Главная
Конференции
Развитие науки и высоких технологий как основной источник экономического роста
Использование педагогической технологии «Клубный час» в образовательном процессе...

Использование педагогической технологии «Клубный час» в образовательном процессе дошкольного учреждения

Авторы:

Шапошник Людмила Юрьевна

Шапошник Динара Сибагатулловна

Чистякова Наталья Павловна

Сабельникова Марина Михайловна

Рубрика

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольное образование
развитие
социализация
технология
педагогическая технология
«Клубный час»

Аннотация статьи

Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Основная цель данной технологии – поддержка детской инициативы, развитие самостоятельности, активности, пытливости.

Текст статьи

После введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология – это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Сам термин «технология» – от греческого это искусство, мастерство, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса.

Более подробно хотелось бы остановиться на технологии, применяемой основной образовательной программе дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В.Т.Кудрявцева – «Клубный час».

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основная цель данной технологии – поддержка детской инициативы, развитие самостоятельности, активности, пытливости.

Основные задачи «Клубного часа»: воспитывать у детей самостоятельность и ответственность; развивать умения ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты; развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу; развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты; поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Использование этой технологии не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Клубный час проводится по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в месяц. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.

Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

Типы «Клубного часа»:

«Свободный» – когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» – которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;

«Деятельностный» – когда в основу положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам и т.д.

Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.

После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы: где ты был? Что тебе запомнилось? Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему? Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему? Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей: дети познакомились с большинством детей сада; освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми; дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие; дети стали отзывчивее друг к другу; дисциплинирует детей; способны к саморегуляции своего поведения; способны осуществлять самооценку своих действий.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т.д.

Список литературы

  1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации / Н.П.Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015.
  2. Уразалиева Г.К. Развитие толерантности у детей 5-7 лет: методическое пособие / Г.К.Уразалиева. – М.: Вентана-Граф, 2017.
  3. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т.Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  4. Кравцова Е.Е. Тропинки игры: методическое пособие для педагога / Е.Е.Кравцова. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Поделиться

6018

Шапошник Л. Ю., Шапошник Д. С., Чистякова Н. П., Сабельникова М. М. Использование педагогической технологии «Клубный час» в образовательном процессе дошкольного учреждения // Развитие науки и высоких технологий как основной источник экономического роста : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 авг. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 43-45. URL: https://apni.ru/article/1084-ispolzovanie-pedagogicheskoj-tekhnologii-klub

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#17 (199)

Прием материалов

20 апреля - 26 апреля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 мая