Основное значение развития цифровизации заключается в развитии информационных систем, что соответственно напрямую влияет на повышение качества проводимого интеллектуального анализа, осуществляемого при принятии управленческих решений в сфере государственного управления имуществом.
Процессы информационных технологий включают поиск, сбор, хранение, обработку и анализ информации. Данные процессы осуществляются с помощью различных методов и инструментов, таких как базы данных, компьютерные сети, программное обеспечение, алгоритмы и многое другое.
Цифровые технологии, выступая инструментами создания новых возможностей взаимодействия с гражданами и удовлетворения их потребностей, открывают путь к радикальной трансформации государственного управления и предоставления услуг.
Цифровая трансформация, подразумевающая глубокую реорганизацию и реинжиниринг бизнес-процессов с применением цифровых инструментов, выходит далеко за рамки простой автоматизации существующих процессов. Она предполагает фундаментальное переосмысление способов взаимодействия государства и общества, ориентируясь на потребности граждан и эффективность использования ресурсов.
Перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат является важным шагом в цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Данный процесс осуществляется по двум основным направлениям – комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса, а также создание «моносервисов» и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг.
Комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса означает создание цифровых сервисов и платформ, которые объединяют различные государственные и муниципальные услуги, необходимые для решения определенных жизненных ситуаций. Так, например, это может быть процесс регистрации бизнеса, получение разрешений, подача налоговой отчетности или получение медицинских услуг.
Создание «моносервисов» и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг направлены на упрощение и улучшение доступности предоставления ключевых государственных услуг. Моносервисы представляют собой цифровые инструменты и платформы, предназначенные для предоставления конкретных государственных услуг в удобном и эффективном формате, например, получение электронных паспортов, регистрация автомобилей, подача деклараций и другие функциональные элементы [2, с. 13-15].
Соответственно, цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг позволяет сократить бюрократические процедуры, улучшить качество и доступность услуг, повысить уровень удовлетворенности граждан и бизнеса, а также повысить эффективность работы государственных органов и улучшить уровень прозрачности и открытости взаимодействия с государством.
Практическое значение в настоящее время имеет Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [1]. Данный документ был принят в 2016 году и является основополагающим в формировании целей, задач, основных принципов и направлений деятельности государства по обеспечению информационной безопасности. Целью Доктрины является защита национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, обеспечение безопасности информационных ресурсов, защита прав и свобод граждан, защита национальной безопасности страны в информационном пространстве.
Современная Доктрина информационной безопасности существенно отличается от ранее действующей. Так, одним из изменений является включение СМИ, операторов связи, образовательных организаций, организаций финансовой и банковской сферы, провайдеров в круг субъектов, ответственных за обеспечение информационной безопасности.
Также следует отметить, что приоритетные угрозы безопасности в новой доктрине изменились. Впервые упоминается терроризм, который стал одним из приоритетных угроз. Кроме того, киберпреступность также получает особое внимание в связи с ростом современных технологий и угроз кибербезопасности. Распространение ложных сведений о внутренней и внешней политике государства также признается важной угрозой.
Одним из актуальных направлений в новой доктрине становится необходимость защиты отечественного информационного пространства от иностранной пропаганды и контроля потока информации, что отражает изменяющуюся среду информационной безопасности и признает важность защиты национальных интересов и суверенитета в информационной сфере.
Для достижения вышеуказанных целей Доктрина определяет конкретные задачи и принципы деятельности государства. В ней установлена необходимость создания системы информационной безопасности, разработки и реализации соответствующих законодательных и нормативных актов, совершенствования технических и организационных мер по обеспечению информационной безопасности.
Между тем, следует считать, что в настоящий момент отсутствует единая электронная система обеспечения деятельности Госавтоинспекции МВД России, в то время как деятельность ее подразделений реализуется с помощью ряда разрозненных информационных систем [3, с. 346-353]. Данная фрагментация создает ряд существенных проблем, препятствующих эффективной работе ГИБДД. Дублирование информации, различные форматы данных, сложность межведомственного взаимодействия, затрудненный доступ к актуальной информации – все это негативно сказывается на оперативности и качестве работы инспекторов, а также на качестве предоставляемых гражданам услуг [4, с. 100-103].