Главная
Конференции
Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации
Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов

Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание
деятельностная технология
индивидуализация обучения
проблемное обучение

Аннотация статьи

В статье описываются технологии духовно-нравственного воспитания студентов в педагогическом колледже, которые положительно повлияют на подготовку высококвалифицированного специалиста, а также личностно-профессиональное развитие студентов.

Текст статьи

Быстрое развитие технологий и средств коммуникации, однополюсная картина мира позволяют в настоящее время говорить о процессе глобализации в мировом сообществе. Это, с одной стороны, приводит к унификации и стандартизации мировых культур, а с другой стороны, повышает самосознание некоторых представителей национальных культур, выводит на первое место желание сохранить специфику и особенности своей культуры при уважении к представителям других культур и разумном приятии этих культур.

Как никогда велика роль учителя в воспитании подрастающего поколения с идейно-нравственными основами.

Урок в педагогическом колледже – это особый урок, он должен приносить студентам радость, гласит известная методическая аксиома. Весь арсенал педагогических средств направлен сегодня на достижение этой цели: интерактивные и виртуальные средства, использование новых технологий.

Воспитание личности будущего педагога – сложный и противоречивый процесс вхождения в жизнь общества, становления развитой личности, формирования производительных сил общества. После каждого урока обучающийся выходит другим, изменившимся, и необходимо, чтобы эти изменения внутри обучающегося были направлены к добру, гармонии. Ведь не секрет, что на уроке каждая минута может быть «воспитательным моментом». А воспитывает учитель и своим предметом, и своим поведением и своей личностью.

Достижение целей духовно-нравственного воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы подростков. Сегодня при обучении студентов актуален воспитательный процесс, особенно для педагогических специальностей. Обращаясь к педагогической литературе по данной проблеме, находим разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления, что придает педагогической теории прикладной характер.

Технологии – это содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса при эффективном подборе форм, методов, приемов и средств для решения поставленных задач. В структуру педагогической технологии входят: организация образовательного процесса; методы и формы деятельности; деятельность педагога по управлению процессом освоения передаваемых знаний и умений; диагностика образовательно-воспитательного процесса.

Для выбора технологии духовно-нравственного воспитания студентов необходимо: определить ожидаемый результат от использования технологий; внутреннюю мотивацию педагога к подбору и освоению технологии, диктуемую пониманием профессиональных дефицитов и осознанием проблемы духовно-нравственного воспитания: ресурсное обеспечение или соответствующие условия для реализации образовательно-воспитательных технологий.

Важно заложить навыки и желание учиться на протяжении всей жизни; сформировать коммуникативные навыки, умение понимать себя и других; создать условия для развития инициативы, самостоятельности, ответственности, положительных личностных качеств учащихся и творческих потребностей. Для этого выбирают инновационные технологии, где учащиеся систематически включаются педагогом в процесс поиска решения новых для них проблем, самостоятельно добывать и применять знания на практике. В структуру педагогической технологии входят: организация образовательного процесса; методы и формы деятельности; деятельность педагога по управлению процессом освоения передаваемых знаний и умений; диагностика образовательно-воспитательного процесса.

Хотелось бы остановиться на деятельностной технологии – это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя. Студенты систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности. Методически правильно созданная проблемная ситуация обеспечивает возникновение у студентов познавательного интереса, развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.

Индивидуализация обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой: педагог взаимодействует лишь с одним студентом; а один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуальный подход позволяет ориентироваться на индивидуальные особенности обучающегося в общении с ним и в процессе обучения.

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Используем технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения, направленные на развитие культуры здоровья студентов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни, профилактике эмоционального выгорания через воспитательные беседы со студентами, через проведение релаксационных упражнений, методами убеждения и собственным примером. Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Педагогическая технология проектов позволяет повышать мотивацию изучения предметов школьной программы, способствует восприятию учебных предметов в комплексе, во взаимосвязи друг с другом даёт опыт принятия решений, заставляет самостоятельно делать выбор.

Таким образом, использование современных технологий обучения на уроках в педагогическом колледже способствуют духовно-нравственному воспитанию личности студента, определению отношения к самому себе, другим людям и своей профессиональной деятельности.

Поделиться

56

Бабакина А. Н., Калашникова Н. И., Трухачёва Л. В., Трухачева С. Н. Современные технологии духовно-нравственного воспитания студентов // Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10828-sovremennye-tehnologii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января