Согласно стандартизированным требованиям к уровням владения русским языком на начальном этапе изучения (А1 и А2), иностранный студент должен уметь задавать элементарные вопросы и отвечать на них, использовать грамматически правильные синтаксические и грамматические конструкции для выражения собственных намерений (относительно числительных это обозначение числа в сочетании с количественными числительными, употребление родовых порядковых форм числительных и склонение родовых форм количественного числительного), усвоить простейшие словосочетания для обозначения времени. Иными словами, речь идет о формировании грамматических навыков оперировать в бытовом и научном общении количественными и порядковыми числительными, правильно воспринимать и воспроизводить грамматические конструкции для обозначения времени. Такие навыки формируются постепенно, поэтапно (от ознакомления и запоминания до тренировки и использования) и характеризуются такими признаками, как автоматизированность, гибкость и устойчивость [1, с. 55].
Анализируя доступные для работы с иностранцами грамматики русского языка, А. В. Якимова делает вывод о том, что их авторы в основном концентрируют внимание на значении числительных (количественные и порядковые), умении их склонять, сочетать с существительными, передавать цифровое обозначение количества словами [2, с. 92]. Считаем, что не менее важна надлежащая обработка иностранными студентами словосочетаний, предназначенных для называния времени.
Создание рациональной системы упражнений является ключом к решению проблемы обучения иноязычной речи. Важность системы упражнений состоит в том, что она обеспечивает как организацию процесса усвоения, так и организацию процесса обучения. Это в полной мере касается и разработки системы интегрированных задач по русскому языку для формирования у иностранных студентов навыков распознавать и воспроизводить информацию о времени. Выработать такие навыки помогут именно рецептивные, репродуктивные и продуктивные упражнения и задачи.
На вопрос: Который час? – студент должен дать ответ, используя порядковое числительное. Как справедливо замечает Н. Г. Музыченко, «морфологические признаки порядковых числительных не вызывают трудностей, поскольку они напоминают прилагательные» [3, с. 76]. Порядковые числительные приближены к количественным числительным, связанные с ним отношением словообразовательной производности, но количество у них передается через местоположение в ряде однородных предметов. Кроме этого, порядковые числительные называют признак, изменяющийся в зависимости от порядка расположения предметов. Морфологические признаки порядковых числительных (род, число, падеж) зависят от существительного. Именно потому как вводное предлагаем упражнение на образование порядковых числительных (в качестве учебного материала используем те числительные, которые впоследствии будут необходимы для обозначения времени).
Упражнение 1. От представленных количественных числительных создайте порядковые и введите их в словосочетания.
Пример: 1 (один) – первый день, первая книга, первое слово.
2 (…..) – … компьютер, … ребенок, … глаз.
3 (…..) – … телефон, … сестра, … такси.
4 (…..) – … стол, … цветок, … яблоко.
5 (…..) – … стул, … ложка, … дерево.
6 (…..) – … брат, … бутылка, … колесо.
7 (…..) – … банан, … парта, … кресло и т. д.
Таким образом мы проверяем сформированность рецептивного грамматического навыка. Если такой навык сформирован, восприятие сопровождается распознаванием грамматических форм и соотнесением их с определенным значением. Такое упражнение студент может выполнять как устно, так и письменно.
Поскольку первой операцией в формировании репродуктивного грамматического навыка является восприятие звукового или графического образа грамматического соединения, то обработку учебного материала целесообразно начать с рецептивно-репродуктивных упражнений, например:
Упражнение 2. Прочтите вслух словосочетания для обозначения времени и запомните их.
1:00 – (один) час.
2:00 – два часа.
3:00 – три часа.
4:00 – четыре часа.
5:00 – пять часов.
6:00 – шесть часов.
7:00 – семь часов и т. д.
Внимание иностранных студентов нужно привлечь к параллельному использованию в русском языке словосочетаний типа семь часов и девятнадцать часов, когда речь идет о второй половине суток. Для этого целесообразно предложить выполнить следующее упражнение:
Упражнение 3. Внимательно прочитайте вслух словосочетания для обозначения времени. Выучите их наизусть.
13:00 – (один) час или тринадцать часов.
14:00 – два часа или четырнадцать часов.
15:00 – три часа или пятнадцать часов.
16:00 – четыре часа или шестнадцать часов.
17:00 – пять часов или семнадцать часов.
18:00 – шесть часов или восемнадцать часов.
19:00 – семь часов или девятнадцать часов и т. д.
Усваивая уровни В1 и В2 владения русским языком, иностранный студент должен научиться склонять числительные, обозначающие время: в двенадцать часов дня, полпервого ночи, двадцать минут шестого вечера.
Изучение определенной конструкции из-за многократного и вариативного ее повторения создает базу для хорошего запоминания и последующего использования. Поэтому в последующих упражнениях применяем именно такой способ проработки учебного материала.
Упражнение 4. Прочитайте вслух, соблюдая грамматические нормы.
0:30/12:30 – полпервого.
1:30/13:30 – полвторого.
6:30/18:30 – полседьмого.
7:30/19:30 – полвосьмого и т. д.
Не менее интересными и в то же время достаточно сложными для иностранного слушателя могут стать конструкции без четверти и в четверть, в которых основная содержательная нагрузка ложится на предлоги без и в.
Упражнение 5. Прочитайте вслух словосочетания для обозначения времени без пятнадцать минут … / без четверти. Выучите их наизусть.
0:45/12:45 – без пятнадцати минут час или без четверти час.
1:45/13:45 – без пятнадцати минут два или без четверти два и т. д.
Аналогично прорабатываем грамматические конструкции пятнадцать минут…/четверть…. Иноязычного слушателя необходимо предостеречь от возможных ошибок относительно употребления определенной падежной формы порядкового числительного в конструкции с компонентами пятнадцать минут… / четверть….
Упражнение 6. Прочитайте вслух словосочетания для обозначения времени пятнадцать минут…/четверть…. Выучите их наизусть.
2:15/14:15 – пятнадцать минут третьего или четверть третьего.
1:45/13:45 – пятнадцать минут второго или четверть второго и т. д.
Таким образом, усваивая типовые словосочетания для обозначения времени, иностранный студент параллельно совершенствует навыки корректного использования падежных форм числительных. Понять уровень овладения студентом словосочетания для обозначения времени преподавателю поможет упражнение на установление соответствия, например:
Упражнение 7. Ответьте на вопрос: «Который час?», соединив линиями соответствующие варианты.
7:45 – семь часов.
14:30 – без четверти восемь.
6:15 – четверть седьмого.
7:00 – половина третьего и т. д.
В методике преподавания русского языка как иностранного достаточно продуктивны также ситуативные упражнения, поскольку они обеспечивают дополнительные возможности для углубленной проработки и числительных в целом, и способов обозначения времени на русском языке. Как справедливо замечает А. В. Якимова, «вовлечение количественных и порядковых числительных в построение предложений способствует естественному усвоению грамматического материала, выражает его содержательное наполнение и особенности функционирования» [2, с. 96]. Превосходство ситуативных упражнений мы усматриваем в том, что они не требуют дополнительного времени для реализации коммуникативно-речевых задач; такие упражнения можно использовать на всех занятиях, независимо от темы и раздела изучаемого материала; сама ситуация речи способствует осознанию основных грамматических понятий. Упражнения типа вопроса-ответ предполагают построение и ведение диалога на занятии, а, следовательно, при правильной организации работы при их применении, возникает речевая деятельность.
К ситуативным относятся коммуникативные задачи, во время выполнения которых студент отвечает на следующие вопросы:
- Который час?
- В какое время Вы сегодня проснулись?
- Сколько времени осталось до конца занятия?
- Когда мы сегодня встретимся?
- В какое время Вы будете обедать и т. д.
Усвоение грамматических конструкций для обозначения времени в процессе многократного повторения формирует прочную основу для дальнейшего запоминания, способствует корректному построению собственного выражения и удовлетворению коммуникативных потребностей иностранных студентов в учебном и повседневном бытовом общении, ведь продуктивные умения – говорение и письмо – складываются на почве репродуктивных навыков.