Использование инновационных технологий проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях
научный журнал «Актуальные исследования» #15 (18), август '20

Использование инновационных технологий проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях

В статье использование инновационных технологий проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях рассказывается об актуальности в современном обществе использования метода проектов. Исходя из опыта работы, раскрываются этапы проектной деятельности и их влияние на развитие ребёнка.

Аннотация статьи
проектная деятельность
метод проектов
технология проектирования
этапы проектирования
Ключевые слова

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной – все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

В связи с вышесказанным, актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиваться пассивная позиция в будущем (в школе, в жизни, когда при каждом столкновении с трудностями человек капитулирует.

Характер участия ребенка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству.

Мой проект называется «Что надо делать, чтобы быть здоровыми?»

На основе изученных проблем была выдвинута цель проекта, поставлены задачи, ожидаемые результаты. При организации проекта испытывала трудности, т.к. недостаточно методической литературы, как организовать проектную деятельность. Проект – это игра всерьез, результаты ее значимы для детей и взрослых. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

Проектная деятельность развивает инициативу у детей. Во второй младшей группе, мы учим детей задавать вопросы, решать простые проблемные ситуации, делать простейшие выводы.

В начале проектной деятельности важно организовать проблемную ситуацию для детей, а не предлагать свои варианты решения задачи. Трудность возникла, как сформулировать проблему, чтобы детям 3-4 лет было понятно и вызвало интерес, так как понятие «в здоровом теле здоровый дух» моим детям было непонятно.

Тогда я организовала игровую ситуацию «Помоги зайке сберечь здоровье». Зайка жаловался ребятам на то, что он часто болеет. Мои вопросы: «Как вы думаете, почему зайка часто болеет? Что надо ему делать, чтобы быть здоровым?». Ответы детей были разнообразны (он ест снег; не тепло одевается, а сейчас зима; чтобы не болеть надо пить лекарства, не надо гулять и т.д. и наконец Ксюша сказала: «Надо заниматься физкультурой».

Воспитатель: «Но он ничего не умеет. Что будем делать?» Решили зайку пригласить к нам в группу и показать, какие выполнять физические упражнения, как правильно мыть руки, кушать и т. д.

Затем, составила план-схему проекта, в которой были включены игровые ситуации, утренняя гимнастика с элементами босохождения, игры-экспериментирования, которые играют важную роль в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно- гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ. Упражнения с природным материалом (шишками)применяла не только в процессе любого занятия, но и в режимных моментах. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомительным делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия. В ходе проекта использовала упражнения с нестандартным оборудованием (например, «спираль», для укрепления опорно-двигательного аппарата и профилактики плоскостопия, проводила дидактические игры с использованием «зонтика здоровья», в процессе чтения художественной литература, закрепили с детьми навыки ЗОЖ. Вот всех мероприятиях дети активно участвовали, им было интересно, так как каждый хотел показать, научить зайку здоровому образу жизни.

Каждый ребенок участвовал с желанием, проявлял инициативу, относился серьезно ко всем действиям.

Разработав план работы с детьми, я сразу же разработала и план работы с родителями. Им объявлялась тема проекта, вывешивался план работы в родительском уголке, проводились консультации, подготовила папку-передвижку по теме проекта, активное участие родители приняли в фотовыставке «Что нас делает здоровыми?».

Результаты проекта обсуждались вместе со всей группой, что позволило детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствовало повышению самооценки. Задавала детям следующие вопросы: «Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? Что же надо делать, чтобы быть здоровыми?».

Ответы детей были следующими: «Да, надо обязательно соблюдать чистоту, правильно питаться, заниматься физкультурой и спортом, знать свое тело, любить и беречь его».

Таким образом, можно утверждать, что проектирование положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в дошкольные учреждения. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

Текст статьи
Ведется прием статей
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля