Главная
Конференции
Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации
Особенности цифровой трансформации административно-юрисдикционной деятельности

Особенности цифровой трансформации административно-юрисдикционной деятельности

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

цифровизация
цифровая трансформация
административный процесс
административно-юрисдикционная деятельность

Аннотация статьи

В современном обществе информационные технологии не просто инструмент, а катализатор глобальных трансформаций, затрагивающих все аспекты нашей жизни. Стремительное развитие цифровизации, проникающей в производственные процессы, образование, здравоохранение, государственное управление и даже искусство, неуклонно формирует новое информационное общество, что затрагивает многие сферы общественной жизни граждан. Между тем, внедрение этих технологий требует комплексного подхода и внимательного планирования, при этом достаточно важно учитывать специфику деятельности организации, ее ресурсы и цели.

Текст статьи

Основное значение развития цифровизации заключается в развитии информационных систем, что соответственно напрямую влияет на повышение качества проводимого интеллектуального анализа, осуществляемого при принятии управленческих решений в сфере государственного управления имуществом.

Процессы информационных технологий включают поиск, сбор, хранение, обработку и анализ информации. Данные процессы осуществляются с помощью различных методов и инструментов, таких как базы данных, компьютерные сети, программное обеспечение, алгоритмы и многое другое.

Цифровые технологии, выступая инструментами создания новых возможностей взаимодействия с гражданами и удовлетворения их потребностей, открывают путь к радикальной трансформации государственного управления и предоставления услуг.

Цифровая трансформация, подразумевающая глубокую реорганизацию и реинжиниринг бизнес-процессов с применением цифровых инструментов, выходит далеко за рамки простой автоматизации существующих процессов. Она предполагает фундаментальное переосмысление способов взаимодействия государства и общества, ориентируясь на потребности граждан и эффективность использования ресурсов.

Перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат является важным шагом в цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Данный процесс осуществляется по двум основным направлениям – комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса, а также создание «моносервисов» и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг.

Комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса означает создание цифровых сервисов и платформ, которые объединяют различные государственные и муниципальные услуги, необходимые для решения определенных жизненных ситуаций. Так, например, это может быть процесс регистрации бизнеса, получение разрешений, подача налоговой отчетности или получение медицинских услуг.

Создание «моносервисов» и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг направлены на упрощение и улучшение доступности предоставления ключевых государственных услуг. Моносервисы представляют собой цифровые инструменты и платформы, предназначенные для предоставления конкретных государственных услуг в удобном и эффективном формате, например, получение электронных паспортов, регистрация автомобилей, подача деклараций и другие функциональные элементы [2, с. 13-15].

Соответственно, цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг позволяет сократить бюрократические процедуры, улучшить качество и доступность услуг, повысить уровень удовлетворенности граждан и бизнеса, а также повысить эффективность работы государственных органов и улучшить уровень прозрачности и открытости взаимодействия с государством.

Практическое значение в настоящее время имеет Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [1]. Данный документ был принят в 2016 году и является основополагающим в формировании целей, задач, основных принципов и направлений деятельности государства по обеспечению информационной безопасности. Целью Доктрины является защита национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, обеспечение безопасности информационных ресурсов, защита прав и свобод граждан, защита национальной безопасности страны в информационном пространстве.

Современная Доктрина информационной безопасности существенно отличается от ранее действующей. Так, одним из изменений является включение СМИ, операторов связи, образовательных организаций, организаций финансовой и банковской сферы, провайдеров в круг субъектов, ответственных за обеспечение информационной безопасности.

Также следует отметить, что приоритетные угрозы безопасности в новой доктрине изменились. Впервые упоминается терроризм, который стал одним из приоритетных угроз. Кроме того, киберпреступность также получает особое внимание в связи с ростом современных технологий и угроз кибербезопасности. Распространение ложных сведений о внутренней и внешней политике государства также признается важной угрозой.

Одним из актуальных направлений в новой доктрине становится необходимость защиты отечественного информационного пространства от иностранной пропаганды и контроля потока информации, что отражает изменяющуюся среду информационной безопасности и признает важность защиты национальных интересов и суверенитета в информационной сфере.

Для достижения вышеуказанных целей Доктрина определяет конкретные задачи и принципы деятельности государства. В ней установлена необходимость создания системы информационной безопасности, разработки и реализации соответствующих законодательных и нормативных актов, совершенствования технических и организационных мер по обеспечению информационной безопасности.

Между тем, следует считать, что в настоящий момент отсутствует единая электронная система обеспечения деятельности Госавтоинспекции МВД России, в то время как деятельность ее подразделений реализуется с помощью ряда разрозненных информационных систем [3, с. 346-353]. Данная фрагментация создает ряд существенных проблем, препятствующих эффективной работе ГИБДД. Дублирование информации, различные форматы данных, сложность межведомственного взаимодействия, затрудненный доступ к актуальной информации – все это негативно сказывается на оперативности и качестве работы инспекторов, а также на качестве предоставляемых гражданам услуг [4, с. 100-103].

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 05 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 50. – Ст. 7074.
  2. Аскеров М.И. Нормативно-правовые основы внедрения цифровых технологий в сфере государственного и муниципального управления / М.И. Аскеров, А.Р. Корнилов, Б.Е. Кошелюк // Аграрное и земельное право. – 2023 – № 11 (227). – С. 13-15.
  3. Калюжный Ю.Н. Современные вызовы и риски цифровой трансформации общественных отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / Ю.Н. Калюжный // Цифровая трансформация системы МВД России: Сборник научных статей по материалам Международного форума. В 2-х частях. – Москва. – 2022. – С. 346-353.
  4. Кудинов Д.А. Правовое регулирование цифровой трансформации деятельности госавтоинспекции / Д.А. Кудинов // Юридическая наука. – 2023. – № 8. – С. 100-103.

Поделиться

4

Леонтьев А. О. Особенности цифровой трансформации административно-юрисдикционной деятельности // Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10851-osobennosti-cifrovoj-transformacii-administrativno-yurisdikcionnoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января