Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра

Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

мелкая моторика пальцев рук
расстройство аутистического спектра
аутичный ребенок
согласованно
координированно
манипулирование руками ребенка
совместная деятельность
переключаемость
действия с предметами
возрастные особенности

Аннотация статьи

В индивидуальной работе с детьми, имеющими РАС, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы – развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка.

Текст статьи

Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. Трудности аутичного ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения, поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования – развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку с аутизмом нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.

Диагностика развития мелкой моторики и координации движений рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук позволяет правильно спланировать коррекционную работу. Все задания предлагаются ребенку в игровой форме.

Цели диагностики:

  • выявить реальный уровень развития моторной сферы ребенка дошкольного возраста и степень соответствия возрастным нормам;
  • определить отклонения и недостатки отдельных сторон развития моторики.

I блок

Оценивается четкость выполнения, удержание позы, переключаемость, объем движения, точность, сила:

  1. Сжать пальцы в кулак.
  2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза.
  3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец каждой руки. Повторить 2–3 раза.
  4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»).
  5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («пальчики здороваются»).

II блок

Исследование умения действовать с предметами. Оцениваются четкость выполнения, точность.

Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками:

  1. Выложить узор из мозаики («дорожка», «крест», «домик») и др.
  2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала крупные, затем мелкие).
  3. Чертить карандашом вертикальные линии («палочки») в разлинованной тетради.
  4. Нанизывать на нитку бусинки. Укладывать в коробок 5 спичек, правой и левой рукой по одной спичке.

Коррекционная работа

Для развития мелкой моторики руки используются разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики «от простого к сложному». Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.

Необходимо следовать следующим правилам:

  • систематичность проведения игр и упражнений;
  • последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному»;
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне;
  • любое достижение ребенка должно быть утилитарным и оцененным, т. к. для любого человека, независимо от его возраста, значим результат.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:

  1. Массаж и самомассаж.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Игры с предметами и материалами.
  4. Изобразительная деятельность.

Массаж и самомассаж

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики:

  • разминание ладони;
  • поглаживание наружной и внутренней поверхностей руки ребенка (поглаживание каждой руки по направлению от периферии к центру);
  • прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) – это «лучи солнца»;
  • «пиление» ладони одной руки гребнями пальцев другой руки;
  • точечные нажатия большим и средним пальцами на середину каждой фаланги пальцев по направлению от их кончиков к основанию;
  • массаж с резиновым (пластмассовым, деревянным с гладкой или ребристой поверхностью) шариком;
  • массаж с бигуди – «липучками» (расческой-щеткой). Катание бигуди между ладошками.

Пальчиковые игры

Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально одной ведущей рукой, а затем и обеими руками) несёт статическую нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке. Умение зафиксировать заданной позе является основой любой ручной работы. Навык удержания позы способствует развитию ручной умелости и является основой для формирования произвольного управления – ручной и кистевой динамикой.

Для развития кинестетической основы движений руки необходимо начинать со следующих простых упражнений (без речевого сопровождения). Обращать внимание на качество составления фигуры, координацию движений отдельных пальцев и всей кисти:

  • «Пальчики здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.;
  • «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой;
  • «Очки». Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
  • «Улитка». Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их;
  • «Ежик» Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх и растопырить;
  • «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку ножницами;
  • «Кольцо». Большой и указательный пальцы образуют кольцо, остальные – вверх.

Игры с предметами и материалами

Игры с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры; игры-нанизывания; игры с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение; игры со счетными палочками: выкладывание геометрических фигур разного размер, выкладывание вертикальных фигур (колодец); перекладывание палочек разными способами (используя разные пальцы); игры с кубиками; игры с разноцветными прищепками (скрепками); игры с клавишами; игры с поролоном; игры с мозаикой (конструктором); игры с пуговицами (бусинами, косичками, семенами плодов); игры с пинцетом; игры на пересыпание (переливание); игры с шариками (обучение рассчитывать силу толчка и направление движения шарика, перекатывание от ладони к ладони по столу, подбрасывание и ловля шарика одной рукой); игры со шнурком. (Обучать шнуровать фигурной строчкой.); игры, обучающие застегиванию, различных застежек.

Изобразительная деятельность

Развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование пальчиковыми красками и пальцами на песке, крупе, вышивание на картоне, аппликация из спичек (соломки), различные виды аппликации из бумаги, работа с крупой и бобовыми, вышивка и др. Данная деятельность подготавливает кисть к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, дисциплинирует, воспитывает усидчивость:

  • «Штампики» (на закрепление знаний цвета и формы, приучение все делать по очереди). Материалы: вырезанные из картофеля заготовки - «штампы»; краска; поролон; чистый лист бумаги. Показать ребенку, что сначала надо приложить «штампик» к поролону с краской, а потом на лист бумаги. Так можно создавать разные картины;
  • Работа с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше несоприкасающихся линий;
  • Выкладывание по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений (снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета;
  • Лепка. Размазывание пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента;
  • Работа с ножницами. Вырезать фигуры по нарисованному контуру; резать по прямой параллельными линиями. Добиваться качественного выполнения работы.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует улучшению физического и психического здоровья ребенка, готовит его к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.
  2. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
  3. Методические рекомендации по организации работы центров помощи детям с РДА. – М., Министерство образования РФ, 2002.

Поделиться

102

Корнилаева Н. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей с расстройствами аутистического спектра // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 110-114. URL: https://apni.ru/article/10767-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января