Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Что такое аутоагрессия у детей и как бороться с нежелательным поведением ребенка...

Что такое аутоагрессия у детей и как бороться с нежелательным поведением ребенка?

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

аутоагрессия
дети
семейные отношения
воспитание
психологическая помощь
самоповреждения
коррекционная работа
эмоции ребенка
арт-терапия
сказкотерапия

Аннотация статьи

Статья посвящена феномену аутоагрессии у детей, ее причинам, проявлениям и возможным способам коррекции. В работе приведены рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком в таких ситуациях, акцентируется важность обращения к психологу или психиатру.

Текст статьи

Всю жизнь ребенок активно растет, развивается, и как он чувствует себя в мире, в большинстве своем зависит от родителей.

В случае, когда ребенок ощущает себя зависимым и не способен навредить обидчикам, он обращает на себя испытывающую агрессию: начинает биться головой об стену, выдергивать волосы, царапать и кусать себя и т. д., такое поведение у ребенка называется аутоагрессией.

Аутоагрессия – это нарушение поведения и психического состояния, при котором наносится физический или психический вред самому себе под влиянием сильных негативных эмоций.

Она возникает на фоне трудностей адаптации ребенка к окружающей среде и социуму. У малыша это часто связано с нарушениями отношений в семье, отсутствие тепла и взаимопонимания [4].

К основным причинам аутоагрессии относятся следующие факторы:

  • Наказания в раннем детстве. Но не сама жестокость наказаний, а причина подобного поведения. Она возникает из-за психотравмированных эффектов: озлобленности взрослых и яростного недоверия к детям. Больше всего детей пугают крики. Паническое настроение, страх ребенка может быть настолько сильным и непереносимым, что начинает сам себя наказывать, таким образом препятствуя реакции взрослого человека.
  • Ощущение недостатка внимания. При постоянном занятии родителей и отсутствии интереса к положительным моментам жизни ребенка он начинает попытки привлекать внимание посредством самоповреждений. Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины. Это дети, отличающиеся слабой нервной системой, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными словами.
  • Неадекватные и необъективные наказания. Когда взрослые несправедливы, ребенок в силу возраста не может им ничем ответить на оскорбления или физические наказания. Некоторые дети в этом случае также выплескивают эмоции на тех, кто слабее – младших братьев, сестер или животных. Другие начинают причинять вред себе как единственному объекту, на который можно выплеснуть обиду и гнев.
  • Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние. Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе. Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы. Дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям.
  • Если родители страдают аутоагрессией, ребенок с большой вероятностью будет копировать поведение родных: отказываться от пищи, закрываться в своей комнате, предпочитая семейному общению одиночество, обзывать себя [2].

Что же в таких случаях делать родителям? Если вы заметили у ребенка проявления аутоагрессии, стоит обратиться к психологу или к психиатру. Не стоит этого стесняться. Решение вопроса не должно откладываться в долгий ящик, и чем раньше вы начнете действовать, тем легче будут пути разрешения.

А главная задача родителей – не «заражаться» эмоциями крохи. Чем спокойнее и увереннее взрослый, находящийся рядом, тем быстрее закончится приступ аутоагрессии:

  1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, – помогите ему. Переведите все в шутку. Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.
  2. Не защищайте активно ребенка, кого малыш обижает. Сочувствие у ребенка это не пробудит, а только заставит думать, что вы против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети не могут поделить конструктор, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя.
  3. Как только малыш начинает биться головой, колотить, царапать себя, выдергивать ресницы, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.
  4. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло.

Для этих целей хорошо подойдет коррекционная работа с использованием средств песочной терапии, игровой терапии и арт-терапии или сказкотерапии. Кстати, термин сказкотерапия означает «лечение» сказкой. Она как метод психологической коррекции – одно из новшеств современной психологии. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом [1].

Когда пыл ребенка остыл, необходимо назвать его чувства: «я вижу, что ты злишься», «я понимаю, что ты обижен». После того как ребенок полностью успокоился, можно просто поговорить с ним о том, что с ним произошло, что можно было сделать по-другому. Главное – оставаться спокойными и доброжелательными к малышу, показать, что родители его любят и переживают о его состоянии и здоровье [3].

Если постоянно следовать этому алгоритму, то со временем ребенок научится самостоятельно находить адекватный способ разрядиться, а также сможет выражать свои чувства словами, а не актами самоповреждения. Ведь ребенок бьет себя и это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. И убрать эту напряженность возможно только совместными усилиями родителей, педагогов и самого ребенка.

Список литературы

  1. Корниенко А.А. «Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка».
  2. Алфимова М.В., Трубникова В.И. «Обзор современных исследований аутоагрессивного поведения».
  3. Лукина А.В. «Методические рекомендации по вопросам профилактики аутоагрессивного поведения среди детей и подростков».
  4. Малюшина Ю.А., Милюкова Е.В. «Профилактика и коррекция аутоагрессивного поведения».

Поделиться

137

Харламова Г. Б. Что такое аутоагрессия у детей и как бороться с нежелательным поведением ребенка? // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 134-136. URL: https://apni.ru/article/10774-chto-takoe-autoagressiya-u-detej-i-kak-borotsya-s-nezhelatelnym-povedeniem-rebenka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января