Современное динамично развивающееся общество требует значительной перестройки различных сфер жизни и деятельности человека, в том числе и сферы образования. Происходящие перемены все больше касаются педагогов, и не только их профессиональной деятельности, но и личностных качеств. Поэтому, подготовка будущих педагогов, основанная на традиционной парадигме, становится малоэффективной для обеспечения профессионализма учителя в современных условиях.
Для реализации успешной педагогической деятельности будущему учителю необходимы не только определенный набор знаний, умений, навыков, приобретенный в учебном заведении, но и сформированная система профессиональных ценностей, понимание сущности своей профессиональной деятельности и готовность «к профессиональному, компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии».
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения уделяет особое внимание компетенциям, которыми должны овладеть обучающиеся СПО. В связи с этим на первый план выходят такие приоритеты личности как социальная активность, свободная ориентация в окружающем социуме, владение информационными технологиями, толерантность по отношению к окружающим и способность продолжать образование в течение всей жизни.
Качество подготовки специалистов может быть повышено, если одной из главных составляющих компетентности будущего учителя начальных классов считать управленческую компетентность.
Педагогическая деятельность учителя начальных классов имеет специфические особенности: он вынужден сочетать большое количество функций, в числе которых не только учебно-воспитательная деятельность, но и организаторская работа, активный процесс общения со всеми участниками образовательной деятельности (ученики, родители, школьная администрация, социальные партнеры). Работа учителя начальных классов охватывает и классное руководство, и обеспечение большого количества разнопрофильных дисциплин, что требует от учителя реализации управленческих компетенций.
Специалисты выделяют восемь основных групп качества специалиста, составляющих мастерство управления:
- умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать с коллегами, равными по должности;
- умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными, в нашем случае с детьми, обучающимися;
- умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;
- умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, усваивать ее;
- умение принимать решения в нестандартных ситуациях;
- умение распоряжаться своим временем, распределять работу между подчиненными, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения;
- умение проявлять деловые качества: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности, вовремя изменять организационную структуру;
- умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.
Изучение теоретических исследований, касающихся вопросов управленческой компетенции учителя начальных классов позволили обозначить ряд проблем и противоречий, связанных с реализацией управленческой функции: недостаточное внимание со стороны учителя к проблемам учеников, неэффективное планирование совместной деятельности участников образовательного процесса, невозможность быстро реагировать на ситуативные изменения в учебно-воспитательной деятельности, монологический тип общения.
В качестве возможных направлений решений обозначенных проблем можно предложить: освоение и использование будущими педагогами технологий модульного планирования, изучение и использование в деятельности проектирования целей, использование приемов рефлексивного анализа, освоение приемов активного общения: диалога и полилога.
Возникает потребность в методах обучения студентов, основывающихся на моделях двух подсистем управляющей системы: модели системы общения с обучающимися и модели системы взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Такими методами являются ролевые и имитационные игры.
Процесс формирования управленческой культуры у студентов требует системного подхода. Необходимо реализовать систему формирования управленческой культуры средствами профессиональных дисциплин.
Использование в образовательном процессе будущих учителей начальных классов метода анализа конкретных ситуаций позволяет формировать у студентов умения и навыки решения профессиональных задач.
При изучении специальных дисциплин, например «Классное руководство» – для целей подготовки будущих специалистов применяем деловые игры «Интерактивный педагогический блокнот», «Стиль общения современного педагога». В процессе игры студенты закрепляют знания о стилях общения учителя с обучающимися и самодиагностики стиля педагогического общения; углубляют и расширяют знания об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества»; развивают умения проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в школе; знания культурных и методических требований к речи педагога; совершенствуют качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм.
На других специальных дисциплинах применяем деловые игры «Метаморфоза», «Играя, развиваем интеллект», «Путь к успеху» и др.
В процессе игры «Метаморфоза» студенты садятся на «волшебный» стул – «Синхрофазотрон» и переносятся в 22 век, предполагая, какая там будет школа? Приходят к выводу, что, как бы сильно, в техническом плане, не менялась школа, но и в будущем, главную роль в обучении и развитии детей будут играть люди, а значит и останется профессия «учитель»!
Деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:
- уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
- наличие тактического и (или) стратегического мышления;
- скорость адаптации в новых условиях.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя.
Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что процесс развития управленческих компетенций учителя начальных классов является достаточно сложной системой, он предполагает проведение активной работы, направленной на их развитие со стороны педагога, имеет множество различных проблем, а также возможные пути решения.