Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – нарушение центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Причиной ДЦП может быть раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. При некоторых формах заболевания в течение долгого времени сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, они и препятствуют развитию двигательных навыков ребенка и компонентов навыка крупной и мелкой моторики.
О. В. Заяц, Л. В. Козлова, И. А. Любащенко, Е. В. Фадеева пришли к выводу, что у детей с ДЦП недостаточно развиты сенсомоторные функции, познавательная деятельность и моторика рук. Следовательно, процесс сенсомоторные развития и навыков крупной и мелкой моторики у детей с ДЦП рассматривается как поэтапное овладение ребенком операциями и действиями при целенаправленном обучении, в ходе которого происходит постепенное усложнение целей графической деятельности, превращение в средство социализации – общения и приобщения к социокультурным ценностям, социальной адаптации личности как субъекта деятельности.
Большую важность имеет то, когда начнётся коррекционная работа, направленная на речевое развитие детей. Такие авторы как Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. считают, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи ребёнка и от того насколько эффективно проводит свою работу логопед будет зависеть дальнейшее обучение ребенка в школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию мелкой моторики в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
Объект исследования – особенности речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по развитию мелкой моторики в процессе речевого развития детей дошкольного возраста с ДЦП.
Задачи исследования:
- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей устной речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП.
- Разработка и апробация содержания логопедической работы по развитию мелкой моторики в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.
- Проверка эффективности логопедической работы по развитию мелкой моторики в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.
Гипотезой исследования является предположение о том, что логопедическая работа по развитию мелкой моторики в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом будет эффективна, если она направлена на развития:
- артикуляционной моторики;
- навыков крупной и мелкой моторики.
Теоретико-методологическая основой исследования выступили положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека; психолингвистического учения о формировании речевой деятельности, о сложной и иерархичной структуре порождения речи. Л. С. Выготского, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. А. Ковшиков; учение о закономерностях онтогенеза речевого развития А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева.
База исследования – Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 18» города-курорта Кисловодска.
Выборка исследования: дети дошкольного возраста, 10 детей в возрасте от 5 до 7 лет дети с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, в том числе 3 мальчика и 6 девочек. Экспериментальная группа: 5 детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в виде детского церебрального паралича, различной формы в контрольную группу вошли 5 детей не имеющих двигательных нарушений.
В ходе теоретического исследования мы пришли к выводу о том, что наиболее распространенным речевым нарушением у детей с церебральным параличом является дизартрия. Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии у детей с ДЦП является то, что при всех видах активных движений нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Речь у детей с дизартрией смазанная, неясная, плохо модулирована, с назализованным оттенком, а в тяжелых случаях полностью отсутствует.
Отмечаются следующие особенности мелкой моторики у детей с ДЦП: несформированность или нарушение хватательной функции кисти затрудняет захват и удержание предмета; слабость мышц, расстройство мышечного тонуса в кисти, насильственные движения, отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти; навыки входящие в акт письма и при ДЦП формируется крайне медленно.
Двигательные нарушения у данной категории детей отрицательно влияют на весь ход их развития, затрудняет развитие мелкой моторики, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.
Для изучения актуального уровня развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ДЦП нами был подобран комплекс диагностических методик. Для обследования координации движений Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак– ребро–ладонь»; проба «Посолим капусту» и «Катание шарика» М. О. Гуревич. Оценка состояния пальцевого гнозиса и праксиса производилась по методике А. Л. Сиротюк «Коза»; «Заяц»; «Вилка»; «Игра на рояле»; Диагностика графических действий по методике «Дорожки» Л. А. Венгера; обследование речи старших дошкольников по методике Ушакова В. С., Струнина В. М., Яшина В. И.
Исходя из данных обследования, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с ДЦП экспериментальной группы недостаточно развита мелкая моторика кистей рук и пальцев, что находит отражение в выполнении движений, связанных с самообслуживанием, с развитием тонкой моторики, необходимой для развития навыка письма. Отмечены нарушения в развитии моторики, связанной со зрительной координацией движений, пространственной ориентацией и планированием тонких движений руки, с недоразвитием динамического праксиса позы. Следовательно, все дети участники обследования нуждаются в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи и мелкой моторики.
На формирующем этапе исследования нами был подобран комплекс игр и упражнений для развития речи и мелкой моторики. Первый блок заданий был направлен на развитие мелкой и артикуляционной моторики. На подготовительном этапе мы использовали упражнения артикуляционной гимнастики и проводили работу над дыханием при помощи дыхательной гимнастики. Второй блок заданий был посвящен коррекция просодических компонентов речи, темпу и ритму. В третьем блоке проводилась работа по развитию и коррекция связной речи.
В соответствии с планом эмпирического исследования на контрольном этапе была проведена повторная диагностика для выявления актуального уровня развития речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста с ДЦП.
Исходя из данных обследования, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с ДЦП экспериментальной группы отмечена динамика в развитии навыка мелкой моторики кистей рук и пальцев, что находит отражение в выполнении движений, связанных с самообслуживанием, с развитием тонкой моторики, необходимой для развития навыка письма.
Сравнительный анализ данные контрольного и констатирующего эксперимента детей, вошедших в экспериментальную группу с данными контрольной группы, мы отмечаем улучшения состояния произносительной стороны речи у детей данной экспериментальной группы: звукопроизношение на 0,6 баллов, слоговая структура речи на 0,2 балла, словоизменение и словообразование на 0,2 балла, связна речь на 2 балла.
Следовательно, мы можем утверждать, что проведенная коррекционная-педагогическая работа эффективна. Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза получила свое подтверждение в полном объёме.