Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире
Развитие мелкой моторики, мышления и внимания у детей дошкольного возраста через...

Развитие мелкой моторики, мышления и внимания у детей дошкольного возраста через тактильные игры

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

тактильные игры
мелкая моторика
пальцы рук
мячик

Аннотация статьи

В статье рассматриваются тактильные игры и их влияние на мелкую моторику рук, внимания и мышления у детей дошкольного возраста. Описываются игры, направленные на развитие данных процессов.

Текст статьи

Одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, мышления и внимания можно назвать тактильные игры. Ребенка не нужно принуждать к игре, он сам включается в нее и с интересом выполняет игровые действия, в процессе чего и развивается мелкая моторика и познавательные процессы.

Тактильные игры – это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи.

Приведем примеры игр, которые зарекомендовали себя в практической работе педагогов-психологов и учителей-логопедов наибольшую эффективность:

  • «Тактильное лото». Перед ребенком выкладываются все составляющие игры и просят назвать каждый элемент. Затем кладут карточки с изображением элементов набора картинками вверх и просят найти к каждому пару. Другой вариант игры, попросить ребенка подумать, какой из предметов в наборе подходит к изображению. Показываем одну из деталей набора и просим назвать 2-3 ассоциации к нему. В зависимости от возраста можно попросить придумать историю из ассоциаций.
  • «Волшебный мешочек». В непрозрачный мешочек сложить различные предметы и вытаскивая на ощупь необходимо назвать. Усложненный вариант игры. Попросить найти на ощупь предмет, который на ощупь похож на тот, что нарисован на картинке.
  • «Игра-балансир». Игроки по очереди раскладывают все кружочки на балансир так, чтобы он не потерял равновесие, и конструкция не обрушилась. Класть кружочки можно друг на друга или в ряд. Если после хода игрока конструкция устояла – наступает очередь следующего, если обрушилась, то игрок проигрывает.
  • «Поп-ит». Для данной игры понадобиться бусины в количестве по 18 штук на каждого игрока, одного цвета каждому. Первый игрок нажимает любую кнопку на поле и вкладывает в получившуюся выемку фишку своего цвета, затем ход переходит к другому игроку. В свой ход второй игрок также может нажать любую кнопку и разместить в ней фишку своего цвета. Игроки ходят по очереди до тех пор, пока кто-то из них не соберет 4 фишки в ряд своего цвета по вертикали, горизонтали или диагонали. Второй вариант игры. Первый игрок выбирает ряд и может нажать в нем от одной до трех кнопок, второй игрок также может выбрать любой рад и любое количество кнопок от одного до трех, тот игрок, которому пришлось нажать последнюю кнопку на игровом поле, считается проигравшем. Третий вариант игры. Для игры необходима одна бусина. Положите на стол бусину, а сверху накройте ее так, чтобы ни один из игроков не видел, под какой именно ячейкой находится бусина. Задача игроков – делать ходы по очереди, нажимая на ячейки на основе. Тот, кто нажмет ячейку, под которой бусина, тот и проиграл. Можно подкладывать несколько бусин или делать несколько нажимов за один ход.
  • «Пальчиковый зоопарк». Положите перед ребенком картонную дорожку, выберите персонажа и наденьте карточку с ним на пальчики. Обсуждаем с ребенком животное на карточке, где живет, чем питается, какие звуки издает. Теперь нужно прошагать пальчиками по дорожке. Раскладываем на дорожке препятствия: палочки, помпошки и камешки. На камешек можно наступить, палочку - перешагнуть, помпошку – толкнуть
  • «Лапкой» зверушки. Второй вариант игры. Перед ребенком кладутся 2 дорожки и на каждую руку надевается по животному. Необходимо пройти дорожки обеими руками, стараясь, чтобы они двигались одновременно. Можно усложнить задание, добавив на дорожку препятствия, палочки, камешки, помпошки.

Таким образом, помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также помогают управлять ими, помогают наладить межполушарное взаимодействие, учат концентрации внимания, способствуют развитию мышления.

Список литературы

  1. Федякова Е.В. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством использования тактильных игр // Образовательный альманах. 2022. – № 2. URL: https://s-ba.ru/conf-posts-2022-02/tpost/scvskuzby1-razvitie-melkoi-motoriki-ruk-u-detei-ran.

Поделиться

110

Чувылкина О. В., Зубова Н. Н. Развитие мелкой моторики, мышления и внимания у детей дошкольного возраста через тактильные игры // Общественно-гуманитарные перспективы: трансформация ценностей и идентичностей в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/10862-razvitie-melkoj-motoriki-myshleniya-i-vnimaniya-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-cherez-taktilnye-igry

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля