Формирование гражданственности у молодого поколения, на мой взгляд, есть и скорее всего еще долго будет одной из самых актуальных задач педагогики, так как без этого невозможно развитие личности молодых людей. Об этом достаточно четко говорится в Концепции преподавания учебного курса «История России». Концепция направлена на повышение качества исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетентностей учащихся. Одной из основных задач исторического образования и потенциала отечественной истории Концепция определяет вклад истории как предмета в образование и воспитание молодого поколения, исключительной его роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма, приобщении к исторической памяти многих поколений россиян. Так же в базовых принципах концепции сказано, что опора должна быть на основные ценности гражданского общества, такие как верховенство права, социальную солидарность, безопасность, свободу и ответственность. При изучении истории России предполагается многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развитию интереса обучающихся к прошлому и настоящему своей страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем общегражданские, этнонациональные, религиозные и иные составляющие. В соответствии с Концепцией исторического образования, курс «История России» служит стержнем для формирования у молодого поколения общероссийской идентичности, патриотизма, уважения к пути, пройденному предшествующими поколениями, историческому наследию. Это процесс непрерывный, длительный, который однозначно начинается в раннем детстве. Огромное влияние здесь имеет семья, когда дети воспринимают родителей как образец поведения и отношения их к различным вопросам. Когда детей учат соразмерять собственные желания с интересами других людей. Продолжение этого нелегкого процесса идет далее в детском саду, школе, других учебных заведениях, где идет активно процесс социализации и формируется умение жить ценностями целого коллектива и продолжается всю последующую жизнь человека.
Эти чувства могут проявляться в отношении к другим людям, к коллективу или в отношении ребенка к самому себе. В процессе жизни это чувство переходит в более сложное чувство патриотизма и гражданственности.
Возраст 15–17 лет, это возраст старший школьный. Но в этом же возрасте дети приходят из школы в средние профессиональные учебные заведения. Именно в этом возрасте формируются познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы, появляются идеалы и самосознание. Студенческий период – это особый период в жизни молодого человека. Это качественная ступень развития, на которой определяется новый социальный статус – студент. Для молодого человека это новое общественное положение и деятельность. В системе СПО необходимо учитывать не только сложность перехода человека из подросткового возраста во взрослую жизнь, но и то, что процесс формирования гражданственности должен проходить во взаимосвязи с профессиональным самоопределением, жизненным становлением личности. Формирование гражданственности в системе СПО возможно только при неразрывном единстве процессов воспитания и самовоспитания. Поэтому преподавателям необходимо уделять большое внимание развитию навыков самовоспитания, самообучения, самооценки, при этом следует учитывать их возрастные особенности, поддерживать стремление к самосовершенствованию.
Успех в воспитании будет достигнут педагогами, которые на протяжении всего периода обучения ведут целенаправленную работу с учащимися, постоянно выдвигая перед ними задачи на близкую, среднюю и отдаленную перспективу самосовершенствования и самоопределения.