У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается не только задержка речевого развития, но и проблемы с вниманием, памятью и быстрым истощением нервной системы. Они не способны в полной мере усваивать учебный материал. Поэтому необходимо создание определенных условий для организации работы по профориентации, которые определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи. Все наши действия преследуют конкретную цель. Чаще всего эта цель достигается выполнением нескольких взаимосвязанных действий. Эта цепочка действий называется алгоритмом. Алгоритм отвечает на вопрос «Что делать дальше?» и помогает ребенку подготовиться к выполнению задания и выполнить его. Как же помочь ребенку с ТНР освоить различные формы и типы игры, различать условные и реальные ситуации и подчиняться различным социальным правилам и нормам?
Формирование обобщенных представлений о важности труда взрослых требует от детей, прежде всего, четкого представления о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий конкретную цель – удовлетворение конкретной потребности. В формировании этих навыков у детей дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление детей с алгоритмами и развитие их алгоритмических умений. Поскольку алгоритм является правилом, он является образцом выполнения в строго определенной последовательности некоторой операционной системы, которая ведет к решению задачи.
Основная трудность приобщения детей к профессиям заключается в том, что значительная часть работы взрослых недоступна для непосредственного наблюдения, с помощью ИКТ можно моделировать различные профессиональные ситуации. Символические и модельные инструменты помогут развить творческие и познавательные способности у детей дошкольного возраста, а также будут способствовать формированию навыков самостоятельности и планирования, помогут развить ассоциативное мышление, воображение и зрительную память. Зрительно-образная память преобладает в дошкольном возрасте, и запоминание часто бывает непроизвольным. Алгоритмы позволяют быстро запомнить, а затем правильно выполнить порядок работы.
У детей с нарушениями речи в процессе коррекции звукопроизношения наблюдаются особые трудности, поэтому коррекция звукопроизношения занимает большое количество времени и запоминание часто приводит к негативу, замкнутости и отказу ребенка от занятий. Метод наглядного моделирования помогает ребенку визуально представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение,), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как задачи мышления решаются с преобладающей ролью внешних средств, визуальный материал усваивается лучше словесного. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых мы используем пособие «Алгоритмы ролевого поведения детей 5–6 лет в сюжетно-ролевых играх», оно помогает ребенку договориться, готовить необходимые атрибуты, развивать сюжет. Каждый шаг алгоритма представлен с использованием изображения, соответствующего той или иной профессии. Прежде чем вводить алгоритм в групповую среду, определяем потребность и информационную нагрузку выбранных алгоритмов. На первом этапе ввели отдельные элементы символов алгоритма, которые указывают предметы и действия. Объяснили детям принципы использования различных алгоритмов, показали, как и для чего их можно использовать. На следующем этапе карты алгоритма были подсказками для детей. В пособии используем информационный алгоритм, то есть ребенок воспринимает, обрабатывает и производит информацию об окружающем мире с помощью изображений и карт. Дети научились соотносить символы с объектами, с которыми они будут выполнять действия. Знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, легко усваиваются, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений. Организуя ролевую игру с помощью пособия «Алгоритмы ролевого поведения детей 5–6 лет в сюжетно-ролевых играх», дети узнают о правилах, установив последовательность действий, направленных на достижение желаемого результата. 5–6-летнего ребенка интересует не сама игра, а отношения между персонажами. Вот почему дети не любят брать на себя роли, которые они не понимают, «алгоритм» в доступной форме говорит ребенку, что это за профессия и как выполнять ролевое действие в этой игре. Само слово «алгоритм» подразумевает четкую реализацию действий, ведущую к решению цели в любой области знаний. Например, сюжетная ролевая игра «Строим дом». Чтобы расширить содержание понятия «игровое взаимодействие», детям давали карты, определяющие игроков конкретной игры. Информационная карта содержит изображения, какие игровые роли могут быть в этой игре: каменщик, монтажник, установщик, крановщик, плотник, сварщик. После выбора ролей ребенок брал карту выполнения своей роли, на которой изображены картинки, побуждающие отвечать на вопросы: «Кто может играть роль?» (мальчик или девочка), «Какая одежда нужна, когда вы играете роль?», «Какие инструменты нужны», «Ролевое действие», «Результат выполнения роли». Также даются карты-маркеры, (знаки) игрового пространства, игровой материал, указывающий место действия, среду, в которой оно происходит, предметы, используемые в игре, и стрелки, указывающие последовательность действий. В последствии, научившись работать с картами, дети самостоятельно выбирали сюжет игры, называли и распределяли роли игры.
Опираясь на алгоритмы, дети научились работать с ними и планировать свои действия в игре. Использование игровых карточек дало возможность ребенку составить алгоритм любого ролевого поведения. К концу года у детей сформировалась система знаний о многих профессиях, появились интересы и отношение к определенным видам деятельности. Такая склонность детей к определенным ролям, играм, видам работы свидетельствует о первых проявлениях «профориентации» в развитии личности ребенка.
В результате использования пособия «Алгоритмы ролевого поведения детей 5–6 лет в сюжетно-ролевых играх» у детей с ТНР гораздо быстрее формируется представления о разных профессиях, развиваются психические процессы, самостоятельность при выполнении заданий, обогащается активный словарный запас.