Семья является экономическим и социальным двигателем общества, изначальным воспитателем. Семья формирует будущее поколение – от ее образованности, социального статуса и здоровья зависит, каким будет общество. Нормальное функционирование семьи, ее благосостояние и устойчивость влияет на стабильность общества в целом. Семья для государства предстает как ячейка общества, в которой происходит появление новых участников, происходит их воспитание и первоначальное образование. Правильные семейные ценности формируют личность, которая в дальнейшем поможет в развитии государства.
Среди пользователей социальных сетей организаторы конкурса «Это у нас семейное» – нового проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – совместно с социологическим агентством «Вебер» (проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы») провели опрос. Россияне самым важным в своей жизни считают здоровье, безопасность и семью. К приоритетным достижениям относят крепкие родственные отношения, успехи в карьере, обучении, творчестве, спорте и заслуги в защите Отечества.
Однако в России продолжает рост количества разводов. «Согласно статистике российских ЗАГСов за первую половину года, на 360 тысяч браков приходится 318 тысяч разводов. Так, в 2024 году распадаются восемь браков из 10. В предыдущие годы распадались 60–70% браков. По данным издания Forbes, Россия занимает третье место среди всех стран по частоте разводов. На 1000 человек в России – 3,9 развода в год. Больше – только у Казахстана (4,6) и Мальдив (5,52)» [3, с. 44; 11].
Высокий уровень разводов в России обусловлен множеством факторов, включая социально-экономические проблемы, недостаток коммуникации и взаимопонимания между супругами, измену, насилие в семье, отсутствие совместных интересов и целей. Все эти факторы способствуют накоплению семейных конфликтов и в конечном итоге приводят к разводу. Высокий уровень разводов в России можно объяснить изменением социальных ценностей и представлений о семье. В современном мире семья часто рассматривается с чисто функциональной точки зрения, как социально-экономическая единица, игнорируя ее глубинную социокультурную роль и значение для формирования личности. Отсутствие понимания глубинного смысла семейных отношений, неспособность видеть в семье нечто больше, чем просто сожительство, способствует возникновению конфликтов.
Рост индивидуализма в современном обществе, характеризующийся приоритетом личных целей и потребностей, проявляется в усилении стремления к независимости, самореализации и достижению личного успеха, часто в ущерб семейным обязательствам и традиционным ценностям. Повышенная конкуренция на рынке труда и ориентация на карьерные достижения часто приводят к тому, что семья рассматривается как фактор, тормозящий самореализацию. Например, молодой специалист, стремящийся к быстрому карьерному росту, может отказаться от рождения детей или переложить большую часть семейных обязательств на партнёра, что приводит к напряжённости в отношениях и недовольству в семье. В результате он может чувствовать, что семья мешает ему сосредоточиться на карьере и достижении своих целей.
Однако это восприятие является упрощённым и не отражает полную картину. Крепкая семья обеспечивает необходимую эмоциональную поддержку и стабильность, которые являются ключевыми факторами для успешной самореализации. Чувство принадлежности, любви и принятия в семье позволяет человеку справляться со стрессами, рисками и неудачами, что положительно влияет на его психическое здоровье и способность достигать целей. Исследования показывают [2, с. 56; 9], что люди с сильной семейной поддержкой более устойчивы к стрессу и достигают больших успехов в профессиональной деятельности. Также в семье индивид учится взаимодействовать с другими, решать конфликты, брать на себя ответственность и развивать эмоциональный интеллект, что является важным аспектом успеха в любой сфере жизни.
Эффективные рабочие организации со сплочённым коллективом, используют в практике тимбилдинг (Тимбилдинг – инструмент налаживания коммуникации. Team building в переводе с английского означает «построение команды» или «командообразование». Простыми словами – это мероприятия, которые объединяют людей и помогают им стать командой). Такая команда достигает больших успехов благодаря совместной работе и взаимоподдержке. Аналогично семья может быть источником силы и поддержки, если её члены научатся эффективно взаимодействовать и работать в команде. В свою очередь, культурные мероприятия могут служить своеобразным «командообразованием», способствующим укреплению связей и взаимопониманию.
Культурные мероприятия действительно положительно влияют на атмосферу в семье. Среди положительных эффектов можно выделить следующее:
- Совместные посещения культурных мероприятий стимулируют общение и сближение. Можно использовать мероприятие как повод для разговора: после посещению театра или музея поговорите о сюжете, героях, идеях и ценностях, которые транслировались в мероприятии. Культура выступает как мост к взаимопониманию и сближению.
- Партнерское воспитание расширяет взгляд на семейные ценности и укрепляет отношения, что особенно важно для формирования гармоничной атмосферы в семье.
- Изучение богатой культуры страны и участие в культурных мероприятиях стимулирует отправить в путешествие по нашей стране, что в свою очередь, обогащает культурный опыт, повышает уровень эрудированности членов семьи и формирует положительный фон для ведения диалога.
- Посещение театров, музеев и выставок расширяет кругозор. Благодаря этому в семье растёт культурный уровень, который тот, в свою очередь, развивает духовные ценности. Также следует отметить, что участие в культурной жизни способствует поддержке и распространению значимости культуры, что в целом обогащает общество.
- Изучение достижений наших соотечественников в области искусства, науки, техники, и других сферах жизни позволяет нам осознать величие и значимость нашего наследия. Например, посещение Дома-музея Станиславского не только позволяет погрузиться в атмосферу творчества великого режиссёра, но и узнать о создании его актёрской системы. Эта система, которая повсеместно используется в театре, кино, и даже в других сферах жизни, является несомненным достижением российской культуры и источником гордости за наших соотечественников.
- Погружение в искусство развивает не только интеллект, но и эмоциональную восприимчивость, что улучшает взаимопонимание между членами семьи.
- Совместное посещение укрепляет эмоциональную связь. Искусство чаще всего фокусируется на чувствах, что в свою очередь, способствует укреплению семейных отношений и осознанности в эмоциональных взаимодействиях.
- Культурные мероприятия вдохновляют членов семьи на развитие творческих способностей. Искусство можно использовать для выражения эмоций.
Большинство родителей отметили, что им было бы интересно в Год семьи получить возможность посетить культурно-досуговые мероприятия для детей (концерты, театральные постановки и т. д. – 61%). ВТБ и ФК «Открытие» в конце июня 2024 года провели опрос о культурных предпочтениях и ожиданиях россиян. Согласно результатам, 31% опрошенных посещает мероприятия с периодичностью раз в полгода. Остальные цифры распределились так: 27% респондентов ходят на культурные события раз в 2-3 месяца; 15% – несколько раз в месяц; 2% – несколько раз в неделю. Доля опрошенных, которые вообще никогда не посещают культурные мероприятия, составляет 24%. В топ-3 предпочтительных форматов вошли: концерты – 57% хотели бы посещать именно их; городские фестивали (47%); выставки (40%). Граждане РФ хотели бы больше концертов, фестивалей и выставок, но многие не готовы покупать билеты дороже 2000 рублей.
Наиболее высокий уровень удовлетворенности культурной повесткой своего региона демонстрируют жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области (62%). В других субъектах РФ настолько однозначное мнение не складывается: респонденты разделились почти поровну на тех, кому культурных событий достаточно, и тех, кому не хватает [3, с. 44; 10].
Чтобы подтвердить результаты этого опроса окончательно, нашей командой было принято решение провести интервью на улицах Москвы – Тверской и Никольской. В опросе приняли участие семьи с детьми около 100 человек из разных уголков страны: Камчатского, Краснодарского края, Астраханской, Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Курской областей, города Санкт-Петербурга и Москвы.
Результаты опроса оказались неожиданными: Самая большая часть проводят в торговых центрах, 25% опрошенных за гаджетами. И лишь 15% респондентов рассказали, что посещают с детьми культурные мероприятия.
Нашей командой было принято решение провести социально-культурный эксперимент. Мы считаем, что совместное посещение членами семьи культурных мероприятий смогут наладить атмосферу в ней.
Основной целевой группой являются мужчины и женщины от 25 до 45 лет, состоящие в браке, с детьми дошкольного и школьного возраста. Также выделяем аудиторию молодых людей от 25 до 40 лет, творческих профессий. В исследовании приняла участие одна семья, состоящая из мужа, жены и ребёнка 12 лет. Семья выбрана путём участия в кастинге под необходимые нами критерии: наличие заявленных родителями проблем с семейным досугом и взаимопониманием.
В рамках изначальной оценки атмосферы в семье было проведено интервью с родителями, которые подтвердили наличие значительного количества конфликтов и недостаток общих интересов для совместного времяпрепровождения. В течение всего периода эксперимента, который длился полгода, велось систематическое наблюдение за взаимодействием членов семьи во время посещения культурных мероприятий и в бытовой жизни. Регистрировались частота и характер конфликтов, эмоциональное состояние членов семьи, их взаимодействие друг с другом.
До и после каждого посещения культурного мероприятия члены семьи заполняли анкеты, содержащие вопросы об их настроении, уровне удовлетворённости мероприятием, и о том, как посещение мероприятия повлияло на их отношения друг с другом. В анкетах использовались как открытые, так и закрытые вопросы, включая шкалы Ликерта для оценки уровня согласия с утверждениями. Например, на вопрос «Как вы оценили семейную атмосферу после посещения театра?», использовалась шкала от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо). До и после эксперимента были проведены интервью с членами семьи, которые были направлены на выявление изменений в семейной атмосфере, в отношениях между членами семьи и в их восприятии семейного досуга. Интервью фокусировались на вопросах о совместном проведении времени, изменении эмоционального фона, и о том, как посещение мероприятий повлияло на общение в семье.
Интервью были записаны и опубликованы в формате реалити-шоу на нашей странице Вконтакте.
В рамках исследования были посещены следующие культурные объекты: театр Куклачёва (цель: повышение эмоционального тонуса и совместного позитивного опыта), концерт барочной музыки вокально-инструментального ансамбля «Вокализ» (цель: стимуляция интеллектуального общения и развитие эстетического вкуса), урок вокала (цель: развитие совместной деятельности и укрепление эмоциональной связи), спектакль «Бесприданница» VS театра (цель: стимулирование обсуждения сложных тем и развитие эмпатии), экскурсия по выставке современного искусства музея «Куб» (цель: развитие креативности и нестандартного мышления), парк Малевича (цель: проведение времени на свежем воздухе и стимулирование спонтанного общения).
Анализ полученных данных позволил оценить влияние различных типов культурных мероприятий на семейную атмосферу и сформулировать рекомендации по организации культурного досуга для семей. Важно отметить, что данная выборка не является репрезентативной для всего населения страны, поэтому полученные данные не могут быть обобщены на все семьи России. Для проверки данной гипотезы необходимы более широкомасштабные и репрезентативные исследования.
При дальнейшем развитии проекта важно учитывать моменты, которые напрямую могут отразиться на результаты. Необходимо учитывать возраст и интересы каждого члена семьи. Например, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуются посещать детские театральные постановки, интерактивные музеи, представления в цирке. Это связано с тем, что дети от 3 до 8 лет неспособны долго держать внимание, поэтому желательно выбирать мероприятия продолжительностью не более 45 минут (время может варьироваться в зависимости от темперамента и характера ребёнка). Также в таком возрасте формируются двигательные рефлексы, продолжается познание мира с помощью тактильных ощущений, поэтому стоит не игнорировать досуговые учреждения с такой возможностью. Среди них можно выделить интерактивный музей «Лунариум» в Московском планетарии, Музей занимательных наук «Экспериментариум», Интерактивный музей «Живые системы», Центр «Познай себя – познай мир» в музее Дарвина, Робостанцию на ВДНХ.
С детьми подросткового возраста следует посещать кинотеатры, выставки классического и современного искусства, спортивные мероприятия. Посещение кинотеатра требует от подростка сосредоточенности на сюжете, выставки искусства развивают внимание к деталям, а спортивные мероприятия тренируют память на события и правила игры, так как в этом возрасте встаёт необходимость тренировки и улучшения сосредоточенности, внимания и памяти. Эти развитые качества являются ключевыми навыками для успешной учёбы, работы и жизни в обществе. Во взрослой жизни эти навыки помогут подростку успешно строить карьеру, заводить новые знакомства и успешно решать жизненные трудности.
Благодаря пониманию ответственности за предстоящее мероприятие возникает потребность создания традиции, которая предполагает себя выбор мероприятия вместе. Совместный выбор мероприятия делает семью более сплочённой, поскольку каждый член семьи чувствует себя ответственным за общий результат. Это может быть сделано, например, путём голосования в виде игры. Можно использовать игру «Счастливый случай», в которой каждый член семьи может предложить своё мероприятие, а потом определить победителя с помощью жребия. Это в свою очередь положительно скажется на командном духе в семье. Когда семья совместно принимает решения, она становится более объединённой и счастливой, поскольку каждый член семьи чувствует себя важным и нужным.
При посещении мероприятия необходимо уметь найти точки соприкосновения между членами семьи. Перед посещением мероприятия можно обсудить ожидания от мероприятия, посмотреть афишу, фотографии или видео о том, что ждёт. Перед взрослым встаёт задача оценить своего ребёнка как личность со своим характером и темпераментом, однако при этом стоит не забывать об имеющемся у него небольшом жизненном опыте. Поэтому важно разговаривать друг с другом, отвечать на вопросы, приводить примеры из собственного жизненного опыта. Всем членам семьи необходимо предоставить свободу выражать своё мнение относительно посещаемых мероприятий – это способствует развитию критического мышления и укреплению взаимопонимания в семье. После посещения мероприятия можно обсудить с ребёнком его впечатления, спросить его мнение о просмотренном или услышанном, а также поделиться своими мыслями. Создание тёплой и дружелюбной атмосферы во время посещения культурных мероприятий позволяет членам семьи расслабиться, установить эмоциональную связь и получить удовольствие от совместного проведения времени. Можно сделать посещение театра семейной традицией, которая будет объединять семью и создавать яркие воспоминания. Таким образом, правильно организованные культурные мероприятия могут стать эффективным инструментом для стимулирования диалога и взаимопонимания в семье, создавая пространство для общения, познания и обмена эмоциями.
Проведённый эксперимент показал, что участие в культурных мероприятиях оказывает позитивное влияние на взаимодействие членов семьи, способствуя укреплению семейных связей. Наблюдения во время эксперимента выявили повышение уровня коммуникации, увеличение количества положительных эмоций и появление новых общих интересов в семье, принимавшей участие в нашем проекте. Однако требуются дальнейшие исследования для изучения долгосрочного влияния участия в культурных мероприятиях на динамику семейных отношений. Необходимо также учитывать разные типы культурных мероприятий и их воздействие на различные возрастные группы в семье.