В последние годы наблюдается тревожная тенденция к росту числа детей, страдающих от различных нервно-психических расстройств и речевых проблем. Это явление становится все более заметным в образовательной среде, где педагоги сталкиваются с учащимися, которые проявляют невнимательность, неорганизованность и трудности с сосредоточением на заданиях. Причины этих проблем часто коренятся в анатомических и функциональных особенностях мозга, что подчеркивает важность комплексного подхода к решению этих вопросов.
Современная наука, в частности нейропсихология, предлагает множество методов, направленных на коррекцию и развитие психических процессов у детей. Одним из таких методов являются нейроигры – специализированные игровые комплексы, которые помогают развивать ключевые психические функции, такие как память, внимание, мышление и координация движений. Нейроигры активизируют речевую деятельность, а также способствуют улучшению эмоционального фона и чувству ритма. Эти игры действуют через физические движения, что, в свою очередь, оказывает влияние на мозговые структуры.
Известные нейропсихологи, такие, как А. Р. Лурия и А. В. Семенович, подчеркивают, что с помощью специально подобранных нейроупражнений можно развивать и корректировать функции головного мозга, которые могут быть недостаточно сформированы или нарушены. Важным аспектом их работы является акцент на упражнениях, направленных на развитие крупной моторики, сенсомоторных навыков, межполушарного взаимодействия, пространственного ориентирования и зрительно-моторной координации.
Одной из главных задач применения нейроупражнений и игр с детьми дошкольного возраста является активизация речевого развития. Эти занятия не только способствуют улучшению речевых навыков, но и решают ряд других важных задач, таких как повышение общей работоспособности детей, снижение уровня утомляемости и рассеянности, улучшение мыслительных процессов, внимание и память.
Несмотря на то, что нейроигры могут показаться простыми и развлекательными, их эффективность научно обоснована и подтверждена практическим опытом. Они позволяют детям развивать навыки в игровой форме, что значительно повышает мотивацию и интерес к обучению. Этот подход особенно актуален для детей с особыми образовательными потребностями, которые могут испытывать трудности в традиционных учебных условиях.
Важно отметить, что нейроигры должны быть адаптированы под индивидуальные особенности каждого ребенка. Это означает, что педагоги и психологи должны учитывать уровень развития ребенка, его интересы и потребности. Индивидуальный подход позволяет максимально эффективно использовать потенциал нейроигр, что, в свою очередь, приводит к значительным улучшениям в психофизическом развитии детей.
Родители также играют важную роль в этом процессе. Они могут поддерживать занятия нейроиграми дома, что поможет детям закрепить полученные навыки и улучшить их общее развитие. Создание комфортной и поддерживающей среды, где ребенок чувствует себя свободно и может экспериментировать, существенно увеличивает шансы на успех.
Кроме того, стоит отметить, что нейроигры могут быть полезны не только для детей с проблемами развития. Они могут быть полезны всем детям, так как способствуют развитию критически важных навыков, таких как креативность, способность к сотрудничеству и социальные навыки. В условиях современного мира, где информация и технологии развиваются с огромной скоростью, такие навыки становятся все более важными.
Таким образом, нейроигры представляют собой многообещающий инструмент для поддержки и развития детей с нервно-психическими расстройствами и речевыми проблемами. Они помогают не только в коррекции существующих трудностей, но и в профилактике новых, создавая базу для успешного обучения и социализации. Важно, чтобы родители, педагоги и специалисты работали в тесном сотрудничестве, создавая комплексную систему поддержки для детей, что позволит им развиваться гармонично и успешно адаптироваться к окружающему миру.
Мы используем в своей работе следующие виды нейроигр и упражнений:
Нейротаблицы – это дидактические игры, которые направлены на развитие навыка концентрации внимания, а также на улучшение кратковременной памяти и расширение угла зрительного охвата. В этих играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разными: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д.
В эти игры можно играть всей группой на скорость, делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть и одному.
Нейрокуб
Чем полезна нейрогимнастика для дошкольников? Нейрогимнастика для детей (комплекс упражнений для тренировки мозга подбирается индивидуально) позволяет проводить качественную тренировку обоих полушарий головного мозга, а также способствует развитию когнитивных способностей. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений:
- улучшает функции долгосрочной памяти;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);
- снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
- активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
- способствует более активной подвижности кистей рук;
- развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
- снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
- повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
- развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
- обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
- предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Нейрогимнастика способствует ускоренному развитию ЦНС детей дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка.
Нейропрописи – это пособие для развития структур мозга, от которых зависит успешность обучения в школе. В книге прописей представлены упражнения для тренировки графических навыков, координации движений и мелкой моторики, стимуляции межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук. Пособие подходит для занятий с дошкольниками как для праворуких, так и леворуких детей. Упражнения расположены от простого к сложному, выполняются правой и левой рукой по отдельности, а также двумя руками одновременно. В пособие также включены стимулирующие и расслабляющие упражнения для глаз и для рук.