На сегодняшний день нет единого определения понятия «культура», что подчёркивает многогранность и сложность этого термина. Однако, прослеживая этимологию слова, можно предположить, что его корень – латинское «cultura» – «возделываю, обрабатываю землю» – указывает на основную суть понятия. Изначально «культура» означала целенаправленную деятельность человека по преобразованию окружающей среды.
В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего «De Agri Cultura» – самом раннем памятнике латинской прозы. Однако, «культура» как самостоятельное понятие, выходящее за рамки земледелия, формируется позже. Немецкий юрист и историк Самуэль Пуфендорф использовал этот термин для обозначения «искусственного человека», воспитанного в обществе, в противовес «естественному», необразованному человеку. И. Г. Гердер, вводивший в конце 1780-х годов в научный обиход термин «культура», прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие». В восьмой книге своего труда «Идеи к философии истории человечества» он, характеризуя «воспитание человеческого рода» как «процесс и генетический, и органический», писал: «Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли».
Именно эта целенаправленная деятельность по преобразованию окружающей среды и самого себя, нашедшая своё отражение в первоначальном значении слова «культура», привела к появлению сложной системы материальных и духовных ценностей, традиций, норм и институтов. Понимание этого контекста является необходимым условием эффективного государственного управления. Учёт культурного контекста при принятии решений – не просто желательная мера, а необходимое условие для разработки государственных программ.
Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда рычагов. Одним из главным приоритетов является создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов.
Законодательное регулирование культурной сферы в Российской Федерации осуществляется на основе комплексного подхода, сочетающего федеральные законы и подзаконные акты. Фундаментальным документом является Федеральный закон «О культуре» (№ 3612-1 от 09.10.1992 г., с изменениями), определяющий базовые принципы государственной культурной политики, права и обязанности субъектов культурной деятельности, а также механизмы государственного финансирования и регулирования. Закон о культуре служит основой для ряда специализированных законов, регулирующих отдельные сегменты культурной сферы. Так, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» (№ 73-ФЗ от 25.06.2002 г., с изменениями) регламентирует охрану памятников истории и культуры, а законы «О музеях и музейном фонде» (№ 54-ФЗ от 26.05.1996 г.) и «О библиотечном деле» (№ 77-ФЗ от 29.12.1994 г.) определяют правовой статус и деятельность соответствующих институтов. Нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие авторское право и смежные права, играют важнейшую роль в правовом обеспечении культурной деятельности, защищая интеллектуальную собственность творческих работников и стимулируя развитие творчества. Эти нормы определяют объем прав авторов, порядок их использования и защиты от незаконного присвоения, что является необходимым условием для эффективного функционирования культурной сферы. Часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации регулирует отношения в области авторского права и смежных прав, защищая интересы авторов и правообладателей в культурной сфере.
Функции государства в сфере культуры многообразны и взаимозависимы, основной целью является сохранение, развитие и популяризация культуры в интересах общества. Однако достижение этой цели напрямую связано с экономическими факторами. Объёмы бюджетного финансирования и возможности привлечения частных инвестиций определяют масштаб и эффективность культурных программ. Культура, как и любая другая отрасль, функционирует в рамках рыночной экономики, хотя и с определённой спецификой. Государственное финансирование часто выступает в роли «общественного блага», поддерживая проекты, которые имеют на первый взгляд важное культурное значение, а не коммерческое. К ним относятся сохранение памятников архитектуры и поддержка народных промыслов.
Народные промыслы играют важную социальную роль, сохраняя связь поколений, укрепляя чувство общности и идентичности. Их поддержка способствует сохранению культурной самобытности и национальной идентичности. Уникальные изделия народных промыслов привлекают туристов, способствуя развитию культурного туризма и международному культурному обмену. Народные промыслы часто являются важным источником дохода для отдельных регионов и общин, способствуя развитию местной экономики и созданию рабочих мест, помогает сохранить и развивать эти экономические возможности.
Профильный комитет Государственной Думы, рассмотревший вопрос «о народных художественных промыслах» 19 апреля 2008 г., отмечал, что в рыночных условиях традиции народных художественных промыслов могут сохраниться только при обязательной государственной поддержке, которая предусмотрена Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ о народных художественных промыслах, с изменениями, которые были внесены 22 августа 2004 г.
Экономическая нестабильность снижает государственное финансирование культуры, что ведёт к цепной реакции негативных последствий. Дефицит средств приводит к деградации материально-технической базы культурных учреждений, снижению качества предоставляемых услуг и, как следствие, сокращению количества культурных мероприятий. Это, в свою очередь, снижает доступность культуры для населения, уменьшая её социальную значимость, ограничивает возможности творческих коллективов и деятелей культуры, вызывая снижение творческой активности, отток талантов в более прибыльные сферы и, что особенно важно, уменьшение числа носителей культурного кода – художников, писателей, музыкантов, ремесленников, которые передают культурные традиции будущим поколениям. Это создаёт угрозу утраты уникального культурного наследия.
Можно констатировать, что сокращение финансирования приводит к деградации механизмов передачи культурного кода. Для систематизации полученных данных и повышения точности последующего анализа необходимо уточнить понятие «культурный код». Проблема сохранения культурного наследия напрямую связана с тем, насколько хорошо мы понимаем само определение, так как понимание его составляющих является ключевым для разработки эффективных мер по сохранению культурного наследия.
Под культурным кодом понимается динамическая система символов, ценностей, норм, традиций и моделей поведения, обеспечивающая регуляцию социальных взаимодействий и передачу культурного наследия между поколениями в рамках определённой группы, нации или общества. Эта система способствует социальной сплочённости и формированию групповой идентичности, передаваясь через язык, религию, искусство, обычаи и традиции.
В мае 2024 года о культурном коде России высказался президент Российской Федерации В. В. Путин: «У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, но культурный код, базовые основы нашей общей культуры российской в этом и заключаются – в уважении к старшим, уважении к родителям, уважении к своей стране и к малой Родине, и к большой Родине, к своей Родине в целом. И забота друг о друге, любовь друг к другу – вот в этом основа стабильности российского государства» [5, 6].
Несмотря на важность большинство россиян (67%) не знакомы с понятием «культурного кода». Те же, кто слышал о данном термине (33%), чаще всего считают, что культурный код – это культурное наследие и культурные особенности нашей страны [5, 6]. Неполное понимание россиянами понятия «культурного кода», указывает на необходимость более глубокого анализа составляющих этого кода. В качестве отправной точки рассмотрим ключевую роль языка как одного из основных элементов культурного кода.
Анализ роли языка в формировании культурного кода показывает его важность для коммуникации и социальной интеграции. Относительная устойчивость языка к быстрым изменениям, в отличие от таких феноменов, как мода, подчеркивает его значение как стабильного элемента. Однако, культурный код многомерен и включает в себя и другие знаковые системы, например произведения искусства. В российском культурном коде заметное место занимают музыкальные произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Рахманинова Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, фильмы Л. И. Гайдая, Г. Н. Данелии, А. А. Тарковского, Э. А. Рязанова, а также живопись И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, И. И. Левитана И. И. Шишкина и других.
Процесс формирования культурных кодов можно представить как последовательность трех этапов: дописьменного, книжного и экранного. Каждый из них характеризуется специфическими способами передачи и сохранения информации, что оказывает влияние на формирование и структуру культурного кода.
Дописьменный период характеризуется отсутствием письменности, что обуславливало устную форму коммуникации, дополняемую жестами и наскальными рисунками. Мифологические нарративы, объясняющие природные явления как проявления воли божественных сил, – например, мифы о Велесе, покровителе скота и богатства, или о Перуне, боге грома и молнии, – стали основой для формирования ранних культурных кодов, сохранивших влияние и в последующие эпохи, и для разных видов культур. Это находит выражение, например, в форме и символике ритуальных блюд: круглые блины, символизирующие солнце, отражают славянские верования в солнечное божество и его жизненную силу. Обращение к языческой мифологии наблюдается также в литературе и музыке.
С развитием письменности возник книжный культурный код, первыми носителями которого стали священные тексты, такие как Ветхий Завет и Веды. Влияние христианства на формирование российского культурного кода, однако, было поистине огромным. Принятие христианства стало поворотным моментом, преобразуя не только религиозную, но и социальную, политическую и культурную жизнь страны. Христианские ценности, догматы и символы глубоко вошли в ткань российского общества, формируя его идентичность, обычаи, и мировоззрение. Монументальная архитектура православных храмов, таких как Собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, Спас на Крови, иконопись с её сложным символическим языком, и богатейшая традиция церковного пения стали неотъемлемыми элементами российской культуры.
ХХI век – это эпоха формирования цифрового культурного кода, в создании которого решающую роль играют телевидение и интернет. Цифровые платформы обеспечивают беспрецедентную скорость и масштаб распространения информации и культурных артефактов, преодолевая традиционные географические и социальные границы. Эта трансформация мирового культурного пространства, обусловленная технологическим прогрессом, требует переосмысления государственных механизмов управления. Цифровизация культурного контента открывает новые возможности, но вместе с тем представляет серьёзные вызовы, подвергая традиционные культурные ценности новому испытанию. Мировой культурный ландшафт полностью изменился.
Например, японская анимация «аниме» завоевала популярность среди российских детей еще в 1990-х годах, и сегодня остается одним из самых популярных увлечений россиян всех возрастов. Аналогично, корейская поп-музыка (K-pop) пользуется большой популярностью среди современной российской молодежи. Русская культура также получила новый импульс благодаря цифровым платформам, например песня российской певицы Кати Лель «Мой мармеладный», выпущенная двадцать лет назад, снова обрела популярность в интернете благодаря блогерам и стримерам, танцующих под неё в меховых шапках или ушанках. Также, в конце 2023 года на Западе набрало популярность течение «славянский шик». Участники цифрового движения надевали шубы в пол, пуховые платки и меховые шапки. Люди фотографировались в таких образах, снимали видео и выкладывали материалы в социальные сети с пометками «slavic girl» [7].
Распространение моды на «Slavic girl» демонстрирует глобализацию культурных трендов, часто основанных на стереотипных представлениях. Данную эстетику активно используют публичные персоны на западе. Данная тенденция может способствовать популяризации элементов российской культуры за рубежом. Однако, поверхностное понимание культурных процессов, характерное для современного общества, не позволяет эффективно управлять государством, поскольку не учитывает сложность культурных взаимосвязей и потенциальные риски негативного восприятия.
Первоначально понятие «код» использовалось в кибернетике и было связано с сопоставлением множеств состояний (алфавитов) разных систем. Затем, с начала 50-х гг. XX в., это понятие стало широко применяться в генетике как носитель генетической информации всех живых организмов.
Понимание термина «культурные коды» весьма неоднозначно. Т. Парсонс рассматривал через функционалистский подход. Код представляет комплекс базовых ценностей, норм и морали, регулирующие социальное взаимодействие у разных народов. Структурализм К. Леви-Стросса фокусируется на логической структуре, рассматривая коды как системы бинарных оппозиций (Бинарная оппозиция – универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое – отрицает. Считается неотъемлемым качеством дискурсивного мышления, противопоставляемого различным формам интуиции.), формирующих смысл на основе мифов, ритуалов и других культурных явлений.
Ряд учёных таких, как Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, М. Фуко, У. Эко рассматривали через призму постструктурализма, который представляет культурный код как сложные системы знаков и смыслов, которые конструируют и деконструируют социальную реальность.
В структуралистском конструктивизме П. Бурдье культурный код выполняет двойную функцию: он является одновременно инструментами познания социальной реальности и механизмом социального позиционирования. В Постмарксистской теории М. Кастельс рассматривает код как взаимосвязь производственных отношений и стратегических целей.
Дж. Александер отождествляет культурсоциологию с социальным психоанализом, призванным «вывести на свет социальное бессознательное, открыть людям мыслящие через них мифы, чтобы они смогли в свою очередь создать мифы новые» [3, с. 44]. Согласно точке зрения Александера, «культурные множества состоят из культурных кодов, образуя мощную структуру символических отношений, независимых от конкретной воли или речи социального деятеля. Культурные коды, как и живой язык, построены на знаках, содержащих и означающее, и означаемое».
Понимание тонкой структуры культурных кодов является критически важным. Как и любой живой язык, они построены на знаках, содержащих как означающее, так и означаемое, что требует тщательного анализа. Каждый знак в культурном коде имеет физическую форму (означающее) и соответствующий смысл или понятие (означаемое). Например, определенный жест рукой может быть означающим, а означаемым может быть уважение или неодобрение в зависимости от культуры. Именно это понимание позволяет использовать анализ культурных кодов для оптимизации процессов принятия решений и повышения эффективности работы государственных органов.
Для адекватного анализа культурных кодов и построения целостной модели их функционирования необходим междисциплинарный подход, предполагающий интеграцию данных из различных областей гуманитарного знания. Полное постижение кода города, региона или всей страны требует системного исследования его многоуровневой структуры и многообразных проявлений. Для этого обозначения подходит аналогия с программным кодом, представляющим собой совокупность взаимодействующих модулей. В программном обеспечении символы взаимодействуют, создавая общую функциональность. Код состоит из организованной последовательности символов, имеющей как синтаксический, так и семантический смысл в рамках конкретного языка программирования.
Семантика определяет, что делает код. Даже при правильном синтаксисе, нечёткая семантика может привести к непредсказуемому поведению программы или неверным результатам. Важно отметить, что сами по себе символы не имеют смысла вне контекста языка программирования. Только в сочетании с правилами синтаксиса и семантики они приобретают значение и позволяют компьютеру выполнить определённые действия. Это аналогично тому, как буквы алфавита сами по себе не имеют смысла, но в определённом порядке образуют слова, фразы и предложения.
Для повышения эффективности работы государственных служащих предлагается рассматривать культурный код не как монолитное целое, а как сложную систему взаимодействующих символов из различных сфер культуры. Такой подход позволит учитывать многогранность культурного контекста, что в свою очередь повлияет на качество государственных услуг и коммуникации между госслужащими и населением. Культурный код формируется из повседневных практик, традиций, ценностей, представлений, заложенных в языке, искусстве, религии и других сферах жизни. Учёт этого многообразия позволит создавать эффективные государственные программы.
Взаимодействие символов, как основу культурного кода можно рассмотреть на примере городов Архангельска, Иваново и Костромы.
Архангельск славится своими выдающимися жителями: художником и исследователем Арктики А. А. Борисовым, внесшим значительный вклад в освоение Севера; первым русским учёным-естествоиспытателем М. В. Ломоносовым; писателем-этнографом С. Г. Писаховым. Образ «птицы счастья» символизирует постоянное стремление города к развитию и преодолению трудностей. Код города – первооткрыватель. Код города – первооткрыватель. Зонами его будущего роста являются наукоемкие отрасли, исследовательские проекты и развитие образовательных учреждений.
Уникальный культурный код города Иваново – невеста. Этот феномен находит отражение в таких символах, как образ невесты, формирующий уникальный имидж города и влияющий на его культурный ландшафт; личность выдающегося модельера Вячеслава Зайцева, уроженца Иванова, подчеркивающее связь города с миром высокой моды и стиля, что создаёт дополнительные ассоциации с праздничной атмосферой и свадебной индустрией; необычная форма некоторых зданий (птицы, корабли, подковы), интерпретируемая как совокупность символов, отражающих желание счастья, мира и успешного жизненного пути (подкова – удача, птица – мир, корабль – путь); высокий процент браков, регистрируемых среди студенческого населения, статистически подтверждающий сильную связь Иванова с темой создания семьи и подтверждающий устоявшуюся репутацию. Перспективные направления развития города включают формирование кластера свадебной индустрии – инфраструктуры для свадебных торжеств (романтические парки, рестораны, отели, свадебные салоны, текстильная промышленность, ателье, ЗАГСы, флористические магазины) и культурно-туристической составляющей (музеи, арт-объекты и выставки, тематически связанные со свадебными традициями и историей города).
Кострома демонстрирует выраженный культурный код, тесно связанный с тематикой любви и семейных отношений (код города – любовь). Это проявляется на разных уровнях: мифологическая основа – имя города, происходящее от имени богини любви и плодородия, закладывает фундаментальную связь с темой любви на архетипическом уровне; символические ассоциации – образы зайцев, символизирующих плодовитость, подчеркивают тему продолжения рода и семейного благополучия; статус Костромы как киногорода акцентирует романтическую составляющую городского образа, а творчество А. Н. Островского, глубоко раскрывающего тему любви в своих произведениях, вписывается в этот культурный контекст; даже такой, казалось бы, неочевидный символ, как сыр, может быть рассмотрен с точки зрения его воздействия на нейрохимические процессы (повышение уровня дофамина), создающие положительные эмоции, связанные с чувством любви; географическая близость к Иваново, известному как «город невест», наводит на мысль о взаимосвязи двух городских культурных кодов и возможно о взаимном влиянии.
Исходя из анализа культурного кода Костромы, представляется перспективным развитие города как центра для проведения фестивалей и мероприятий, посвящённых теме любви, семьи и брака. Для реализации этого потенциала следует активно использовать существующую инфраструктуру и природные ресурсы: парки, усадьбы, кафе, кинотеатры, дворцы бракосочетаний и другие объекты, способные формировать романтическую атмосферу.
Понимание культурного кода города открывает широкие возможности для городского планирования, развития туризма и сохранения культурного наследия. Использование уникального символического ландшафта, присущего каждому конкретному городу, позволяет разрабатывать целенаправленные стратегии, направленные на повышение его привлекательности как для жителей, так и для туристов. Эти стратегии могут включать в себя разработку тематических туристических маршрутов, основанных на ключевых символах и нарративах города.
Интеграция элементов культурного кода в городской дизайн представляется целесообразной для формирования комфортной и эстетически привлекательной среды, отражающей историческую и культурную специфику места. Анализ ключевых символов и нарративов позволяет сформировать более целостное и глубокое понимание городской идентичности, что, в свою очередь, служит основой для разработки эффективных стратегических решений в области городского развития и управления.
Однако, следует подчеркнуть, что данное исследование представляет собой лишь предварительное изучение данной проблематики. Дальнейшие исследования должны быть направлены на более глубокое изучение взаимосвязи культурного кода с экономическими и социальными процессами, включая анализ механизмов трансформации культурного капитала в экономические выгоды. Особую значимость для углубления нашего понимания роли культурных кодов в городском развитии представляют собой сравнительные исследования, охватывающие широкий спектр городов с различными культурными контекстами и уровнями экономического развития, что позволит выявлять общие закономерности и специфические особенности влияния культурного кода на процессы урбанизации.