Масштабы и темпы прогресса современной цивилизации обуславливают непрерывное совершенствование системы подготовки квалифицированных специалистов. Информационное общество требует от специалиста высокого уровня профессиональной компетентности, конкурентоспособности, ответственности в практической деятельности. В силу этого учебное заведение призвано решать острейшие задачи профессионального образования, и прежде всего обеспечить высокий личностный уровень овладения специальностью, что позитивно отразится на профессиональной деятельности будущего специалиста.
Большая роль в подготовке высококвалифицированных, интеллектуально развитых специалистов, способных к максимальной реализации своих творческих возможностей, отводится дисциплинам гуманитарного цикла. Система развивающего обучения разрабатывается на основе синтеза достижений педагогики и психологии. Этот тип обучения ориентирован не только на развитие познавательных функций (мышление, восприятие, память и др.), но в большей степени – на процесс становления студента как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности, в данном случае – учебной. Целью развивающего обучения является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные способы и средства их решения.
Одной из форм технологии развивающего обучения является модульная система. Это методика основана на представлении о том, что каждый урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Модуль – это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Модульная технология интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
Наиболее существенными элементами данной системы являются: блочное (модульное) построение учебного материала, то есть берется для изучения раздел, выстраивается схема дидактических условий, представляющая виды деятельности педагога и студента в освоении данного материала; мотивация учебной деятельности на основе целеполагания, то есть определение цели и пути ее достижения; преобладание самостоятельной, творческой деятельности студентов под руководством педагога; организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе взаимосвязи педагога и студента; ориентир не только на репродуктивную, то есть традиционную деятельность, когда студент получает всю информацию педагога, но и на поисковую деятельность, то есть на создание новых знаний самими студентами.
Приведем пример семинарского занятия по данной методике.
Группа делится на 2–3 человека, желательно с разным уровнем подготовки. Студенты работают по технологическим картам, которые состоят из учебных элементов (УЭ). В УЭ-1 формируются общие дидактические цели и задачи; что должен узнать и уметь студент в результате работы над проблемой. УЭ-2: конкретное задание по одному из вопросов темы (работа может быть индивидуальная, работа в паре, по 3 человека). УЭ-3: подведение итогов по теме: сделай вывод, достиг ли ты поставленной цели, для этого вернись к УЭ-1 и прочитай, какие цели стояли перед тобой. УЭ-4: итоговый контроль. Цель: проверить усвоенные знания на основе итогового контроля. УЭ-5: рефлексия, то есть: – какое значение для тебя имеют знания, полученные сегодня? – при изучении материала, что вызвало наибольшую трудность: первичное изучение материала и обобщение и систематизация их? Почему? – с каким настроением ты изучал этот материал (было интересно, не очень интересно, неинтересно вообще)?
Учебные элементы разнятся по сложности. Одни знания для ответа нужно добыть самому, другие – трансформировать полученные в новых условиях, третьи – сжатие информации, допустим, «дай определение», четвертые – самые сложные – обобщение и оценка полученных новых знаний. Поэтому, ориентируясь на уровень подготовки студентов, даются и разные по степени сложности задания.
При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, идет процесс поиска знаний, их обобщения, где каждый имеет свой участок работы, возможность самореализоваться, что способствует мотивации обучения; самостоятельность и коллективизм; получив задание, каждый студент понимает, что от его работы зависит итоговая оценка других; модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней и содержательней модуль, тем большее число баллов ему отводится; при модульной системе меняется и положение педагога в учебном процессе. Теперь педагог предстает не только как источник предоставления информации, а задача, стоящая передним – управление деятельностью студентов, грамотная выработка цели, программы, приемов деятельности студентов, учитывая индивидуальные особенности каждого из них. Поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального совершенствования педагога, возможность его самореализации.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определенные условия.
- Настрой самого педагога и его желание овладеть данной технологией, ведь здесь требуется большая подготовительная работа для оснащения необходимым материалом.
- Второе условие связано с готовностью студентов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.
- Материальные возможности учебного заведения в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет программой действий.
Таким образом модульная система – это эффективная форма развивающего обучения, хотя она и требует от педагога большой предварительной работы, а студенты – напряженного труда.
Никто не утверждает, что технология развивающего обучения поможет решению всех проблем, но бесспорно ясно одно: это эффективное средство от однообразия, способствует развитию личности, осознанию себя не только объектом, но и субъектом образовательного процесса.