Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

коммуникативные навыки
дошкольный возраст
ОВЗ
взаимодействие
речевое развитие
игровая деятельность
социализация

Аннотация статьи

Статья посвящена особенностям развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматривается значение индивидуального подхода и использования игровых и творческих форм работы, способствующих улучшению речевых и социальных навыков детей с ОВЗ.

Текст статьи

Необходимость общения является одной из ключевых человеческих потребностей. Оно способствует формированию общности между людьми, координирует их совместные действия и является средством познания. Общение также представляет собой основу личностного сознания и помогает в самоидентификации индивида. Без этой потребности человек может утратить связь с коллективом и оказаться изолированным от общества, потерянным и беспомощным.

Коммуникативные навыки представляют собой способность эффективно взаимодействовать с другими. К ним относятся умение легко устанавливать контакт, поддерживать беседу, достигать соглашения, активно слушать и выражать свои эмоции по отношению к происходящему. Необходимым условием грамотного применения этих навыков является осознание того, как выражение мыслей и поступков воспринимается собеседником в ситуациях с высоким уровнем напряженности.

У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья игровая деятельность не сформирована: они редко взаимодействуют друг с другом во время игры, часто возникают споры, и коллективная игра не удается. Это приводит к проблемам в области общения. По уровню коммуникативной активности данные дети отстают в развитии от своих сверстников.

Такая ситуация подчеркивает важность целенаправленного подхода в коррекционно-развивающей работе, направленного на усовершенствование коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с помощью игры.

Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Она способствует развитию всех ключевых психических процессов, способностей, а также формированию волевых и моральных качеств личности. Через игровую деятельность у детей происходит активное взаимодействие с окружающей средой, сверстниками и взрослыми, что способствует их общему развитию.

В процессе игры усовершенствуется речь: расширяется словарный запас, улучшается структура языка, а также развиваются навыки слушания и мыслительного процесса. Дети учатся выражать свои потребности и эмоции, используя как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, включая движения, жесты и мимику.

Таким образом, игра является важнейшим элементом в формировании социальной активности детей и их способности к взаимодействию с миром вокруг них.

Игровые упражнения активно способствуют решению коррекционно-развивающих задач, направленных на развитие коммуникационных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Они формируют у детей знание и умения цивилизованного общения, воспитывают культуру взаимодействия (этикет), а также помогают развивать навыки общения, распознавания эмоций других и управления своими чувствами. Дети учатся сопереживать, радоваться успехам других и огорчаться их неудачам. Они приобретают необходимые умения и опыт, чтобы адекватно вести себя в обществе, оценивать окружающих, понимать и выражать свои мысли и чувства через общение, а также регулировать свое поведение в соответствии с установленными нормами.

При формировании коммуникативных навыков важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, создавая оптимальные условия для достижения целей. Выбирая дидактические материалы, игры, пособия и детскую литературу, следует обращать внимание на разноуровневое развитие детей и обеспечивать необходимую коррекцию для успешного продвижения каждого ребенка.

Адаптация заданий и игр с учетом личных характеристик и потребностей детей позволяет максимизировать их участие и прогресс. Это может включать в себя как групповые, так и индивидуальные занятия, что является крайне важным для формирования чувства общности и поддержки среди сверстников.

Ежедневное включение игры в образовательный процесс для развития коммуникативных навыков включает разнообразные формы: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы. Эти занятия помогают детям научиться сотрудничать, активно слушать, обрабатывать информацию и правильно излагать свои мысли.

Театрализованные игры играют важную роль в развитии ребенка. Они способствуют всестороннему развитию речи, улучшая словарный запас, грамматику, произношение и навыки связной речи. Кроме того, эти игры развивают эмоциональную волю, корректируют поведение и способствуют формированию чувства коллективизма и ответственности друг за друга, а также стимулируют творческую активность и самостоятельность.

Сюжетно-ролевые игры являются важным фактором формирования социального сознания и развития коммуникативных навыков у детей, обучая их взаимопомощи и коллективной ответственности.

Игры с правилами, такие как дидактические и настольные, способствуют познавательному и моторному развитию, а также навыкам взаимодействия.

Соревновательные игры развивают доверие, сопереживание и помогают ребенку определить свою индивидуальность.

Особую ценность представляют малые фольклорные жанры: потешки, прибаутки и песенки, которые обогащают эмоциональную сферу детей.

Не менее значимой становится работа с родителями, которая помогает им понять важность вовлеченности в процесс развития социальных навыков ребенка. Сотрудничество с семьями и обучение их специфике общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует созданию единого фронта в поддержке ребенка. Таким образом, комплексный подход к обучению и развитию детей играет ключевую роль в их социализации и интеграции в общество.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья нуждается в комплексном подходе, который включает в себя создание условий для комфортного общения и применение игровых и творческих методов. Раннее устранение коммуникативных трудностей закладывает фундамент для успешной интеграции ребёнка в общество, а также способствует его личностному и социальному развитию.

Список литературы

  1. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – «Книголюб» М., 2006.
  2. Поликарпова И.Э. Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ / И.Э. Поликарпова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 37 (327). – С. 127-129.
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010.

Поделиться

99

Воронкова Н. И., Пашнева В. А., Золотухина Л. И., Гахова О. Г. Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 94-97. URL: https://apni.ru/article/10784-formirovanie-kommunikativnyh-navykov-u-detej-s-ovz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января