Психолингвистика восходит к конференции, проведенной в Корнелле, США (1951), затем она также описана в книге Осгуда и Себеока (1954), изучалась на французском языке (1879), в Германии (конец XIX века), проанализированная Мерингером и Майером (1895) и Ноамом Хомским (1959) в его рецензии на книгу Скиннера «Вербальное поведение». Психолингвистика берет свое начало в двух дисциплинах – психологии и лингвистике. В рамках психологических подходов к языку языковой процессор рассматривается как простое устройство, которое может генерировать и интерпретировать предложения, переходя из одного состояния в другое. Существует два направления в этой области: теория информации и бихевиоризм. Теория информации (Шеннон и Уивер, 1949) подчеркивала роль вероятности и избыточности в языке и развивалась исходя из требований ранней телекоммуникационной индустрии. Это было важно из-за своего влияния на развитие когнитивной психологии. Между тем, бихевиоризм (Хомский, 1959) подчеркивал связь между входными данными (стимулом) и выходными данными (реакцией). Хомский показал, что бихевиоризм не способен справиться с естественным языком. Новый разновидностью лингвистической теории является трансформационная грамматика, которая дает представление как о глубинной структуре языка, так и о знаниях людей о своем языке.
Методы современной психолингвистики
Наиболее популярной экспериментальной техникой автора является методология прайминга. Она используется практически во всех областях психологии. Общая идея методологии прайминга заключается в том, что если две вещи похожи друг на друга и задействованы на одном и том же уровне обработки, они будут помогать или мешать друг другу, но если они не связаны, то не будут иметь никакого эффекта. Например, легче распознать слово «bread», если только что увидел слово, родственное по значению слову «butter». Эффект связи обоих слов называется семантическим праймингом. Если прайминг вызывает обработку, чтобы ускорить процесс, это называется фасилитацией. И наоборот, если прайминг приводит к замедлению обработки информации, это называется торможением. Новые признаки повреждения головного мозга постепенно становятся более точными и доступными. Ряд методов исследования активности мозга включает ЭЭГ (электроэнцефалограммы, который измеряет электрическую активность мозга с помощью электродов на коже головы. КТГ (компьютерная аксиальная томография), МРТ (ядерная или функциональная магнитно-резонансная томография) и ПЭТ. Сканирование (электронно-эмиссионная томография) позволяет получить более доступные данные в виде изображений живого мозга. Все эти методы точны, но дороги и в настоящее время ограничены во времени и пространстве. Когда мозг сканирует слово, активизируется область, отвечающая за обработку значения слов, а затем и другая область, отвечающая за обработку звучания слов. Это говорит о том, что при произнесении речи процессы, связанные со значением и звуком, не пересекаются. Это также говорит о том, что оба процесса обработки взаимодействуют.
Темы и противоречия в современной психолингвистике
Насколько модульной является языковая система?
Модульность в психолингвистике невозможна. Модуль – это автономный набор процессов. Обработка начинается с ввода, на который воздействует один или несколько промежуточных уровней обработки для получения результата. Процессы внутри модуля независимы от процессов вне модуля. Поэтому модуль, в котором происходит обработка, называется автономным, противоположная точка зрения – интерактивной. Взаимодействие предполагает влияние одного уровня обработки на другой. Дискретная модель – это уровень процесса, который может начать свою работу только после того, как предыдущий завершит свою собственную работу, в то время как каскадная модель – это информация, которой разрешено переходить с одного уровня на следующий, прежде чем она завершит свою обработку. Между тем, происходит обратный поток информации или обратная связь, когда информация с более низкого уровня возвращается на предыдущий уровень либо снизу вверх, либо сверху вниз. Автономность и интерактивность не всегда используются одинаково. Например, одна из наиболее распространенных моделей в психолингвистике предполагает генерирование ряда кандидатов (например, слова) на определенном уровне обработки, с выбором одного из них на основе информации, полученной на более высоких уровнях обработки. Поэтому в литературе по распознаванию слов эти модели описываются как автономные, а в литературе по обработке предложений – как интерактивные.
Является ли какая-либо часть языка врожденной?
Модульность имеет более широкие последствия. Языковые процессы в высшей степени модульны, и большая часть наших языковых способностей является врожденной. Модуль должен быть встроен в мозг, жестко запрограммирован и является неотъемлемой частью нашей жизни. В такой степени врожденные компоненты присущи только человеку.
Использует ли языковая система правила?
В традиционной лингвистике знания облекаются в форму явных правил. Например, множественное число существительного образуется путем добавления «-s» к его окончанию, за исключением ограниченного числа неправильных форм. Многие исследователи верили в это, но ситуация сильно изменилась под влиянием коннекционистского моделирования. За последние 20 лет коннекционизм произвел революцию в психолингвистике. У этого есть два важных следствия. Во-первых, традиционные лингвистические модели обозначены стрелкой диаграмма, называемая доксологией. Во-вторых, коннекционизм заставил нас детально рассмотреть представление, используемое языковой системой. В частности, коннекционистские подходы можно противопоставить подходам, основанным на правилах.
Что могут сказать нам исследования повреждений головного мозга и языка?
Когнитивная нейропсихология – это еще одно недавнее развитие, которое привело к изменениям в нашем понимании психолингвистики. Традиционная неврология и нейропсихология изучают участки мозга, которые контролируют различные виды поведения (локализацию функций) и разрабатывают сложные модели поведения, отражающие поток информации, проходящий через структуры мозга. Основанная на наиболее известных традиционных нейропсихологических моделях языка, модель Вернике-Гешвинда, языковые процессы в основном протекают из задней части левого полушария в переднюю, при этом высокоуровневые процессы планирования и семантики располагаются в задней части, а низкоуровневые процессы извлечения звуков и артикуляции - в передней. Между тем, специалисты по когнитивной нейропсихологии подчеркивают, что цель состоит в том, чтобы связать поведение с повреждениями мозга с моделями нормальной обработки информации. Например, афазия значительно продвинула наше понимание всех аспектов обработки речи. Афазия включает в себя дефект или потерю способности к восприятию письменной или устной речи в результате повреждения головного мозга.
Согласно Шаллису, когнитивную нейропсихологию можно отличить от традиционной нейропсихологии в трех аспектах:
- Она сделала теоретический шаг вперед, связав нейропсихологические расстройства с когнитивными моделями;
- Она сделала методологический шаг вперед, подчеркнув важность отдельных тематических исследований, а не групповых;
- Она внесла свой вклад в исследовательскую программу, в которой особое внимание уделялось тому, как модели нормальной обработки информации могут быть сформированы на основе изучения поведения с повреждениями мозга.
Более того, концепция, важная как в традиционном, так и в когнитивном плане нейропсихология – это двойная диссоциация. Например, A и B дали два задания (задача I и II). A нормально выполняет задание I, но не может выполнить задание II, в то время как B демонстрирует обратную модель поведения, нормально выполняя задание II, но не может выполнить задание I. Таким образом, эти две задачи называются двойной диссоциацией.
Вопросы современной психолингвистики занимают важное место в исследовательской деятельности за границей. Наука о языке и мышлении продолжает развиваться, открывая новые горизонты для понимания механизмов чтения, восприятия и производства речи.
Современные исследования в этом направлении охватывают различные аспекты, такие как:
- Влияние социальных факторов на языковую обработку;
- Кросс-культурные различия в восприятии языка;
- Механизмы формирования языковых навыков у многоязычных индивидов.
В результате зарубежные исследования способствуют не только углубленному пониманию механизмов работы языка, но и практическим рекомендациям для обучения и терапии. Таким образом, психолингвистика продолжает оставаться ключевой дисциплиной, объединяющей лингвистику, психологию и когнитивные науки, открывая новые пути для научных открытий и практических приложений.