Последние несколько лет на рынке медицинских услуг в России просматривается интересная тенденция: мировая и отечественная медицина развиваются быстрыми темпами, что приводит к росту числа как государственных, так и коммерческих медицинских организаций. По данным Росстата на 2023 год, Россияне потратили 1,36 триллиона рублей на платные медицинские услуги [1].
Гражданин Российской Федерации может получить лечение как в рамках платных медицинских услуг, так и ОМС.
ОМС (Обязательное медицинское страхование) – документ, подтверждающий, что гражданин Российской Федерации застрахован и имеет право на бесплатную медицинскую помощь [2].
Тем не менее пандемия Covid-19 внесла свои коррективы во всем привычный процесс оказания медицинской помощи: в 2020 и в 2021 годах люди реже обращались к врачам, это было обусловлено настороженным отношением к болезни и большим скоплениям людей [3].
Так или иначе, этот год является единственным исключением в плане снижения обращаемости населения в медицинские учреждения. Несмотря на то, что тема здоровья была у всех на первом месте, люди предпочитали откладывать несрочные визиты к врачам [4].
Несмотря на сложности, которые предстояло пережить человечеству за тот год, 20% частных медицинских учреждений отметили увеличение прибыли на 17%, остальные 80% отмечают, что значительных изменений не ощутили. В это нелегкое время бизнесу пришлось адаптироваться к изменениям поведенческой активности людей и создавать идеи для «удержания» предприятий «на плаву».
Именно поэтому, многие учреждения медицинского характера вдохновились тем, как быстро ресторанный бизнес и магазины подстроились под потребителей. У них была возможность выбрать понравившийся товар в интернете и заказать домой «до двери». Пандемия была еще одним поводом создать удобный сайт и изменить формат общения с пациентами.
Возможность вызвать врача любой специальности на дом и там же сдать анализы пришлась по душам тем, у кого не было возможности ехать в клинику или желания подвергать себя опасности. Кроме того, появилось такое нововведение, как онлайн консультация, которая до сих пор пользуется спросом. В современной терминологии это называется телемедициной, что весьма удобно.
На сегодняшний день рынок медицинских услуг пережил непростые времена, произошла своего рода «перестройка». Ввиду военной операции и санкций, введенных против Российской Федерации, многие компании ушли с рынка, а это значит, что некоторые виды оборудования, медицинских инструментов, средств и лекарств не будут доставляться в организации.
Российский рынок стремительно подстроился под изменения среды. Теперь мы все чаще слышим о медицинских новшествах, произведенных в стране специалистами исключительно из отечественного сырья.
Россия – большая страна с очень разными по степени развития городами, именно поэтому, прежде чем продвигать частную или государственную медицинскую организацию необходимо проанализировать рынок и своих конкурентов. Даже в небольших городах концентрация медицинских учреждений велика. Одни предлагают бесплатную медицину, другие – экономию времени пациентов и первоклассный сервис. Рекламные менеджеры и PR-специалисты должны быть максимально осторожны, ведь сфера медицинских услуг очень непроста и тщательно контролируется законом.
Необходимо помнить, что коллеги по рынку должны быть тщательно проанализированы: спектр оказываемых услуг, конкурентные преимущества, слабые стороны и недоработки. Организация должна задать себе вопрос: «Что мы можем предложить данному рынку, что привлечет пациентов?»
После тщательного анализа конкурентов необходимо четко определить целевую аудиторию организации. Она зависит от нескольких факторов:
- Частное или государственное медицинское учреждение.
- Специфика работы (онкология, стоматология, пластическая хирургия, многопрофильная организация и т. п.).
- Стоимость. Если это коммерческая организация, за что люди готовы платить и сколько, какие слои населения предпочитают ваши услуги.
Далее, необходимо понять, какие услуги пользуются наибольшим спросом на конкретном рынке, чего не хватает, и что находится в избытке.
Исходя из этих пунктов медицинские учреждения могут принять взвешенное решение, касающееся развития организации в будущем. Никто не запрещает сравнивать себя и другие медицинские учреждения, находить их сильные стороны и делать выводы, чтобы не допускать ошибок. Кроме того, отличный пример подают Американские и европейские клиники, которые придумывают самые разные способы продвижения медицинских организаций. После этого необходимо выбрать релевантные инструменты, подходящие определенной ЦА.
Практика показывает, что грамотно выстроенная маркетинговая стратегия и грамотное позиционирование могут создать сильный и прибыльный бренд. Forbes составил рейтинг крупнейших медицинских компаний в 2024 году. Совокупная выручка участников рейтинга составила 252,2 млрд рублей. В пятерку лидеров вошли: Медси, «Мать и дитя», «Европейский медицинский центр», «Медскан» и «СМ-Клиника».
Они максимально разнообразны по своим направлениям и целевым аудиториям, но объединяет их одно: основательный подход в работе с клиентами. Сервис начинается с удобства сайта и приложения, общения в колл-центре, красочной печатной продукции и регулярных упоминаниях в СМИ [5].
Данные примеры показывают, в каких широких масштабах развивается Рынок медицинских услуг в России.