Соревновательный бальный танец в первое десятилетие XXI века стал популярнейшим видом досуга, способом самореализации, видом спорта, профессиональным видом деятельности. Наряду с имеющимися, возникает ряд новых организаций, объединений, профессиональных союзов, занимающихся развитием и пропагандой соревнований бального танца.
Особое место в соревновательной деятельности бального танца, на сегодняшнее время, занимают категории «Pro Am».
Суть таких спортивных турниров в том, что любители получают уникальную возможность соревноваться вместе с профессионалами. В бальных танцах «Рro Аm» подразумевается, что танцевальная пара состоит из профессио-нала и любителя (ученика), а судьи оценивают мастерство именно ученика.
Главная цель профессиональных танцевальных клубов и коллективов – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию танцоров, всемерно раскрывать их творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей – это личностно-ориентированное образование.
Всякое обучение, по своей сущности, в том числе и обучение бальному танцу в категории «Pro Am» есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств. Личностно-ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы танцоров. На этой основе он определяет стратегию своего взаимодействия с группой, формы включения танцоров в общую деятельность.
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации деятельности, нацеленной на обучение искусству бального танца на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей танцоров.
Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создаются благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом, общий уровень образования должен быть одинаков для всех. Развитие личности ученика в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.
Дифференциация обучения в коллективах бального танца должна быть гибкой и подвижной, позволяющей педагогу в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства требований» ко всем без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.
Осуществление дифференцированного подхода в подготовке танцоров категории «Pro Am» потребует:
- изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей;
- определение критериев деления танцоров на группы;
- умение совершенствовать способности и навыки танцоров при индивидуальном руководстве;
- умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
- перспективное планирование деятельности танцоров (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;
- умение заменить малоэффективные приемы дифференциации более рациональными.
Продолжая обучение в старшей ступени танцевального коллектива перед учениками, встает вопрос определения своего места в жизни. Содержание обучения должно быть ориентировано на те тенденции развития танцора, иными словами, быть полезным для каждой возрастной группы на сегодня или на ближайшее будущее.
Виды и формы дифференцированного обучения
Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном).
В современной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
- по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
- по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
У каждого преподавателя свой стиль работы, своя методика и система требований. От их характера, последовательности и содержания зависит развитие танцевального коллектива, его нравственных основ. Практика показывает, что чем выше и обоснованнее требования преподавателя, тем выше организация его работы, нравственный настрой детей. И, наоборот, чем ниже уровень требований, тем ниже показатели в коллективе. Но в любом случае, если педагог правильно формирует свои требования, и они отвечают определенным условиям, он должен помнить, что они должны быть: последовательны, понятны, оправданы, посильны для выполнения.
На основе исследований определяются дифференцированные группы: по степени выраженности хореографических способностей (одарённые дети, дети со слабо выраженными способностями, дети – норма) и по склонностям к той или иной программе бального танца (европейская или латиноамериканская). При необходимости производится перемещение учащихся из группы в группу на основе ярко выраженных показателей развития и успешности обучения.
Самым распространенным методом внутригрупповой дифференциации и индивидуализации на занятии является выполнение учениками заданий разного уровня сложности. Кроме того, дифференцируются задания по степени самостоятельности учащихся, по уровню творчества, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы танцоров в группе, каждому из них предлагается выбрать свой, в зависимости от индивидуальных психологических особенностей усвоения учебного материала. Кому-то надо постоять и осмыслить упражнение, кому-то много раз повторить всё упражнение, замедляя темп в «трудных местах», а кому-то «отработать» только «не получающийся» элемент.
Степень самостоятельности учащихся здесь различна. Для одной группы предусмотрена самостоятельная работа, для другой – полусамостоятельная, для третьей – фронтальная работа под педагогическим руководством, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи использую:
- помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
- помощь в виде «подсказок».
Танцоры сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством педагога. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. Очень часто на занятиях используется работа учащихся в парах или тройках, где одному (более успешному в обучении) предлагается роль педагога, а другим (неуспевающим) – учеников.
В зависимости от темпа обучаемости и упражнения, которое не получается, в разных подгруппах может варьироваться не только время выполнения, но и содержание заданий. Далее, с целью контроля эффективности такого обучения, обязательно идёт проверка качества выполнения работы каждого из участников подгруппы (и учащего и обучающего) в виде обще-группового просмотра исполнения упражнений, где каждый «педагог» представляет своего «ученика», и оценивается и качество исполнения, и качество обучения, или даже в виде мини соревнований между подгруппами. Анализируют, указывают на ошибки и достижения, оценивают результативность друг друга дети самостоятельно, но под педагогическим контролем.
Различный характер дифференциации и цели этих заданий, позволяют в течение урока обращаться к подобной организации учебной деятельности многократно, создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности и улучшений результатов танцора.