Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Трудности обучения английских модальных глаголов на неязыковых факультетах

Трудности обучения английских модальных глаголов на неязыковых факультетах

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

преподавание английских модальных глаголов
неязыковые факультеты
учебный процесс

Аннотация статьи

В статье рассматриваются трудности в преподавании английских модальных глаголов на неязыковых факультетах.

Текст статьи

Модальные глаголы – это одна из грамматических тем, в которой даже студенты отличники могут найти множество противоречий и недоумевать. Как их употреблять, почему к ним не применяются никакие правила, действующие для других глаголов? Всем известно, что модальные глаголы, например, must или ought (to), не могут использоваться в прошедшем времени. Тем не менее есть примеры, такие как:

  • You must have been very busy yesterday evening, because I phoned you three times and you didn’t pick up the phone. / Шояд ту шоми дирӯз хеле банд будӣ, зеро ман ба ту се маротиба занг задаму ту ҷавоб надодӣ.
  • The problem ought to have been resolved in a timely manner in accordance with the law. / Муамморо мебоист саривақт, дар чаҳорчӯбаи қонун ҳал кард.

Почему несмотря на такие правила употребления, есть и глаголы, тоже с модальным значением, такие как need (но и значение глаголов want, know, тоже характеризуется модальностью), и они принимают показатель -s в третьем лице ед.ч. и имеют формы прошедшего времени и причастия, могут употребляться в будущем времени с глаголом will.

Модальные глаголы всегда стоят в настоящем времени (даже в контексте будущего времени), однако некоторые из них могут принимать прошедшую форму: can – could; may – might, must – had to. В отрицательных и вопросительных предложениях модальные глаголы не употребляются со вспомогательными, за исключением have to.

В других случаях к ним относят очень небольшую группу собственно модальных глаголов. Но дают несколько типов значений. Это и долженствование, и вероятность действия, которое тоже может создать путаницу. В большом справочнике Quirk R., Greenbaum S.Leech Jeoffrey, Jan Svartvik A Comprehensive Grammar of the English Language модальные глаголы включаются в группу глаголов вспомогательных функций, и среди этих глаголов есть центральные модальные глаголы – как раз наша группа собственно модальных глаголов, маргинальные модальные глаголы (need, dare, used to и т.п.), модальные идиомы (had better, would rather, be to, have to),

А.И. Смирницкий выделял особую древнюю группу претерито-презентных глаголов в индоевропейском языке, которые входили в подобную группу в общегерманском языке и остались в современном английском языке как модальные глаголы:

Настоящее времяПрошедшее время
maymight
cancould
willwould
shallshould
must-
ought-

В германских языках претерито-презентные глаголы как будто застыли в какой-то форме прошедшего времени [6, с.265-268].

В древнейший период существовало три основных способа выражения грамматических категорий в глаголе:

  • чередование гласных в корне;
  • суффикс основы и чередование в них;
  • окончания.

Например, прошедшее время так называемых неправильных глаголов образуется как раз с помощью чередования гласных в корне. В древнегерманских языках -e – характеризовало основу презенса; o – основу перфекта в ед.ч. Для основы перфекта множ. ч. была характерна нулевая огласовка. В германских языках это могло выражаться в том, гласного не было, то есть -()- или мог быть гласный -u-. -ů-, который зачастую возникал рядом с сонорным согласным. Гласный -ů- соответствует нулевой огласовке, то есть нулевой гласный [6, с.284]. Например, у глагола must, как мы видим, нулевая огласовка u соответствует тому, что нет гласного. Он похож на неправильные глаголы cut или burst, у которых как в презенсе, так и в претерите (то есть в настоящем и прошедшем времени) нулевая огласовка. Глагол can тоже нам напоминает претерит сильных глаголов. Сравните наше begin-began- begun или shrink – shrank – shrunk. Форма can по огласовке соответствует формам began или shrank.

В древнем английском использовали глагол durran You dear not speak to me like that! В современном английском языке такой глагол есть, но он не является собственно модальным, так как у него могут быть все формы. Например: He doesn’t dare face him. Или: If the marquis were here, he wouldn’t have dared.

Основные модальные глаголы, которые мы сталкиваемся в современном английском языке may, must, can, will, shall, would, should, ought to. Остальные глаголы и выражения с модальным значением, такие как need, have to, be able to, be to, be obliged to – не входят в эту группу, так как они не восходят к претерито-презентным глаголам, у них есть и формы прошедшего времени. И у них будет отдельная форма единственного числа, 3 л. презенса. (He needs, He has to, he is able to) Они могут употребляться в будущем времени с глаголом will. Но модальное значение у них у всех, конечно же, есть.

В работе со студентами нужно уточнять, что имеется в виду под модальным значением глагола, так как термин «модальность» используется и в психологии, и в философии, и даже в биологии и программировании. В лат. слово modalis означает «модальный» или есть еще лат. modus – «мера, способ». Модальность как семантическая категория, выражает отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. То есть все значения «должен, хочу, умею, знаю», и т.д. – модальные.

Тем не менее модальные глаголы могут выражать не только модальные значения. Например: It’s 6 o’clock. He must be going home now. / Соат аллакай 6 бегоҳ. Вай шояд аллакай ба хона баргаштааст. You can’t have eaten all these cakes. There were too many. / Наход ту ҳамаи шириниҳоро хӯрда бошӣ? Онҳо зиёд буданд? It will take me no more than 2 hours. / Ин танҳо 2 соат вақти маро мегирад.

Здесь глагол will используется просто как вспомогательный, выражающий будущее время. Когда-то в незапамятные времена, will сохранял свое первоначальное значение – «хотеть, изъявлять волю» возможно, фраза I will do this значила: «Я хочу это сделать».

В приведенных ниже примерах реализуются не модальные значения:

He could have been at home at this time yesterday. I just didn’t phone him. / Шояд вай дирӯз дар хона буд. Ман ба вай занг назадам. It can’t have taken him more than half an hour. / Ба ин як соат вайт сарф карданаш мумкин набуд. (невероятно, чтобы это у него заняло больше получаса.) She must have done badly. That’s why she never spoke about it. / Шояд вай аз ӯҳдаи ин кор надаромада бошад. Барои ҳамин чизе намегуфт. She may have/ might have spoken to her parents about our school trip. / Шояд ӯ ба волидайнаш дар бораи сайёҳати мо гуфта бошад.

Значения модальных глаголов в этих случаях можно обобщить как вероятностные. Значит, если в модальных глаголах реализуются их модальные значения, то прошедшее время либо отсутствует must -, либо образуется с помощью чередования гласных в корне и суффикса основы – may – might, can – could.

Подводя итог скажем, что модальные глаголы составляют особую группу глаголов, которые восходят к индоевропейским претерито-презентным глаголам, и, как правило, имеют параллели во многих индоевропейских языках. Кроме собственно модальных глаголов есть большая группа глаголов с модальным значением, эквивалентов модальных глаголов. Модальное значение указывает не на действие, а на какое-то более или менее длительное состояние – «человек в состоянии знания, умения, долженствования». Модальный глагол с перфектным инфинитивом употребляется в вероятностном значении «скорее всего, возможно, вряд ли». Но модальные глаголы со значением «следовало бы» – should, ought to – могут использоваться в этом значении с перфектным инфинитивом для обозначения прошлого действия.

Таким образом, целесообразно объяснять обучающимся понятие модальности при объяснении модальных глаголов и отделять случаи, когда модальные глаголы выражают разные значения – вероятностные, модальные, выступают в качестве вспомогательных глаголов для выражения будущего времени. Удобно бывает прибегать в объяснениях к истории языка и этимологии, так как обучающиеся гораздо лучше знакомы с фактами своего языка и могут найти схожие элементы и даже правила в родном языке.

Список литературы

  1. Английский язык для гуманитариев: Учебник / Под ред. М.В. Золотовой, И.А. Горшеневой. М.: Юнити, 2016. 368 c.
  2. Бархударов Л.С. Грамматика английского языка. М., 1960. 425 с.
  3. Забони адабии ҳозираи тоҷик (ЗАҲТ). Лексикология, фонетика ва морфология. Қ. 1. Душанбе: Ирфон, 1983. 450 с.
  4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранному языку. М.: Просвещение, 1991. 278 с.
  5. Смирницкий А.И. Древнеанглийский язык. М, 1998. 319 с.

Поделиться

56

Холмуродова Г. Р., Аюбзода М. З. Трудности обучения английских модальных глаголов на неязыковых факультетах // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 136-139. URL: https://apni.ru/article/10796-trudnosti-obucheniya-anglijskih-modalnyh-glagolov-na-neyazykovyh-fakultetah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января