Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас – на формирование экологической культуры с самого раннего детства [2]. Задачи, поставленные ФАОП перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание, которое может быть реализовано через такие виды деятельности как наблюдения, опыты, исследования, игры, художественно-эстетическая практика и другие виды деятельности. Изучая техники нетрадиционного рисования, в статье рассматривается деятельность художественно-эстетического направления.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата [1]. Таким образом, создается ситуация успеха каждого ребенка. Сталкиваясь с тем, что в традиционном рисовании не каждый взрослый способен изобразить тот или иной предмет, возможность применить данные нетрадиционные техники решает эту задачу для ребенка. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Кроме того, рисование развивает мелкую моторику рук, воображение и формирует пространственное мышление. А применение нетрадиционных техник позволяет познакомить с разными материалами, подталкивая детей к творческим поискам, что, в свою очередь, увеличивает уверенность в своих силах и снимает детские страхи неудачи. Понятие «нетрадиционный» в данном контексте рассматривается как термин для описания использованных в процессе рисования инструментов, не относящихся к группе общепринятых, в данном случае, бросовый материал.
Наблюдая, с каким интересом дошкольники вовлекаются в процесс рисования с применением нетрадиционных техник, возникла идея привлечения внимания к вопросам экологии, где инструментами выступают непривычные, но доступные для каждого предметы, многие из которых обычно выбрасывают не задумываясь. В процессе исследования, у детей применялись несколько техник нетрадиционного рисования. Рассмотрим некоторые из них.
Рисование березовой рощи с применением малярного скотча. На альбомный лист (ватман) наклеиваются полоски малярного (бумажного скотча) в произвольно-вертикальном порядке. Затем кистью небольшого размера наносится краска для создания пейзажа поверх наклеенных полосок малярного скотча, с чем легко справляется дошкольник. Практически сразу после нанесения скотч удаляется. Детям этот момент нравится особенно. В завершении остается нанести черные полоски на ствол берез фломастером или тонкой кисточкой с гуашью.
Рисование стаи птиц торцом полоски маленькой картонной коробки (от крема или зубной пасты, либо отрезанной полоски от коробок из тонкого картона большего размера). По сюжету «Лето, море, стая чаек в небе» дошкольнику нетрудно изобразить основной фон: море, небо, песок и солнце, а красиво, тонкой кистью изобразить стаю птиц уже сложнее. Данная техника позволяет сразу, не дожидаясь высыхания основного фона, красиво изобразить летящую стаю чаек в небе. Полоски длиной 5–8 см и шириной 3–4 см складываются поперек пополам, открытые края полоски немного округляем и получившимся торцом окунаем в черную гуашь на 2–3 мм. Для удобства детей дошкольного возраста гуашь наливаем на любую пластиковую гладкую крышку (от сметаны, йогурта и пр.) подходящего размера. Развивая тему данной техники, моделирование из картонных полосок «инструментов» для рисования нашло свое отражение в одном из образовательных событий, где была создана групповая работа «Мой сад». Дошкольники рисовали цветы на клумбе (формат ватмана). Следует отметить, что в процессе рисования клумбы, некоторые дети проявили фантазию, отступив от предложенного формата данной техники, создав свою композицию.
Рисование куском поролоновой губки. Для коллективной работы «Наша берёза» на ватмане в центре «рисуем» ствол с помощью широкого малярного скотча по технике, описанной выше. Фон наносится широкой кистью. Затем удаляем скотч. Губкой для посуды, вырезанной ножницами в форме листа березы, дети набирают зеленую краску (гуашь) мягкой стороной губки-листка с пластиковой крышки одноразового контейнера подходящего размера и штампуют листву на крону березы. Рисование пузырчатой пленкой. «Пчелиные соты» как один из самых популярных примеров данной техники. Из пузырчатой пленки вырезается овальный или другой геометрической формы кусок пленки, на пузырчатые выступы которой толстой кистью наносится желтая гуашь. На альбомный лист отпечатывается трафарет «пчелиных сот». В данный сюжет можно добавить «пчел», которых ребенок печатает вокруг пчелиных сот подушечкой любого пальца, окунув его предварительно в желтую краску. После того как краска подсохнет, дорисовываем черным фломастером, линером или маркером полосы и крылья пчелам [4, с. 31].
Данные техники нетрадиционного рисования детям нравятся, так как в процессе создания своих работ дошкольники не испытывают особых проблем в исполнении, сокращается время получения продукта своей деятельности, а результат получается привлекательным, что приносит детям радость. Многие техники нетрадиционного рисования могут быть реализованы как часть мероприятий событийного формата образовательной деятельности дошкольников. Данный формат является сравнительно новым и одним из передовых в современной педагогике, эффективность которого доказана на практике.
Затрагивая тему экологического воспитания в старших и подготовительных группах, следует отметить актуальность таких видов деятельности, где активно реализуются творческие игры, направленные на развитие мягких навыков воображения и фантазии детей. Данная деятельность реализуется и в рамках экспериментального проекта «Три дня без игрушек», автор методики Ирина Емельянова [3, с. 64]. Детям предоставляются различные предметы, в том числе бросовый материал, для реализации в игре, рисовании, аппликации и других видах деятельности. Игрушки на этот временной промежуток исключаются (прячутся), и дети придумывают, мастерят и создают, при поддержке взрослых, игрушки и другие интересные предметы самостоятельно. Данный проект получил огромный отклик в педагогических кругах.
Возвращаясь к основной теме статьи, следует отметить, что в процессе нетрадиционного рисования дети внимательно изучают необычные «инструменты», предложенные им для реализации своих творческих идей. Узнаваемость и доступность этих материалов предполагает, что ребенок дошкольник понесет эти знания и умения домой.
Таким образом, знакомясь с экологическим поведением, у дошкольников с малых лет формируется экологическая культура будущей целостной духовно-нравственной личности.