Изучение актуального состояния научных исследований в области управления устойчивым развитием гостиничного бизнеса в контексте цифровой трансформации представляется целесообразным провести на материалах диссертационных работ, монографий и научных публикаций по следующим направлениям:
- тенденции и перспективы развития гостиничного бизнеса;
- сущность и особенности управления устойчивым развитием хозяйствующего субъекта;
- цифровые технологии и цифровая трансформация в контексте перехода к цифровой экономике.
При этом следует учитывать, что темпы технологического развития, а также критическое влияние пандемии COVID-19 и последствия постпандемийного периода существенно снижают научную и практическую значимость работ, подготовленных и изданных ранее 2018-2019 гг.
По данным официального сайта ВАК РФ [17] в период 2012–2024 гг. было представлено к защите и защищено порядка 80 работ, связанных с изучением тех или иных аспектов экономики гостиничных предприятий и индустрии гостеприимства. Кроме того, три работы (2022 и 2024 гг.) были защищены в системе организаций, самостоятельно присуждающих научные степени. Следует отметить, что текущая информация представляется неполной, так как, например, в базе данных ВАК РФ отсутствуют сведения о диссертации Катушонок К. А. [3]. В период 2022–2024 гг. представлено к защите и защищено всего лишь 9 работ (в т. ч. одна – по бухгалтерскому учету). Это позволяет утверждать, что пока еще не сформирована достаточная научная база, раскрывающая наиболее актуальные трансформации индустрии гостеприимства, произошедших под влиянием пандемии COVID-19. Кроме того, как показал анализ данных работ, такие исследователи как Иванова А. Н. [1] и Копытина Е. В. [4] такого рода влияние не упоминают вовсе.
Проблематика устойчивого развития достаточно широко раскрывается в многочисленных работах российских ученых. Так, по данным ВАК РФ [17], в период 2012–2024 гг. было представлено к защите и защищено более 650 работ, связанных с изучением различных аспектов устойчивого развития на уровнях предприятия, отрасли, региона. Однако, непосредственно изучению устойчивого развития предприятий индустрии гостеприимства посвящено всего лишь две работы:
- «Комплексный анализ устойчивого развития гостиничных предприятий» (Катушонок К. А., 2012 [3]);
- «Обеспечение устойчивого развития гостиничных предприятий на основе повышения их конкурентоспособности» (Махлуф А., 2021 [6]).
Более углубленным представляется изучение устойчивого развития индустрии туризма в целом и туристских дестинаций, поскольку по данному направлению имеется 14 исследований, из которых, однако, лишь одно выполнено в период 2022–2024 гг. (Карандасова Я. В., 2024 [2]).
Следует отметить, что данные работы основаны на концепции устойчивого развития, определенной ООН и другими организациями, т. е. рассматриваются экономические, экологические и социальные (в т. ч. корпоративная социальная ответственность) аспекты в свете влияния на местное сообщество и окружающую среду. При этом, для обоснования некоторых научных положений, авторы ссылаются, например, на «Отраслевые критерии Глобального совета по устойчивому туризму (ГСУТ/GSTC)» (версия 3. 21.12.2016 г.) [8], содержащие «рекомендуемые показатели эффективности» устойчивого развития. Данные критерии сформулированы в двух методических материалах «для туроператоров» и «для гостиниц и мест размещения», однако, как показало изучение, различия между ними крайне незначительные и представлены лишь добавлением некоторых пунктов без какого-либо изменения смыслового содержания, а собственно «рекомендуемые показатели» носят весьма обобщенный и расплывчатый характер и, как представляется, могут быть в равной степени применены как в индустрии туризма и гостеприимства, так и в практически любой иной сфере деятельности.
Таким образом, видится необходимость в конкретизации сущности и содержания устойчивого развития применительно к предприятиям гостиничного бизнеса, понимая данную концепцию более широко, по сравнению со сложившимся представлением об экономико-эколого-социальных аспектах устойчивости.
Цифровая трансформация и развитие цифровых технологий во всех сферах современного общества являются ключевыми аспектами перехода к цифровой экономике. Данная проблематика обусловлена темпами развития научно-технического прогресса, обретя особую актуальность под влиянием пандемии COVID-19 и реалий постпандемийной эпохи. По информации ВАК РФ [17] в период 2019–2024 гг. представлено к защите и защищено порядка 300 работ по различным аспектам цифровизации деятельности предприятий, отраслей, государственного управления, институциональным и иным проблемам (три диссертации подготовлены в 2017-2018 гг., ранее данная тематика не исследовалась). Однако, как и в отношении устойчивого развития, непосредственного изучения специфики цифровизации деятельности гостиничных предприятий в диссертационных исследованиях пока не наблюдается. В частности, отдельные аспекты рассмотрены в таких работах как:
- «Формирование стратегий развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в условиях цифровой экономики» – с акцентом на теории и практике предпринимательства (Пашина М. А., 2022 [9]);
- «Система управления персоналом в индустрии гостеприимства в условиях цифровизации» – с акцентом на управлении персоналом (Романов, М. С., 2022 [10]);
- «Формирование системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации в условиях цифровой трансформации»; «Влияние технологий цифрового маркетинга на развитие гостиничных сетей в Российской Федерации» – с акцентом на цифровые технологии в маркетинге и коммуникациях (Сердюков С. Д., 2021; Чуракова А. А., 2022 [15]).
Изучение ряда монографий и публикаций в научных издания показало, что основное внимание исследователей сосредоточено на изучении проблем и перспектив использования цифровых технологий в сфере маркетинга и каналов коммуникаций гостиничных предприятий как наиболее востребованной и эффективной форме цифровизации (интернет-технологии, приложения, Big Data и т. д.). Другим актуальным направлением является цифровизация и автоматизация управления, в свете которых изучаются технологии систем бронирования, АСУ, «умный отель» и т. д.
Представляется, что наиболее интересным, но пока еще наименее изученным направлением является исследование организационно-экономических и технико-технологических аспектов формирования бизнес-экосистем в сфере гостиничного бизнеса. В целом, ряд работ раскрывает те или иные аспекты данной концепции (например, Карандасова Я. В., 2024 [2]; Левченко К. К., 2023 [5, с. 42-48]; Морозов М. М., 2023 [7, с. 24-31]; Сердюкова Н. К. и соавт., 2022, 2023 [12]; Хайретдинова О. А., 2022 [14]; Шарафутдинов В. Н., 2023 [16, с. 345-352] и др.). Тем не менее, определенная научная новизна и практическая значимость видится в необходимости систематизации возможных подходов к проектированию бизнес-экосистем в сфере гостиничного бизнеса, а также в дальнейшей разработке теоретических и прикладных аспектов функционирования бизнес-экосистемы как формы организации взаимодействия гостиничного бизнеса с партнерами и потребителями в целях обеспечения устойчивого развития.
Таким образом, можно обоснованно утверждать, что дальнейшее углубление исследований в области организации и управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса в контексте цифровой трансформации представляется актуальным и востребованным, обладает потенциалом научной новизны и практической значимости.
Наиболее перспективной целью научного исследования представляется теоретическое обоснование и методологическая разработка основных положений по организации и управлению цифровой бизнес-экосистемой предприятий гостиничного бизнеса в условиях обеспечения устойчивости их функционирования и развития. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать и систематизировать подходы к пониманию сущности и содержания понятия «устойчивое развитие» в отношении предприятий гостиничного бизнеса;
- предложить более широкую и конкретизированную трактовку критериев и направлений устойчивого развития применительно к специфике гостиничного бизнеса;
- раскрыть сущность и содержание ключевых трансформаций, происходящих в индустрии гостеприимства в условиях постпандемийной реальности и под влиянием перехода к цифровой экономике;
- обосновать актуальность и необходимость использования концепции бизнес-экосистем в сфере гостиничного бизнеса как формы организации взаимодействия гостиничного предприятия с партнерами, поставщиками, потребителями, местным сообществом и институциональной средой;
- разработать модель цифровой бизнес-экосистемы предприятий гостиничного бизнеса, сформулировать рекомендации по организации и управлению ее функционированием, показать и оценить ее эффективность как инструмента обеспечения устойчивости развития гостиничного бизнеса.
Гипотеза исследования заключается в том, что цифровая бизнес-экосистема позволяет установить устойчивые и гибкие связи между гостиничным предприятием и всеми заинтересованными сторонами в ходе формирования и реализации комплекса гостиничных и туристско-рекреационных услуг. Таким образом, данная концепция позволяет сформировать для клиента гостиницы более широкое туристическое предложение (по сравнению с традиционным пакетом, включающим проживание и питание), а сам турист, проживающий в гостинице, попадает в дружественную и открытую среду, получая доступ к широкому спектру услуг, достопримечательностей и иных активностей в месте пребывания. Представляется, что гостиница (отель, средство размещения), являясь объектом интереса туриста в месте пребывания, получает возможности сформировать вокруг себя как центрального звена бизнес-экосистемы локальную совокупность представителей различных направлений туристского бизнеса из числа местных предпринимательских структур, что, в свою очередь, позволит диверсифицировать и индивидуализировать собственное уникальное пакетное предложение, обеспечивая устойчивые клиентские и финансовые потоки.
Таким образом, дальнейшие научные исследования, связанные с современными проблемами и перспективами развития гостиничного бизнеса, представляются востребованным с научной и практической точек зрения.