Главная
АИ #51 (233)
Статьи журнала АИ #51 (233)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии как средство развит...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проектно-исследовательская деятельность
мотивация обучения
критическое мышление
функциональная грамотность
учебная деятельность
образовательный процесс

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность организации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе как одного из способов повышения мотивации учащихся к обучению.

Текст статьи

Современное образование живет и развивается в постоянно меняющемся мире, в котором требования к образованию постоянно растут и изменяются. Среди всех критериев успешности работы учителя является стопроцентная успеваемость школьников и мотивированное изучение предмета. Встает вопрос, каким образом заинтересовать обучающихся, мотивировать их к изучению предмета?

Одним из способов повышения интереса является привлечение учащихся в проектно-исследовательскую работу.

Проектно-исследовательской деятельностью – это один из видов творческой деятельности учащихся. Можно выделить некоторые особенности данного вида деятельности:

При организации исследовательской деятельности учащимся предлагается решить задачу, причем каким будет решение этой задачи, какой получится результат неизвестно. Это главное отличие от проектной деятельности, которая предусматривает прогнозирование результата и ясное представление об итоговом продукте деятельности.

Исследовательская деятельность – это самостоятельная творческая работа, в результате которой происходит приобретение обучающимися новых знаний. Но данная работа должна проходить под руководством учителя, т. к. в ходе исследовательской деятельности дети усваивают сущность явления, находят истину.

Кроме того, учебные исследования отличаются от научных исследований. Главная цель исследования в науке является получение объективных результатов, которые не были известны ранее, получены впервые. А целью учебного исследования является получение учащимся новых знаний, которые являются новыми и значимыми лично для него. Поэтому исследовательские задачи для ученика заключаются в анализе, посильного для ребенка.

Организация проектно-исследовательской деятельности способствует развитию у ребенка удовлетворенности собой, своим результатом, повышает уровень осмысленности и значимости происходящего, что предполагает дальнейшее самосовершенствование и самореализацию. Практическое применение знаний, полученных на уроке – одна из целей моей работы. Ведь в будущем ребенку придется решать немало задач, принимать решения, соответствовать новым условиям, то есть у детей должна быть сформирована исследовательская культура.

Можно выделить отличия проектно-исследовательской деятельности от олимпиад, которые также выступают как средство формирования критического, неординарного мышления:

  1. В проектно-исследовательской деятельности достигать успеха могут ученики, заинтересованные в результате (не обязательно это будут «отличники»): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на решение ее свое свободное время.
  2. В отличие от олимпиад проектно-исследовательская деятельность имеет три уровня: школьный, учебно-исследовательский и научно-исследовательский.

На школьном уровне привлекается достаточное количество учащихся, но тематика проектов при этом связана с темами учебного предмета, а работа заключается в поиске информации по первоисточникам.

Учебно-исследовательская деятельность требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, сбор и анализ данных, оформление результатов исследований в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Научно-исследовательский уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в решении поставленной проблемы. Ученик должен уметь формулировать свои логические умозаключения, собственные предложения по организации и проведению эксперимента, трактовке его результатов.

При организации проектно-исследовательской деятельности на уроках дети учатся делать устные сообщения по выбранной теме, отвечать на вопросы и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, формируется функциональная грамотность: грамотное изложение прочитанного, четкая формулировка поставленных цели и задач, описания проведения эксперимента, характеристик результатов своей деятельности и т. д. При этом ученику необходимо дома самостоятельно работать в течение определенного времени над темой (изучать различный источники информации), готовить свой отчет и устный ответ, глубже осознавая материал, выбранный для рассмотрения.

В условиях модернизации российского образования одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.

Исходя из этого один из важных путей решения задачи современного образование – организация проектно-исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности. Обучение приёмам проектно-исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, критического мышления, творческого подхода к изучению явлений действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках и ресурсах информации.

Поэтому учитель должен продемонстрировать ученикам их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны им пригодиться жизни. Это возможно, если проблема проекта или исследования взята из реальной жизни, является доступной для понимания ребенка, значимой для него и для ее решения ему необходимо приложить полученные знания ил знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель при организации проектно-исследовательской деятельности может указать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Рассматривая организацию проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе, нужно обратить внимание на идею о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении проблемы проекта или исследования. Можно выделить два вида результата: внешний результат – практический выход проделанной работы (увидеть результат, осмыслить его, применить в реальной практической деятельности); внутренний результат – опыт деятельности, что является бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Проект решает задачи развивающего и проблемного обучения, поскольку предполагает широкое многообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ компетентности учащихся.

Работа над исследовательскими проектами приближена к подлинным научным исследованиям. Она включает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента.

Можно сформулировать алгоритм действий учителя при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке труда (технологии):

  • Совместный поиск проблемы и темы проекта, обоснование её актуальности и выявления желания участников в её исследовании и решении.
  • Коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования.
  • Самостоятельная работа участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя.
  • Презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта.
  • Подведение итогов, рефлексия.

На основании своего опыта хочу отметить следующие положительные стороны проектного образования:

  • Углубление знаний учащихся по предмету, развитие мотивации к изучению предмета;
  • Выявление способностей и интересов ученика;
  • Развитие функциональной грамотности и критического мышления: интереса к науке, умение работать с литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

В настоящее время применение проектно-исследовательской деятельности становится необходимым элементом современной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектно-исследовательскую деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Необходимо отметить, что участие в проектно-исследовательской деятельности играет огромную роль в личном самоопределении обучающегося. Исследовательская деятельность дает возможность детям определиться в своих профессиональных планах, переосмыслить личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников исследовательского проекта, сформировать навыки коммуникации в группе.

 Современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Поскольку программа обучения технологии синтезирует знания из математики, физики, химии, биологии, наглядно реализует межпредметные связи, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то я считаю, что выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни, а также реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.

Поделиться

178

Шевелев Н. Г. Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся // Актуальные исследования. 2024. №51 (233). Ч.II.С. 103-105. URL: https://apni.ru/article/10865-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-obuchayushihsya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля