Использование педагогической технологии «Клубный час» в образовательном процессе дошкольного учреждения

Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Основная цель данной технологии – поддержка детской инициативы, развитие самостоятельности, активности, пытливости.

Аннотация статьи
социализация
педагогическая технология
«Клубный час»
дошкольное образование
развитие
технология
Ключевые слова

После введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса.

Более подробно хотелось бы остановиться на технологии, применяемой основной образовательной программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева – «Клубный час».

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основная цель данной технологии – поддержка детской инициативы, развитие самостоятельности, активности, пытливости.

Основные задачи «Клубного часа»: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; развивать умения ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты; развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты; поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Использование этой технологии не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Клубный час проводится по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в месяц. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.

Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

Типы «Клубного часа»:

«Свободный» – когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» – которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» – когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам и т.д.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы: где ты был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему? Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей: дети познакомились с большинством детей сада; освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми; дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие; дети стали отзывчивее друг к другу; дисциплинирует детей; способны к саморегуляции своего поведения; способны осуществлять самооценку своих действий.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т.д.

Текст статьи
  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Уразалиева Г.К. Развитие толерантности у детей 5-7 лет: методическое пособие / Г.К.Уразалиева. – М.: Вентана-Граф, 2017.
  3. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т.Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. Кравцова Е.Е. Тропинки игры: методическое пособие для педагога / Е.Е.Кравцова. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Список литературы