В соответствии с официальными данными Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в последние годы в нашей стране наблюдалась устойчивая тенденция роста числа детей в возрасте до 14 лет, страдающих болезнями глаза и его придаточного аппарата, а также повышение средней продолжительности жизни и увеличения доли пожилых людей, которые весьма предрасположены к различным глазным заболеваниям [9]. Вследствие этого можно предположить, что емкость сегмента российского фармацевтического рынка, включающего офтальмологические лекарственные препараты, в ближайшее время будет возрастать в связи с увеличением потребности населения и учреждений здравоохранения в качественном лекарственном обеспечении. В связи с этим весьма актуальным представляется анализ основных тенденций на российском рынке офтальмологических препаратов и оценка перспектив его развития, особенно учитывая тот факт, что в открытых источниках результаты маркетинговых исследований, посвященных данному сегменту фармацевтического рынка, практически отсутствуют.
Исследование базировалось на данных аудита розничных продаж и госпитальных закупок, а также аудита льготного лекарственного обеспечения в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем офтальмологические лекарственные препараты, в 2012-2019 гг., предоставленные исследовательской компанией DSM Group. Исходные данные представляли собой информацию об объемах продаж лекарственных препаратов для лечения заболеваний глаз в натуральных и стоимостных показателях, представленных с годовой периодичностью. Для определения средней цены за год по каждому торговому наименованию лекарственного препарата без учета компании-производителя была использована формула среднеарифметической взвешенной. В качестве основного метода для анализа динамики цен использовался индексный метод, основанный на построении и расчете ценовых индексов [2, с.17]. Под индексом цен понимается относительный показатель, характеризующий изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности [1,с.100; 10, с.510]. Для анализа ценовых изменений по отдельным товарным группам и в целом на российском рынке офтальмологических препаратов рассчитывались три вида индексов – индекс средневзвешенных цен, индекс цен и индекс структурных сдвигов [7, с.6]. Индекс средневзвешенных цен отражает не только изменения собственно цен, но и структуры продаж. Индекс цен, показывающий изменение исключительно цен без влияния структурных изменений, рассчитывался по среднеарифметической взвешенной формуле Ласпейреса. Для оценки влияния изменения структуры продаж на динамику средневзвешенных цен определялся индекс структурных сдвигов, который рассчитывался путем деления индекса средневзвешенных цен на индекс цен.
На основе данных розничного и госпитального аудита, а также аудита льготного лекарственного обеспечения были рассчитаны объемы продаж в сегменте российского фармацевтического рынка, включающем офтальмологические лекарственные препараты, которые в 2019 г. составили в денежном выражении 30988,724 млн. руб., а в натуральном – 129,649 млн. упаковок. При этом за анализируемый период времени (с 2012 г. по 2019 г.) для рассматриваемого сегмента российского фармацевтического рынка была характерна положительная динамика: объемы продаж офтальмологических препаратов увеличились как в денежном выражении в 2,16 раза, так и в упаковках на 6,3%. Следует отметить, что рост рынка в стоимостном выражении является устойчивым и ежегодно составлял 5-20%, что обусловлено как увеличением потребления офтальмологических препаратов, повышением цен на них, а также смещением потребительского спроса в сторону более дорогих лекарств. В то же время для объема продаж в натуральном выражении было характерно снижение в 2013 г. и 2019 г., объясняющееся непростой экономической ситуацией, однако, даже несмотря на это, в целом за анализируемый период времени ежегодный объем реализации офтальмологических препаратов в упаковках увеличился.
В результате анализа продаж офтальмологических препаратов на российском рынке, проведенного в разрезе подгрупп АТХ-классификации, было установлено, что наибольшие объемы реализации в натуральном выражении были характерны для подгрупп [S01A] «Противомикробные препараты», [S01X] «Прочие препараты для лечения заболеваний глаз» и [S01E] «Противоглаукомные препараты и миотики», которые в 2019 г. составили соответственно 47,658, 40,470 и 19,126 млн. упаковок. Практически во всех фармакотерапевтических подгруппах офтальмологических препаратов за анализируемый временной период объемы продаж в упаковках выросли, причем наиболее существенно это произошло в подгруппе [S01L] «Препараты, применяемые при сосудистых нарушениях в офтальмологии», в которой объем реализации увеличился почти в 9 раз благодаря росту потребления препаратов Луцентис и Эйлеа, появившихся на российском фармацевтическом рынке сравнительно недавно и используемых для лечения возрастной макулодистрофии. В то же время в подгруппе [S01F] «Мидриатики» произошло существенное снижение объема продаж, который уменьшился с 10,376 до 2,315 млн.упаковок. Уменьшение продаж мидриатиков главным образом было обусловлено сокращением объемов реализации таких лекарственных препаратов как Атропин, Мидриацил, Тропикамид и Цикломед. Можно предположить, что снижение продаж Атропина и Мидриацила произошло вследствие экономической нецелесообразности их производства и реализации, поскольку эти лекарственные препараты некоторое время продавались по ценам ниже себестоимости [5, с.14]. Объемы продаж Тропикамида и Цикломеда уменьшились еще более значительно, поскольку в 2012 г. они составляли соответственно 7,169 и 1,176 млн. упаковок, а в 2019 г. – 93,115 и 138,504 тыс. упаковок. Снижение объемов реализации этих двух лекарственных препаратов можно объяснить тем, что в связи с участившимися случаями их использования в немедицинских целях в виде внутривенных инъекций в дозах, превышающих терапевтические, они были включены в Перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 апреля 2014 г. № 183н [6, с.13]. В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2019 г. № 667 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» Тропикамид был включен в список сильнодействующих и ядовитых веществ, и его безрецептурный отпуск с 1 декабря 2019 г. является уголовным преступлением, то в ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшее сокращение продаж данного офтальмологического препарата.
По продажам в денежном выражении лидируют офтальмологические лекарственные препараты, включенные в подгруппы [S01E] «Противоглаукомные препараты и миотики», [S01X] «Прочие препараты для лечения заболеваний глаз» и [S01A] «Противомикробные препараты», объемы реализации которых в 2019 г. составили соответственно 9072,862, 6807,042 и 5043,501 млн.руб. С 2012 г. по 2019 г. наиболее существенно выросли объемы продаж лекарств в подгруппах [S01L] «Препараты, применяемые при сосудистых нарушениях в офтальмологии» и [S01B] «Противовоспалительные препараты», которые увеличились в 9 раз и 3,5 раза соответственно.
Среди всех фармакотерапевтических подгрупп офтальмологических препаратов наиболее высокие средние цены, равные 46178,63 руб. за упаковку, характерны для подгруппы [S01L] «Препараты, применяемые при сосудистых нарушениях в офтальмологии», что неудивительно, поскольку, как было отмечено выше, в нее включены дорогостоящие импортные лекарства, используемые для лечения возрастной макулодистрофии. Самым низким уровнем цен отличаются подгруппы [S01A] «Противомикробные препараты» и [S01H] «Анестетики местные», в которых средневзвешенная цена составляет 105,83 и 125,91 руб. за упаковку. Что касается ценовой динамики, то наиболее высокими темпами растут цены на лекарственные препараты в подгруппах [S01C] «Противовоспалительные препараты в комбинации с противомикробными препаратами», [S01G] «Деконгестанты и антиаллергические препараты» и [S01E] «Противоглаукомные препараты и миотики», в которых базисные индексы цен в течение 2012-2019 гг. составили соответственно 189,84%, 182,19% и 157,90%. В целом следует отметить, что во всех подгруппах АТХ-классификации, кроме подгруппы [S01J] «Диагностические препараты», наблюдается рост цен.
Среди торговых наименований офтальмологических лекарственных препаратов, лидирующих по объему продаж в натуральном выражении, присутствуют в основном лекарства, входящие в подгруппы [S01A] «Противомикробные препараты» и [S01X] «Прочие препараты для лечения заболеваний глаз». В 2019 г. наибольшие объемы продаж были характерны для Тауфона (S01X), Таурина (S01X) и Тетрациклина (S01A), которые составили соответственно 19,018, 8,059 и 7,181 млн. упаковок. По объемам продаж в денежном выражении в 2019 г. лидируют такие препараты как Тауфон (S01X), Эйлеа (S01L) и Офтан Катахром (S01X) с показателями, равными 2350,846, 2054,773 и 1475,539 млн.руб. Следует отметить, что в составе 10 торговых наименований офтальмологических препаратов, лидирующих по объемам продаж как в натуральном, так и в денежном выражении, в течение периода с 2012 г. про 2019 г. произошли серьезные изменения. Из 10 офтальмологических препаратов, лидировавших на российском рынке по объемам продаж в натуральном выражении в 2012 г., в 2019 г. осталось только 7, а рейтинг лидеров по объемам продаж в денежном выражении за аналогичный временной период поменялся ровно наполовину. Это свидетельствует о значительных структурных изменениях в сегменте российского фармацевтического рынка, включающего офтальмологические лекарственные препараты.
Соотношение объемов продаж офтальмологических препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и не включенных в него, на протяжении всего периода исследования было достаточно стабильным, и в 2019 г. оно оказалось равным 29,46% на 70.54% в натуральном выражении и 25,89% на 74,11% в стоимостном выражении. В целом за период с 2012 г. по 2019 г. цены на регулируемые лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, выросли на 1,7%, а цены на лекарства, не включенные в данный Перечень, увеличились гораздо значительнее – на 70,5%. При этом уровень и динамика цен для офтальмологических препаратов нерегулируемого перечня оказались намного выше, чем для препаратов, входящих в Перечень ЖНВЛП. Так, в 2019 г. средневзвешенная цена за упаковку для лекарственного препарата, используемого для лечения заболеваний глаз и включенного в Перечень ЖНВЛП, была равна 210,03 руб., а для офтальмологического препарата, не входящего в данный Перечень, она составила 215,13 руб., а базисные индексы роста цен, рассчитанные за весь период исследования с 2012 г. по 2019 г. оказались равны 108,84% и 165,73% соответственно. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности механизма государственного регулирования цен, способствующего сдерживанию роста цен на офтальмологические лекарственные препараты регулируемого перечня, однако, ответственным органам исполнительной власти следует продолжить проводить регулярный мониторинг ценовых изменений с целью выработки дополнительных управленческих решений, которые смогли бы обеспечить замедление повышения цен на лекарства, не включенные в Перечень ЖНВЛП, вызывающего серьезные опасения [3, с.34; 4, с.20].
Российский рынок офтальмологических препаратов, как и отечественный фармацевтический рынок в целом, являются крайне импортозависимыми. Доля отечественных лекарств в натуральном выражении в 2019 г. составила 55,77%. В то же время, доля отечественных препаратов в упаковках на рынке офтальмологических препаратов оказалась меньше, чем на российском фармацевтическом рынке в целом, где она в 2019 г. была равна 60,5%. В денежном выражении доля отечественных лекарств на рынке офтальмологических препаратов в 2019 г. была значительно ниже, чем в упаковках, и составила 19,75%. Данный показатель также оказался ниже по сравнению с долей лекарственных препаратов российского производства на фармацевтическом рынке России в целом, где она достигла 30% [8, с.10]. Такое различие можно объяснить тем, что стоимость одной упаковки отечественного препарата офтальмологических препаратов составляет 84,65 руб., тогда как на российском фармацевтическом рынке в целом стоимость одной упаковки отечественного препарата равна лишь 131,13 руб. К положительным тенденциям, наблюдающимся на российском рынке офтальмологических препаратов в течение 2012-2019 гг., можно отнести небольшой рост доли отечественных препаратов как в натуральном выражении (с 48,09% до 55,77%), так и в стоимостном (с 17,03% до 19,75%). Активный процесс импортозамещения происходит за счет сокращения продаж препаратов зарубежного производства и одновременного роста продаж отечественных офтальмологических лекарств. В результате сравнительного анализа уровня и динамики изменения цен на отечественные и импортные офтальмологические препараты было установлено, что средняя цена за упаковку импортных лекарств превосходила среднюю цену за упаковку отечественных лекарственных препаратов на протяжении всего периода исследования (с 2012 г. по 2019 г.) в 4,4 раза. Рост цен на импортные офтальмологические препараты также оказался выше, чем на отечественные, поскольку с 2012 г. по 2019 г. базисный индекс цен составил 155,60% и 120,11%, соответственно.
Оценивая перспективы российского рынка офтальмологических препаратов, можно отметить, что при сохранении имеющихся тенденций в ближайшее время следует ожидать дальнейший рост продаж лекарственных препаратов как в натуральном, так и в денежном выражении. На государственном уровне планируется оказание поддержки российским фармацевтическим производителям путем привлечения инвестиций, необходимых для разработки и выведения на рынок отечественных офтальмологических препаратов, без которых невозможно предоставление качественной и высокотехнологичной медицинской помощи. Продолжение реализации политики импортозамещения будет способствовать увеличению доли отечественных офтальмологических препаратов и создаст весьма благоприятные перспективы для российских фармацевтических производителей.