Главная
АИ #51 (233)
Статьи журнала АИ #51 (233)
Развитие пространственного мышления

Развитие пространственного мышления

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

пространственное мышление
графические изображения
мыслительная деятельность
математическая модель

Аннотация статьи

Пространственное мышление играет одну из важнейших ролей в развитии человека в современном обществе и помогает улучшать интеллектуальные возможности, позволяя выводить мозговую деятельность на небывалые ранее высоты.

Текст статьи

Человек с малых лет начинает мыслить не стандартно, развивая свою фантазию и пространственное мышление. Что в дальнейшем ему помогает ориентироваться на местности и решать более сложные задачи. Таким образом он осознает себя в обществе и создает креативные, динамические проекты.

Наш мир является пространственно организованным, и пространственные представления и понятия помогают нам жить в этом мире, так как отображают объективно существующие в природе пространственные отношения. Одним из специальных свойств пространственных материальных систем является конкретная форма и размеры [3].

Мы остановимся подробно на пространственном мышлении. Известный российский психолог И. С. Якиманская считает, что пространственное мышление является одним из профессионально важных качеств, «существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям» [1]. А также пространственное мышление помогает в ориентировании на местности и преобразовать различные объекты в трехмерный вид. Благодаря этому возможно преуспевать в изучении более сложного материала.

Большое количество экспериментов позволило сделать удивительное открытие: если только смотреть, но не действовать, восприятие не меняется. Когда людей возят в кресле-каталке и дают им то, что требуется, – сами они не ходят и не дотягиваются [2].

Условные графические изображения помогают познать скрытые особенности объекта: это чертежи, проекции, разрезы, эскизы, схемы. Знаковыми моделями являются химические и математические формулы. Это абстрагированная модель объекта, построенная на языке знаков, которые могут означать состояния, отношения и требуют распознания, а затем анализа, синтеза, создают некоторую приближенную картину реального процесса. Например, математическая модель после ее решения дает представление о колебательном процессе, о распространении тепла, о движениях жидкостей и газов и т. д. с заданной точностью [4].

Развитие пространственного мышления более актуально в улучшении цифровых технологий. Формирую взаимосвязь личностных и объективных качеств объектов благодаря чему образуя спокойный склад ума и визуального понимания реального мира. Но это зависит от овладения субъектом возможности способов представления.

Большинство современных авторов сходится на следующем определении пространственного мышления как специфического вида мыслительной деятельности, которая необходима для решения задач, требующих ориентации в пространстве, и основывается на анализе пространственных свойств и отношений реальных объектов или их графических изображений взаимодействии реальных объектов и пространственных свойств. Пространственное мышление обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве [5].

Известно, что пространственное мышление является тем базисом, на которым развиваются многие высшие психические функции. Неадекватность пространственных представлений приводит к существенным сложностям не только в осуществлении целенаправленных координированных движений, в оценке расстояния, пространственно различных признаков букв, в решении конструктивных задач, но и понимании разрядного строения числа и счетных операций.

Несмотря на то, что абитуриенты, поступающие в вузы, проходят целенаправленный отбор, в том числе и по признаку наличия пространственного мышления, уровень развития этого типа мышления у многих абитуриентов оставляет желать лучшего. В большинстве школ уже не преподается черчение, которое играло достаточно важную роль в формировании пространственного мышления, упрощается изучение геометрии, которая также играет достаточно важную роль в формировании этого типа мыслительной деятельности. Кроме этого, в психологии существует мнение, что условия развития личности также оказывают существенное влияние на развитие пространственного мышления и связанное с ней умение ориентации в пространстве. Так, например, люди, проживающие в горах, легче определяют размер объекта, расположенного внизу, чем объектов, расположенных вверху или перед ними. И наоборот: человек, живущий в долине, легче воспринимает размеры объектов, расположенных вверху, чем внизу. Конечно, в большинстве случаев развитие отдельных качеств интеллекта личности (в том числе развитость пространственного мышления) определяется ее генотипом. Так, например, врожденным талантом музыканта или писателя мы называем доминирование музыкального или вербального интеллекта. Тем не менее интеллект личности (и развитость ее пространственного мышления) не является постоянной величиной и способен развиваться путем постоянной практики и тренировок. Из определения пространственного мышления следует, что его основными свойствами являются умения мысленно создавать пространственные образы, оперировать ими и преобразовывать их, поэтому основой тренировок пространственного мышления могут стать:

  • преобразование пространственных образов, т. е. мысленное создание проекции пространственного объекта (преобразование трехмерного объекта в двумерный) и обратное преобразование – создание пространственного объекта по его проекциям (преобразование двумерного объекта в трехмерный);
  • оперирование пространственными объектами (вращение, перемещение, анализ пространственных объектов, их синтез);
  • оперирование плоскими объектами (анализ, синтез, определение размера плоского объекта, соотношений между плоскими объектами и др.).

Исходя из этих моделей мышления, следует разрабатывать в обучении проблемные задания, выполнение которых будет приводить к развитию соответствующей модели мышления. Основным фактором развития мышления курсанта является проблемное обучение, связанное с разрешением проблемных ситуаций. Такие учебные дисциплины, как черчение, начертательная геометрия, математика, специальные дисциплины, представляют собой «проблемное поле» профессионального мышления.

Несмотря на достаточно большое количество разнообразных заданий, позволяющих тренировать пространственное мышление и представление, до сих пор остается открытым вопрос о методике их использования. Во-первых, необходимо подбирать задания индивидуально, а порядок выполнения заданий может изменяться в зависимости от результатов выполнения предыдущих заданий. Во-вторых, необходимо определить степень влияния упражнений разных типов на составляющие пространственного мышления. Основная трудность здесь будет заключаться в том, что на данный момент нет надежных методик оценки, составляющих пространственного мышления – представления, зрительной памяти, умения оперировать пространственными образами. Решение этих задач должно составлять цель дальнейших исследований.

Список литературы

  1. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И.С. Якиманская – М. 1980 г.
  2. Барбара Тверски. Ум в движении. Как действие формирует мысль.
  3. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.
  4. Развитие профессионального мышления будущих инженеров. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnogo-myshleniya-buduschih-inzhenerov/viewer.
  5. Исследование в области развития пространственного мышления будущего военного летчика. https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-v-oblasti-razvitiya-prostranstvennogo-myshleniya-buduschego-voennogo-letchika.

Поделиться

37

Макаров М. В., Лихарев Д. В. Развитие пространственного мышления // Актуальные исследования. 2024. №51 (233). URL: https://apni.ru/article/10831-razvitie-prostranstvennogo-myshleniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января