В современном обществе прослеживается тенденция к снижению степени и качества речевого развития детей. Особо остро данная проблема обозначена у дошкольников с нарушением зрения. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора дети не имеют реальных, конкретных представлений об окружающем мире. Прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности, которая может проявляться своеобразием речевого развития, часто не укладывается в обычные возрастные границы.
С. Л. Коробко, Н. С. Костючек, Т. П. Свиридюк отмечают, что речевые расстройства встречаются детей с глубокими дефектами зрения значительно чаще (в полтора раза), чем у зрячих (др.). Данные о причинах этих нарушений различны, Л. C. Волкова связывает речевые расстройства у слепых и слабовидящих детей непосредственно с дефектами зрения (степенью нарушения зрения и временем его появления). По данным М. Е. Хватцева, у слепорожденных детей недостатки в произношении звуков отмечаются в 16 %, у детей, ослепших до 5–7 лет, – в 6% случаев, а результаты исследований Л. C. Волковой, А. Д. Шипило свидетельствуют о том, что нарушения звукопроизношения у младших школьников с дефектами (встречаются в два раза чаще, чем у нормально видящих детей). Недостатки произношения отрицательно влияют на формирование речевой деятельности, ограничивают круг общения детей с нарушениями зрения, что сказывается на их личностном развитии и может вести к появлению отрицательных свойств (замкнутости, негативизму и др.), трудно адаптироваться в условиях современной социальной реальности. Экспрессивная речь – это способность воспроизведения звуков речи и произношения слов, фраз. Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.
В работах А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. Н. Менчинской, Ю. А. Разенковой, С. Л. Рубинштейна, Т. Н. Ушаковой и др. раскрывается значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, коммуникативной сферы, которые являются базовыми факторами развития и формирования экспрессивной речи.
Формирование речи детей старшего дошкольного возраста никак нельзя назвать практическим накоплением словаря. Прежде всего, особенно для детей с нарушениями зрения – это очень сложный нервно-психический процесс. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками. Дети в старшем дошкольном возрасте, особенно имеющие глубокие нарушения зрения, не обладают экспрессивной речью как самостоятельным элементом вербального общения. Она по факту не развита, так как в наличие большое количество звукоподражаний, имеются упрощённые, контурные слова. Активно дети использую жестикуляцию. Тем не менее даже такая несформированная речь выполняет для незрячего ребенка коммуникативную функцию, она предстает в качестве средства общения.
У детей с нарушениями зрения в силу особенностей страдает коммуникативная функция речи, что может повлечь за собой нарушение процесса включения ребенка в общественные отношения. Это определено тем простым фактом, что экспрессивная речь – есть форма присвоения общественных отношений.
Цель исследования: выявить особенности формирования экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: экспрессивная речь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: особенности формирования экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования выражена следующим образом: Особенностями формирования экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: расширение активного словарного запаса; использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний; – речевые коммуникативные умения (способность договариваться).
В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: Провести анализ современных научных подходов к решению проблемы формирования экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Выявить особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушением зрения. Разработать, апробировать и проверить эффективность программу развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с выраженным нарушением зрения средствами игровой деятельности.
Теоретико-методологическая основой исследования выступили труды ученых, которые занимались проблемами речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: концепция речевого развития Л.С. Выготского; теоретическая концепция А. Р. Лурии, отображающая процессы порождения и восприятия речи «Речь и мышление»; теория игровой деятельности и её влияние на психическое и личностное развитие ребёнка Д. Б. Эльконин и А. П. Усова; речевое развитие в соответствии с ФГОС ДОУ Т. А. Ильиной.
Механизмы, технологии и методы формирования экспрессивной речи у детей с нарушением зрения проанализированы работах А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. Н. Менчинской, Ю. А. Разенковой, С. Л. Рубинштейна, Т. Н. Ушаковой, Л. И. Солнецевой, А. Г. Литвак и др.
В ходе теоретического исследования были выявлены базовые факторы развития и формирования экспрессивной речи детей с нарушениями зрения, значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно-практической деятельности, коммуникативной сферы.
Этапами развития экспрессивной речи как в норме, так и детей с нарушением зрения являются: формирование мотива или возникновение желания высказаться; озвучивание сформулированного высказывания.
К важнейшим функциям экспрессивной речи детей с нарушениями зрения относят: возможность выражать свое эмоциональное состояние; упрощение адаптационного периода ребенка в детском коллективе; формирование предрасположенности к быстрой социализации.
Формирование речи дошкольника с нарушениями зрения – это очень сложный нервно-психический процесс. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками. Дети в раннем дошкольном периоде, особенно имеющие глубокие нарушения зрения, не обладают экспрессивной речью, как самостоятельным элементом вербального общения.
А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева, Г. Р. Шашкина отмечают для развития речи незрячих детей важно применять модели и оборудование, позволяющее ребенку сформировать соответствующее зрительное представление о конкретном предмете, получить его словесное представление со стороны нормально видящего взрослого человека.
Теоретический анализ техник и методик формирования экспрессивной речи показывает, что зрение, безусловно, играет важнейшую роль в формировании речи детей. Следовательно, можно утверждать, что работа по формированию речи, в том числе и экспрессивной, крайне важна, так как значительную часть информации об окружающей реальности дети с нарушениями зрения получают с использованием речи.
Экспериментальное исследование проходило на базе ГКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 18 города-курорта Кисловодска» в подготовительной группе. В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики: «Рукавички», «Закончи историю» авторов Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности. Комплекс методик «Диагностика речевого развития» Е. А. Стребелевой включающие несколько заданий для детей дошкольного возраста направлена на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи), диагностику понимания ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
В результате проведенного теоретического исследования нами было выявлено, что механизмы, технологии и методы формирования экспрессивной речи у детей с выраженным нарушением зрения проанализированы работах А. Н. Гвоздева, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. Н. Менчинской, Ю. А. Разенковой, С. Л. Рубинштейна, Т. Н. Ушаковой, Л. И. Солнецевой, А. Г. Литвак и др.
В ходе теоретического исследования были выявлены базовые факторы развития и формирования экспрессивной речи, значимость развития моторной, перцептивной базы речи, подражательной и предметно–практической деятельности, коммуникативной сферы.
Формирование экспрессивной речи дошкольника с нарушениями зрения – это очень сложный нервно-психический процесс, имеющий свои особенности. Он реализуется в рамках взаимодействия ребенка с нарушениями зрения с окружающей средой в ситуации общения с родителями, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми и сверстниками. Дети в раннем дошкольном периоде, особенно имеющие нарушения зрения, не обладают экспрессивной речью как самостоятельным элементом вербального общения и нуждаются в ее развитии. Работа с детьми с нарушениями зрения по формированию экспрессивной, очень важна, так как значительную часть окружающей реальности дети с нарушениями зрения получают, используя речь.
На констатирующем этапе экспериментального исследование была проведена диагностика уровня развития коммуникативной компетентности и развития экспрессивной стороны речи у дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Была разработанная и применена «Программа развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами игровой деятельности». На заключительном этапе проведен анализ применения программы. По всем показателям экспериментальной группы зафиксирован рост более чем на 80%. В контрольной группе также зафиксировано некоторое повышение показателей, однако они значительно ниже данных детей экспериментальной группы.
В ходе экспериментального исследования выявлены особенности формирования экспрессивной речи у детей с нарушением зрения, ими являются: систематическое расширение и пополнение активного словарного запаса в виде точности словоупотребления, использование разных частей речи, через игровую деятельность дошкольников; использование в устной речи, разных частей речи, слов и словосочетаний; в игровой деятельности детей происходит формирование речевых коммуникативных умений: способность договариваться, мотива высказаться, озвучивать сформулированные высказывания; в повседневной коммуникации у детей с нарушениями зрения развивается навык вербально выражать свое эмоциональное состояние.
В экспериментальном исследовании доказана эффективность «Программы развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами игровой деятельности» и разработаны методические рекомендации для педагогов. Цели и задачи работы достигнуты, гипотеза исследования получила свое подтверждение в полном объеме.