.12.2024).
  4. Патент № 2702213 C2 Российская Федерация, МПК B66C 23/28. Самоподъемная система для крана: № 2017132679: заявл. 19.02.2016: опубл. 04.10.2019 / М. Хофмайстер, А. Хуссонг; заявитель ЛИБХЕРР-ВЕРК БИБЕРАХ ГМБХ. – EDN IUPSPC.
  5. Шишкин В.В., Гранев И.В., Шелемба И.С. Отечественный опыт производства и применения волоконно-оптических датчиков // Прикладная фотоника. – 2016. – Т. 3. – №. 1. – С. 61-75.

Поделиться

54

Шаров Д. Д. Модернизация оптических датчиков портовых подъемно-транспортных машин // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 31-34. URL: https://apni.ru/article/10759-modernizaciya-opticheskih-datchikov-portovyh-poduemno-transportnyh-mashin

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января