Содержание педагогического процесса непрерывного обучения в коллективах бального танца отражается на учебно-тренировочном процессе. Весь учебно-тренировочный процесс в коллективе спортивного бального танца построен и направлен на изучение танцевальных элементов и фигур европейской программы, и изучение танцевальных элементов и фигур латиноамериканской программы бального танца. В которых существуют свои правила, требования и традиции, передающиеся из поколения в поколения спортсменам-танцорам бального танца.
Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок по бальному танцу интересным, концентрирует внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым.
«Хореография «Формейшн» команды включает в себя как хореографию отдельных пар, так и общий характер движения пар на паркете. Все пары должны следовать ритму музыки, движения должны выполняться одновременно. Всегда отмечается синхронность команды» [1].
Программа обычно имеет некоторые свободные формы хореографии в «выходе» и «уходе», которые могут включать в себя движения из джаз-танцев, балета, или любого другого вида танцев. Эти отрезки выступления четко обозначены гонгом и не входят в зачетную часть выступления.
«Выход» и «уход» позволяют танцорам показать свою собственную технику в дополнение к их способности работать в команде.
Формы (также известные как узоры, картины, изображения или на англ. манер «паттерны»), которые являются основой хореографии – это «бриллианты», квадраты, диагонали, круги и линии. Программа оценивается по распределению участников по паркету, по тому, насколько «читаемы» паттерны и переходы между ними [2, с. 14-28].
В «Формейшн» одним из главных критериев оценивания является командное мастерство или синхронность. «Привести к единому знаменателю несколько пар, в особенности на начальном этапе обучения – задача непростая, так как исполнителям приходится координировать много задач одновременно» [5].
Амплитуда движений, эмоциональность, направление взгляда, углы работы руками и умение «танцевать соседа» – вот те подводные камни, на которые следует обращать внимание при синхронизации работы ансамбля.
Что необходимо знать исполнителю для создания синхронности в «Формейшн»:
- На какой конкретный счет исполняется каждое движение: шаги, повороты головы, подъемы рук и так далее. Каждое движение соответствует конкретному такту музыки. При всех прогонах это не должно изменяться.
- Всегда знать, куда смотреть в каждый конкретный момент (в большинстве своем все взгляды в «Формейшн» направлены на зрителя, то есть в зал). Фокус направлен вперед и вверх несмотря на то, что на чемпионатах и первенствах ансамблей зритель находится, зачастую, с четырех сторон площадки.
- Какой ракурс корпуса, какой интервал между танцорами и/или парами и какое конкретное количество шагов (всегда одинаковое) исполняется. Лишний шаг будет виден.
- Упражнения для выработки синхрона в коллективе (Тренировка в линии – Смена лидера – Дыхание – Работа с остановками – Смена партнеров – на различные стороны).
Теперь рассмотрим каждый прием отдельно.
Тренировка в линии
Все пары, независимо, где на площадке во время композиции они будут находиться, выстраиваются в одну вертикальную линию. Какой бы рисунок ни был – синхронность легче (и это виднее тренеру и понятнее исполнителю) наработать. Исполнитель может сравнить свое танцевание с танцеванием своего товарища и исправить ошибки. Можно сказать, что я буду танцевать своего соседа спереди. И во всем его повторять. Не следует забывать о расставленных счетах, точках и акцентах. Именно на этой стадии они закрепляются и уточняются. Независимо от того, в какую сторону проставлен в конкурсной вариации взгляд, в данном упражнении он должен быть поставлен вперед. Это обуславливается задачей упражнения. «Танцуя соседа», танцоры выстраивают цепочку. На данном этапе можно между двумя более сильными (или опытными) парами поставить либо новичка, либо запасную пару – это поможет им скорее влиться в коллектив и стать его полноценными «винтиками». Еще раз под счет, без музыкального сопровождения расставляются или уточняются все моменты. Взгляд в данном упражнении «через голову» («поверх головы») впереди стоящего.
Строим линии корпуса – они слегка шире, чем в личном конкурсном танцевании. Равнению подвергаются не только взгляд, но и плечи, руки, ночи и стопы всех членов ансамбля. После всех уточнений многократное повторение под музыку. Такое упражнение можно повторять как на каждой репетиции, так и по мере необходимости (ввод нового танцора, изучение нового материала и так далее). Это упражнение можно делать и в горизонтальной линии. В данной интерпретации оно подойдет для отработки горизонтальных перемещений пар, либо танцоров поодиночке. В данном случае контроль осуществляется с боку. Если танцуют отдельные танцоры, то можно положить одну или две руки либо на плечи, либо на талии рядом стоящих. В данном варианте упражнение подходит для отработки длины шагов.
Смена лидера
По сути, это развитие упражнения Тренировка в линии. После 1-2 исполнений вариации в линии «лидирующая» (пара, стоящая спереди) уходит и становится самой последней. Танцевать впереди сложнее – нет возможности «спрятаться» за впереди стоящего человека. Иногда пары настолько привыкают танцевать не на первой линии, что, танцуя очень неплохо сзади, выходя вперед, теряются и совершают ошибки. Это упражнение поможет выявить как потенциальных танцоров первой линии, так и помочь преодолеть комплекс «ведомого». Кроме того, рекомендую менять порядок пар в самой линии. Часто участники коллектива привыкают к своему «ведущему» и при его смене начинают допускать ошибки. Упражнение делается до тех пор, пока все члены коллектива не протанцуют на лидирующей позиции.
Дыхание
Этот прием может быть добавлен к выполнению любых вышеперечисленных упражнений. По сути, мы развиваем Тренировку в линии, добавляя и накладывая приемы один на другой. В чем суть данного метода добавления дыхания к движению. Этим приемом можно пользоваться и при работе с конкурсными парами. Всем известно, что в различных видах единоборств и некоторых других видах спорта (особенно ярко это видно в большом теннисе), при выполнении ударов (постановке точек) спортсмены издают звуки, которые помогают им «вложиться», придавая дополнительную энергию. На практике – в подобные моменты диафрагмальное дыхание помогает поставить логическую точку в движении. Грубо говоря – пение синхронизирует. Здесь стоит оговориться – это не поверхностные звуки, а именно диафрагмальное дыхание. Если все члены коллектива будут одновременно и правильно дышать, то танец начнет «раскачиваться» («дышать»). В зависимости от постановки точек в композиции у партнеров и партнерш дыхание может не совпадать. Этот прием добавляет определенной музыкальности в исполнение «Формейшн».
Работа с остановками
В данном упражнении (приеме) разбивается весь танцевальный фрагмент (где это возможно) на небольшие (по одному такту для танцев Ча-ча-ча, Румба и Джайв, и по два такта для танцев Самба и Пасодобль.). Между фрагментами танцевания участники стоят то же количество тактов, что и танцевали. Проще говоря, танцуем раз-два-три-четыре, а пять-шесть-семь-восемь стоим. Во время остановки участники не отдыхают, а подравниваются, проверяют позиции и взгляды и набирают энергию для дальнейшего исполнения. Это упражнение требует предельного внимания, ведь надо останавливаться каждые четыре счета и не терять последовательность композиции. Упражнение можно исполнять как в линии, так и со сменой лидера. Количество в зависимости от выбранного способа – зависит количество повторений.
Работа на различные стороны
Этот прием позволяет научиться танцевать на лицевую и тыловую сторону площадки, а также подстраиваться под различные конкурсные площадки. Этот метод полезен для детей тем, что они учатся запоминать прежде всего ощущения внутри команды, а не ориентироваться на внешние привычные знаки площадки, ведь на турнире площадка будет совершенно новая, а ощущения интервала внутри команды должно остаться прежним. Количество повторений можно варьировать в зависимости от длины исполняемого фрагмента. Если вы танцуете прогон, то можно станцевать его по одному разу на каждую из необходимых сторон. Все эти приемы могут применяться как к наработке синхронности тела, перемещения, работы бедер, рук, головы, взгляда, вращений, шагов и тому подобного отдельно, так и всего в целом.
Подводя итог, отметим, что танцоры (и по отдельности, и в паре) обязаны четко знать и понимать, что они делают в каждый конкретный счет вариации. Кроме этого, они должны видеть друг друга постоянно, только тогда появится целостность исполняемой постановки.
На всех этапах обучения педагогический процесс в коллективе бального танца по направлению «Формейшн», строится на том, что, готовясь к уроку, его нужно обязательно тщательно продумать. Во время проведения урока педагог-тренер должен разумно сочетать показ упражнения с объяснением, особенно при освоении нового движения программы обучения [6, с. 43-45]. Показ должен быть технически грамотным и четким. Показ не должен заменять собой те указания и замечания, которые может сделать педагог бального танца (табл.).
При возникновении грубых ошибок в исполнении лучше остановить всю группу и вновь, показывая и рассказывая, объяснить упражнение программы. Замечания по устранению ошибок могут иметь «профилактический» характер, то есть до выполнения задания педагог бального танца ‑ ученик предупреждает всю группу о возможных ошибках. Во время исполнения упражнений и комбинаций латиноамериканской программы делали попутные замечания, обращаясь как ко всей группе, так и к отдельным лицам [7].
Таблица
№ этапа | Название этапа | Порядок проведения урока |
1 | Создание предварительного представления об изучаемом движении (действии) – начальное разучивание |
|
2 | Разучивание движения (углубленное разучивание) |
а) изучение подводящих, подготовительных движений, упражнений; б) выполнение упражнений в облегченных условиях или с помощью; |
3 | Совершенствование движения |
|
Замечания, так же как и объяснения, следовали в простой, краткой, убедительной форме. Педагогу бального танца нужно не только найти ошибку, но и добиться от танцоров выполнения своих указаний. Необходимо требовать от учеников четкого начала и завершения упражнений латиноамериканской программы – это дисциплинирует, приучает к точности и законченности в работе.
Решающую роль в работе педагога бального танца играет планирование, продуманное построение урока. Нарастание трудности изучаемого материала должно идти по принципу от простого к сложному, от малого к большому: в этом состоит основное условие доступности, без которой невозможен успех в освоении учениками упражнений повышенной трудности [8].
Принцип систематичности, который рассматривался выше, также основан на выполнении таких известных правил, как переход от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Такая последовательность открывает возможность, по мере роста физической подготовленности учащихся, систематически увеличивать воздействие на отдельные системы организма ‑ на мышцы с целью развития силы, на суставы для увеличения их подвижности ‑ и на весь организм в целом.
Следует отметить также последовательность в изучении новых движений латиноамериканской и европейской программ; он столь же обязателен и не менее важен, как и принципы систематичности. Постепенное наращивание учебного материала, последовательное добавление нового к тому, что уже хорошо усвоено, обеспечивает наиболее активную, эмоциональную, без лишней напряженности мышечную работу. И напротив, пропуски в изучении техники, как правило, нарушают равномерную работу мышц. Проводить урок бальной хореографии программы нужно так, чтобы внимание учеников должно быть сосредоточено не столько на том, что и сколько нужно выполнить, а, главным образом, на том, как и с какой целью это делается, какие мышцы развиваются, какое движение может пригодиться в спортивной тренировке [9].
Прочного овладения материалом упражнений также помогает освоению свободы, легкости и точности выполнения изучаемых движений. Многократное и осознанное повторение движений приводит к образованию устойчивого навыка. Совершенство, достигнутое в изученных движениях, благотворно влияет на развитие двигательной памяти, которая в свою очередь, немало способствует процессу овладения новыми навыками.
Особенности построения учебно-тренировочного процесса по бальным танцам зависят от конкретных педагогических задач. Помимо общих задач, на каждом уроке (или занятии) бальными танцами ставятся конкретные задачи по обучению определенным движениям или совершенствованию умений и навыков в соответствии с общими задачами [10].
Следует отметить, что каждый урок по бальной хореографии опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому, и является очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что содержание педагогического процесса и образовательных технологий системы непрерывного обучения в коллективах бального танца по направлению «Формейшн» имеет свои особенности. Весь педагогический учебно-тренировочный процесс независимо от этапов обучения в коллективе бального танца построен и направлен на изучение танцевальных элементов и фигур европейской и латиноамериканской программ, в которых, существуют свои правила, требования и традиции, передающиеся из поколения в поколения спортсменам-танцорам бального танца. В эпоху перемен, когда ценностные ориентиры разрушены, особенно актуальна задача коллективов спортивного бального танца – сохранение традиций и правил, их передача из поколения в поколение, использование педагогических приемов, активизирующих творческие процессы формирования личности.