На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем в сфере таможенного дела являются правонарушения: их число увеличивается с каждым годом. Решение данного вопроса имеет огромное значение для отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, что напрямую сказывается на порядке и количестве взимания таможенных пошлин и платежей, корректного оформления документов на товары. Соответственно этим и объясняется наличие проблем уголовно-правовой квалификации и расследования таможенных преступлений.
В свою очередь правонарушения в сфере таможенного дела носят как административный характер, так и уголовный. Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза содержит статьи, в которых прописана ответственность лиц за несоблюдение тех или иных требований и условий, подлежащих законодательству.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания [1]. При этом обозначено, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного названным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Ответственность за преступления в сфере таможенного дела регулируются уголовным законодательством. Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает пять видов таможенных преступлений, посягающих на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС:
- контрабанда (ст. 188 УК РФ);
- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
Все вышеперечисленные виды преступлений посягают на экономическую безопасность Российской Федерации. Таможенные преступления относятся как к трудно раскрываемым и трудно доказуемым. Трудности основываются на следующих факторах, таких как: сложность в нахождении следов таможенных преступлений, высокая степень опасности для экономики страны, сложность механизма совершения преступлений, латентность, организованность совершения преступлений.
Главной особенностью таможенных преступлений является их многообъектность. Так, почти в каждом составе преступления объектами могут служить как здоровье населения, так и общественная безопасность, также безопасность экономики страны, интересы культуры. Анализ практики преступлений в сфере таможенного дела показывает, что в основном они совершаются с прямым умыслом.
Субъекты таможенных преступлений весьма разнообразны. Ими могут быть как физические лица, должностные лица, также и руководители организаций.
Правонарушения в сфере таможенного дела носят также и административный характер. Согласно ст. 2.1 КоАП под правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [2].
Согласно КоАП нарушению таможенных правил отдана целая глава – Глава 16 КоАП. Она предусматривает следующие виды таможенных правонарушений:
- Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки;
- Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
- Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
- Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- Нарушение режима зоны таможенного контроля;
- Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
- Представление недействительных документов при совершении таможенных операций;
- Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам;
- Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них;
- Несоблюдение порядка таможенного транзита;
- Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации;
- Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений;
- Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа;
- Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций;
- Непредставление в таможенный орган отчетности;
- Нарушение сроков временного хранения товаров;
- Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации;
- Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами;
- Несоблюдение таможенной процедуры;
- Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами;
- Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка;
- Нарушение сроков уплаты таможенных платежей;
- Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела;
- Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами.
Скорость выявления правонарушений обеспечивает не только его пресечение на ранних этапах совершения, но и возобновление нарушенных законом требований и законных интересов как физических, так и юридических лиц, и поиск всех лиц, в той или иной степени причастных к их совершению.
Дела о нарушении таможенных правил рассматриваются Федеральной Таможенной Службой, уполномоченной в сфере таможенного дела, региональными таможенными управлениями, таможнями и таможенными постами.
Анализ, совершенных преступлений показал, что их количество с каждым годом увеличивается, тем самым уровень преступности в таможенной сфере представляет реальную угрозу. По итогам работы за 2023 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 1 822 уголовных дела. Больше всего преступлений было совершено по статье 226.1 УК РФ - контрабанда, на нее отводилось 41% из общего числа [3]. По возбужденным таможенными органами уголовным делам из незаконного оборота изъято 2 658 кг наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, 12 935,8 кг прекурсоров, 1 140 кг сильнодействующих веществ.
Предметами преступлений преимущественно являлись лес и лесоматериалы, сильнодействующие вещества, наркотические средства и психотропные вещества, иностранная валюта и валюта Российской Федерации, товары народного потребления.
А по показателям правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства на 2023 год пришлось 156 104. Наибольшее количество дел об АП возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП РФ – 92 481. Из них по контрабандообразующим составам (статьи 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 КоАП РФ) – 66 443 дела об АП (42,5% от общего количества возбужденных дел).
Предметами АП в 2023 году чаще всего являлись валюта, алкогольная продукция, табачные изделия, продукция растительного происхождения, легковые автомобили, а также древесина и изделия из нее.
Взыскано административных штрафов на сумму 2,3 млрд. руб.
Делая вывод можно сказать, что на сегодняшний день уровень борьбы с таможенными преступлениями не соответствует уровню их опасности, а методы борьбы недостаточно эффективны.
На эффективность борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела могут влиять следующие факторы:
- отказ в возбуждении уголовного дела без обоснований;
- прекращение проведения уголовных дел;
- низкий уровень взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов;
- рост числа приостановленных, прекращенных дел.
Оперативно-розыскная деятельность и дознание выполняется соответствующими подразделениями таможенных органов по борьбе с преступлениями в сфере таможенного дела.
В заключение данной статьи можно сказать, что в современных условиях необходимо уделить достаточно внимания к такой проблеме как преступления, угрожающие экономической безопасности страны. Государство должно быть, в первую очередь, заинтересованным в этом с помощью сильной законодательной базы.
На мой взгляд, задача усиления борьбы с таможенными преступлениями может быть решена лишь совместными усилиями, взаимодействием таможенных органов и правоохранительных органов, контролирующих сферу таможенного дела. Также, считаю, что только жесткая профилактическая работа с органами выявления и предотвращения таможенных преступлений способна в корне изменить текущую обстановку.
Таким образом, борьба против совершения таможенных преступлений должна не только вестись в рамках закона, но и подвергаться профилактической работе по постоянному совершенствованию органов выявления таможенных преступлений.