Государственный бюджет – это основной экономический план страны, который обеспечивает правительство средствами для эффективного выполнения своих обязанностей. Бюджет предлагает налоговую политику и обеспечивает страну необходимыми финансовыми ресурсами. Так же может быть использован в качестве мощного экономического инструмента для определения приоритетов расходов и перераспределения национального дохода и ВВП.
Бюджетные отношения являются неотъемлемой частью финансовой деятельности, включая финансовые и фундаментальные аспекты финансирования. Бюджет играет решающую роль в управлении распределением ВВП, обеспечении правового контроля за экономическими условиями, надзоре за финансированием образования и контроле за использованием бюджетных ресурсов.
Помимо распределительной функции, бюджет также служит инструментом контроля. Эта задача имеет первостепенное значение, поскольку требует от государства наличия возможностей для контроля за своевременным поступлением и использованием бюджетных средств. В этом контексте основой национального финансового надзора является мониторинг выполнения данных нормативных актов по объёмности зачисления доходной части и осуществлению полноты финансирования расходов расходной части.
Таким образом, роль национального финансового надзора заключается в руководстве деятельностью национальных регулирующих органов на всех уровнях государственного управления. Основанный на принципах научной методологии, национальный финансовый контроль, как экономическая информационная система, направлен на дополнение, устранение и систематизацию негативных явлений в широком спектре экономических процессов [10, с. 78-79].
Основу финансовой стратегии страны составляют государственная финансовая система Российской Федерации и государственный бюджет. Основная цель государственного бюджета заключается в концентрации и децентрализации процесса формирования и использования финансовых средств.
Бюджет – это процесс создания фондов и управления ими для оказания финансовой поддержки деятельности национальных и местных органов власти. Через государственный бюджет общество получает финансовую поддержку для деятельности правительственных учреждений, военной и общественной деятельности, экономических и социальных функций, которые определяются правительством.
В соответствии с общими принципами создания и функционирования бюджетной системы в России необходимо создать эффективную и единую систему управления государственными финансами в стране. Эта цель основана на хорошо структурированной системе финансового управления, которая основана на едином механизме регулирования и отдельном уровне регулирования. Данная система необходима для обеспечения законности всех бюджетных мер и оценки эффективности и доходности государственных средств на всех уровнях.
Соответственно, государственный финансовый контроль является фундаментальным аспектом государственного надзора, который необходим для успешного функционирования экономической системы Российской Федерации [2].
Важно отметить, что основным органом, осуществляющим внутренний надзор, является Федеральное казначейство. Это министерство наделено полномочиями по надзору за национальной экономикой. Другими словами, Федеральное министерство финансов располагает различными методами контроля. Это включает в себя мониторинг чрезмерного объема операций в соответствии с бюджетными обязательствами или ассигнованиями, проверку наличия документов, подтверждающих наличие долгов, и одобрение сделок. Именно поэтому внутренний контроль является практичным и непрерывным процессом, который включает в себя кадровые, управленческие и регулярные проверки.
Кроме того, Федеральное министерство финансов подготовило ежегодный план мероприятий по финансовому и бюджетному контролю и отчет об их выполнении. Федеральное министерство финансов также внимательно следит за своей деятельностью [7, с. 192-196].
В качестве нормативной базы государственный финансовый надзор регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, некоторыми решениями Правительства и отдельными законами каждого субъекта Российской Федерации.
В настоящее время не существует общепринятого правового определения государственного финансового надзора. В теории у многих ученых есть свои собственные интерпретации природы этого понятия и методов экономической теории, которые отражают их личные взгляды.
Павлова Л. Н. определяет финансовый надзор как практику мониторинга финансовых операций федерального бюджета и дополнительных федеральных средств, управления потоками капитала, использованием кредитных ресурсов, состоянием национального и международного государственного долга и национальных резервов [1].
Л. Н. Овсянников же понимает государственный финансовый контроль, как осуществление права государства на правовую защиту экономических интересов государства и экономических интересов его граждан [9, с. 51-57].
Соответственно, на сегодняшний день не выработано всеобъемлющего определения государственного финансового контроля, но все же отсутствие законодательного определения этого механизма не препятствует осуществлению основных законодательных функций.
В частности, в пункте 9 главы 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации описаны основные принципы государственного финансового контроля [3].
Государственный финансовый контроль также включает в себя налоговые, валютные и таможенные нормативные акты, решения Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства финансов и многие другие федеральные и министерские нормативные акты.
Итак, пункт 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации гласит, что основной целью государственного (муниципального) контроля является соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Сущность этого процесса разъясняется классификацией, предложенной в том же материале. Законодательные органы определяют категории внешнего, внутреннего, первоначального и последующего государственного контроля. Надзорные органы и их обязанности подчеркивают разницу между внешним и внутренним контролем.
Внешний контроль осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами Российской Федерации и ее муниципальных образований (п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Внутренний контроль осуществляется Федеральным министерством финансов, государственным финансовым департаментом, региональным органом исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 3.265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Это вопрос организации и структуры власти. Мы считаем, что для повышения эффективности и создания сетей и систем обмена знаниями нам необходимо установить более четкие ограничения на контроль над этими институтами [8, с. 28-36].
В этой связи органам финансового регулирования рекомендуется создать единую информационную платформу для обмена знаниями и опытом между ними и содействовать выполнению информационных задач, согласующихся с укреплением верховенства закона и гражданского общества.
В связи с этим рекомендуется создать интегрированную информационную систему органов финансового регулирования, которая будет способствовать своевременному обмену информацией между органами власти, выполнению информационных задач в рамках верховенства закона и укреплению гражданского общества.
Различия между предварительной и последующей деятельностью государственного финансового контроля включают в себя следующие отличия: первоначальный контроль – это предупреждение и профилактика нарушений бюджета Российской Федерации, которые носят превентивный характер, а последующий контроль – это предупреждение и профилактика нарушений бюджета Российской Федерации.
Очевидно, что обязательно наличие двух видов государственного финансового контроля. Система не может функционировать независимо друг от друга. Но я считаю, что первичный государственный контроль должен преобладать. Его разработка значительно повысит способность страны предотвращать административные и иные нарушения и эффективность борьбы с ними [6, с. 89-97].
Важно подчеркнуть, что действующее законодательство о государственном финансовом контроле основан на нормативных актах, касающихся государственного органа финансового надзора.
В настоящее время законопроект все еще находится в стадии разработки. Противоречивость этого положения создает основу для закрытого метода контроля за действующей бюджетной системой Российской Федерации, а также помогает в разработке положений о финансовом контроле в рамках основного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, законодательная база государственного финансового контроля системы финансового контроля на данный момент времени не отражает текущую экономическую ситуацию и роль правительства в финансовой сфере. Президент России поручил российскому правительству разработать законопроект о контроле за государственными финансами и внести его в Государственную Думу Российской Федерации. Законопроект должен установить принципы национального финансового надзора, создать единую правовую и методологическую базу для осуществления государственного финансового надзора в России, определить состав органов финансового регулирования, их обязанности, цели, направления деятельности и распорядок дня [5].
Закон гармонизирует государственную систему финансового надзора и координирует связь регулирующими органами. Однако процесс принятия закона на данный момент времени так и не завершено.
Кроме того, законодательная база управления государственными финансами на региональном уровне в России также сталкивается с определенными проблемами, связанные с правовой базой для контроля за государственными финансами. Принципы данного контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, Конституции Республик Российская Федерация и уставах областей, краев и муниципальных образований Российской Федерации.
Создание высшего компетентного законодательного органа финансового надзора является важным шагом в демонстрации зрелой и демократической системы финансового управления и внедрения международных стандартов для финансовых регуляторов, что также является необходимым условием. На местном уровне успешно функционирует контрольно-счетная палата существующего законодательного органа власти.
Однако из-за отсутствия единой основы для методов работы региональных счетных палат на федеральном уровне эффективная работа государственного финансового контроля, созданного законодательным органом, была затруднена еще и тем, что отсутствует четкое понимание функций государственного финансового контроля, что привело к существенным изменениям в принципах его формирования и функционирования на местном уровне.
Очевидно, что необходимо согласовать правовую базу с высшим органом финансового надзора. Это может быть достигнуто путем принятия федеральных законов, таких как Бюджетный кодекс Российской Федерации или федеральный закон «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации». Данные законы установят основные принципы создания и деятельности счетной палаты в России.
Из вышесказанного следует, что государственная система контроля первостепенно для управления государственными средствами и их использования. В России существует множество ведомств, которые отслеживают и предотвращают финансовые и бюджетные нарушения. Для обеспечения эффективного осуществления этих мероприятий необходимо создать интегрированную систему мониторинга, которая учитывала бы результаты деятельности различных регулирующих органов посредством всестороннего сотрудничества и единой методологической основы для реализации комплексных мер. Кроме того, следует внедрить систему показателей для оценки ее эффективности. Как видите, контроль за государственными финансами является неотделимой частью деятельности государственного контроля.