В современном мире существует множество увлекательных занятий, связанных с созданием кукол и работой с ними. Эти занятия могут быть интересны как детям, так и взрослым.
Наука, изучающая кукол и их применение, называется кукловедением. Она охватывает широкий спектр дисциплин, включая педагогику, психологию, искусствоведение, историю, этнографию и даже медицину.
Особой популярностью пользуются уроки по созданию традиционных кукол из ткани и природных материалов. Педагоги и искусствоведы, работая с детьми, изучают народную игрушку, создавая обереги и декоративные куклы, в которых можно увидеть образы из народных сказок и классических произведений русской литературы.
На основе книг, посвящённых народной кукле, создаются мастер-классы для детей и взрослых. Многие мастера игрушек предлагают свои авторские курсы в интернете, на блогах и тематических форумах, посвящённых рукоделию и работе с детьми.
Занятия по созданию народной игрушки можно совместить с уроками истории, этнографии и краеведения. Практические занятия помогают лучше усвоить теоретический материал, делая его более живым и наглядным.
В работе с детьми часто используют подручные материалы: лоскутки ткани, одежду и аксессуары (колготки, платки), а также природные материалы (плоды растений, ветки, ракушки). Это не только продолжение народных традиций, но и возможность научить детей бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде, а также навыкам рукоделия (шитью, вязанию, бисероплетению, работе по дереву).
Дети не просто играют с куклами – они воспринимают их как живых существ, равных себе, и болезненно переживают расставание с ними. Поэтому игры с куклами могут стать уроками доброты и внимания к другим.
Для работы с дошкольниками часто используют японское искусство оригами – создание фигурок из бумаги без использования клея. Все поделки основаны на нескольких базовых формах. Некоторые из них имеют многовековую историю и происходят из японского фольклора, другие созданы современными художниками и педагогами.
Оригами сегодня стало международным искусством. Мастера проводят семинары, конференции и практикумы.
Большой популярностью среди детей и взрослых пользуются самодельные куклы, изображающие персонажей популярных произведений литературы, кино, мультфильмов и интернет-культуры. С распространением интернет-мемов среди художников часто появляются куклы, изображающие таких персонажей, как морское чудовище Ктулху или дикий кот манул, а также реальных исторических личностей.
Через игру в куклы можно «оживить» и «приблизить к себе» любых героев, отразить актуальные проблемы общества и социальные и философские потребности. С помощью кукол можно рассказывать детям о явлениях природы и общества, а также обучать различным дисциплинам: чтению, письму, математике, естествознанию и иностранным языкам. Кукла в этом случае становится живым персонажем, другом, соавтором и собеседником.
Отдельно стоит упомянуть использование кукол и кукольного театра в психологии, психотерапии и коррекционной педагогике.
Куклотерапия берёт своё начало в 40-х годах XX века, когда американский психотерапевт Якоб Леви Морено основал Институт социометрии и психодрамы в США. В своей психиатрической клинике он создал специальный лечебный театр, где врачи, пациенты и их родственники могли отражать в своих постановках наиболее травмирующие ситуации. В качестве зрителей выступали как сами врачи, так и больные, и члены их семей.
Метод Морено показал весьма ощутимые результаты, и постепенно у него появились последователи в Западной Европе: Англии, Франции, Германии и Нидерландах. Куклотерапия стала самостоятельным направлением в психотерапии.
В СССР до перестроечных времён психодраму и арт-терапию не признавали, так как они считались буржуазными направлениями в науке, противоречащими идеологии марксизма-ленинизма. Лишь в 1990 году советские специалисты Ирина Медведева и Татьяна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией.
Драматическая психоэлевация: комплексная методика
Драматическая психоэлевация представляет собой комплексное воздействие с помощью специально заданных ситуаций. Её основной принцип – не лечение симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу и понять причину невроза.
Эта методика позволяет работать с детьми разного возраста. Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы, изображающие знакомых ему жизненных или сказочных персонажей, и предлагают выбрать понравившуюся игрушку. По выбору можно многое сказать о ребёнке.
Например, если ребёнок выбирает зайчика, можно предположить, что у него есть страхи. Если волк – агрессию, а непонятных персонажей часто выбирают дети, страдающие психопатиями. Затем с куклой ведётся диалог. В своей статье «Основы куклотерапии» кандидат психологических наук А. Ю. Татаринцева предлагает приблизительный перечень вопросов.
Этапы лечения
Лечение по этой методике можно условно разделить на два этапа. Первый этап называется «Лечебные этюды» и длится несколько недель. Особое внимание уделяется домашним заданиям, в ходе которых дети вместе с родителями репетируют сценки, заданные терапевтами. Основная работа проводится в группе, при этом дети уже со второго занятия получают индивидуальные задания, соответствующие личности каждого ребёнка.
В качестве примера А. Ю. Татаринцева приводит этюд для работы с такой проблемой, как ревность.
Лечебный спектакль
Второй этап программы – лечебный спектакль. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты мастерят сами дети и их родители, которым также придумываются полноправные роли.
Куклы также могут использоваться воспитателями детских садов в качестве наглядного пособия. Дети рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Однако не стоит забывать, что и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются – от характера, эрудиции и уровня подготовки педагога.
Заключение
В современном обществе существует проблема недостаточного понимания родителями, воспитателями и педагогами исторического и культурного значения игровых кукол. Для того чтобы понять потенциал кукольной игры, необходимо обратиться к кукловедению.
Превращение кукол в персонажей с историей может расширить кругозор ребёнка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы и религии. Кукловедение представляет интерес не только для детей, но и для педагогов.
Особое значение в педагогическом процессе имеют куклы, изготовленные своими руками. Создание кукол способствует развитию навыков рукоделия и внимания к традициям своего народа, а также позволяет рассказать о национальных праздниках, традициях, обычаях, эстетической и религиозной составляющей.
Кукольные представления способствуют развитию диалога между детьми, формированию соревновательного духа и интереса к мировой литературе. Важно учитывать обрядовый, религиозный и «магический» аспекты кукловедения, избегая при этом отрицательных образов.
Педагоги отмечают засилье массовой культуры в детских играх и недостаток внимания к народным традициям. Основной недостаток современных игрушек – отсутствие индивидуальности, что приводит к формированию стереотипного мышления. Использование популярных образов из мультфильмов, телепередач и компьютерных игр может стимулировать воображение и расширить кругозор.
Интерес к истории игрушек и навыки, приобретённые в детстве, могут возродиться во взрослом возрасте.